Особенности управления в разных сферах человеческой деятельности. Сравнительный анализ на примере организации управления в сферах: госуд

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в курсовой работе, является изучение, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области методов управления персоналом как в органах власти, так и в частном бизнесе.
Для достижения указанной цели в курсовой работе, поставлены следующие задачи:
1) ознакомиться с теоритическими основами управленческой деятельности;
2) исследовать и раскрыть специфику управления в государстве и предпринимательстве;
3) сравнить особенности организации управления в конкретных сферах и сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ИСТОКОВ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ 7
1.3. ТИПЫ И ВИДЫ СФЕР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ГОСУДАРСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 15
2.1 ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ 15
2.1.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 16
2.1.2 ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО 21
2.2 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.2.1 ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.2.2 ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ 24
2.2.3 ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ 25
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по теории управления.docx

— 66.51 Кб (Скачать)

Модель  организации, которая создает у  индивидов чувство персональной значимости и ответственности и  обеспечивает удовлетворенность, гибкость и развитие, имеет следующие характеристики:

1. Она  относительно проста, поскольку  снижает значение специализации  и расширяет диапазон работ;

2. Она  относительно децентрализована, поскольку  не делает упора на власти  и увеличивает глубину работ;

3. Она  относительно неофициальна, поскольку  делает упор на продукте и  потребителе как основах управления.

Ведущий идеолог применения органической модели - Ренсис Ликерт. Его исследования в университете Мичигана позволили ему утверждать, что органическая структура резко отличается от механистической организации по ряду структурных аспектов.

Стоит заметить, что органический тип структуры  управления находится лишь в начальной  фазе своего развития, и в «чистом» виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода  к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде. К органической модели относятся такие виды организационных структур как матричная, структура по проекту.

Виды организационных структур

Существуют  следующие организационные структуры  управления:

1. Линейная;

2. Многолинейная  (функциональная);

3. Линейно-штабная.

«Линейная организационная структура управления - это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному  каналу проходят все команды управления.

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху  вниз», а сам руководитель нижнего  звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей  данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что  подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя.

Как видно, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько  подчиненных. Такая структура функционирует  в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада, отдел  и т.д.).

В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному  признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.

Линейная  структура управления является логически  более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных  знаний.

Серьезные недостатки линейной структуры в  определенной мере могут быть устранены  многолинейной структурой.

Многолинейная (функциональная) организационная структура управления организацией. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Идея  состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию.

Функциональное  управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

Вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление. Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

Как и  линейная, многолинейная структура  имеет свои преимущества и недостатки.

Недостатки  как линейной, так и многолинейной  структур управления в значительной степени устраняются линейно-штабной  структурой.

Линейно-штабная  организационная структура управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий  определенный коллектив. Ему при  разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

В данном случае функциональные структуры подразделений  находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения  они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

Таким образом, линейно-штабная структура включает в себя специальные функциональные подразделения (штабы) при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.

Линейно-штабная  структура так же имеет свои положительные  моменты и недостатки».

Изучая  историю управленческой деятельности и ее основные компоненты, я провела  сравнительный анализ особенностей организации управления в двух сферах человеческой деятельности: государство  и предпринимательство. Исследование приводится в следующей главе.

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ГОСУДАРСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

    1. ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

Общепринятого определения понятия «государственная служба» нет. В своей работе я хочу выделить два определения, на мой взгляд, более емких:

- форма  реализации связи отношений государства,  общества, закона и гражданина;

- особый  вид управленческой деятельности.

Встречаются и другие, менее обоснованные определения  понятия «государственная служба». Однако в Федеральном законе дается строгое определение этого понятия. В нем государственная служба определяется как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Следовательно, государственная служба – это  особый вид профессиональной деятельности, и заниматься ей можно лишь в государственных  органах.

Основной  целью государственной службы является практическое осуществление Конституции  и законов государства. Для этого  она выполняет следующие задачи: формирование общественно-политических и государственно-правовых оснований, обеспечивающих реальную связь государства  с населением, поддерживающих авторитет  государственной службы; обеспечение  эффективной работы и развитие государственного аппарата федеральных и региональных органов власти и управления, а  также органов местного самоуправления;

1) постоянное совершенствование деятельности работников государственного аппарата на базе научной организации управленческого труда, использования новейших достижений науки и мирового опыта, применения электронно-вычислительной и другой техники;

2) демократизация государственного аппарата, создание условий для гласности и открытости его деятельности, строгое соблюдение законности, искоренение бюрократизма, протекционизма, коррупции и других негативных явлений в его работе;

3) поддержание в коллективах государственных органов такого организационного и социально-психологического микроклимата, который обеспечивал бы должное несение государственной службы, способствовал развитию деловых качеств работников, формировал рациональные служебные отношения;

4) создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации кадров государственного аппарата, формирование условий для творческого роста на рабочем месте;

5) определение порядка подбора, перемещения, продвижения, оценки, поощрения и ответственности государственных служащих в государственном аппарате.5

Иначе говоря, содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, осуществление государственных функций. Стоит отметить, что государственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а, следовательно, с осуществлением исполнительной власти, которое основано на соблюдении ряда принципов.

      1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Как важный государственно-правовой институт, состоящий  из множества сложных элементов, государственная служба может быть, создана и может успешно функционировать  лишь при соблюдении определенных принципиальных оснований, каковыми являются:

- системность,  требующая интегрированности, упорядоченности,  согласованности и последовательности  действий всей совокупности элементов  государственной службы, построения  системы государственной службы, включающей как отдельного человека, ее исполняющего, так и все  государственные органы;

- комплексность,  охватывающая все многообразие  факторов (структурных, правовых, нравственных  и половозрастных), реально влияющих  на организм государственной  службы при обеспечении выполнения  функций федерального государства  и создании возможностей для  формирования соответствующего  кадрового потенциала;

- функциональность, обеспечивающая такую организацию  государственного аппарата, которая,  с одной стороны, на должном  уровне выполняла бы задачи, объективно  стоящие перед государством, а  с другой - активно способствовала  бы интеллектуальному и нравственному  развитию его служащих, побуждала  бы желание учиться, накапливать  и передавать опыт высококачественной  культуры государственной деятельности;

- правовая  типичность - нормативно-правовое описание  должностей, определение функций  и правомочий в сочетании с  предоставлением свободы при  их практическом исполнении.

Внимательное  изучение текста статьи 5 Закона об основах  государственной службы Российской Федерации позволяет сделать  вывод о том, что в ней детализируются три основных принципа государственной  службы:

- законность;

- демократизм;

- профессионализм.6

Анализ  всего массива правовых актов, образующих институт государственной службы, дает основания утверждать, что четвертым  основным принципом государственной службы является принцип их социально-правовой защищенности.

Принцип законности означает признание

а) верховенства Конституции РФ, федеральных законов над иными правовыми актами;

б) обязательности законных решений вышестоящих органов  и должностных лиц;

в) приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Государственный служащий обязан строго соблюдать нормативные  акты, права граждан, делать все необходимое  для их реализации и защиты.

Важнейшие проявления принципа демократизма:

а) полное и постоянное соответствие деятельности служащих интересам граждан, общества, государства. При возникновении  конфликта личных и публичных  интересов служащий обязан руководствоваться  последними;

б) общедоступность государственной службы;

в) гласность  в осуществлении государственной службы;

г) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную - важнейшее проявление демократизма всей государственной деятельности, всего государственного механизма.

Профессионализм стимулирует приобретение знаний, их углубление, накапливание опыта работы. Осуществление исполнительной власти требует организаторских способностей. Обществу выгодно, чтобы лица, обладающие такими качествами, использовали их для решения общих дел, развивали их.

Оперативный, повседневный, созидательный характер управленческой деятельности предполагает, что ею должны заниматься непрерывно, уделяя ей значительное время, а значит, за плату, профессионально. И наконец, функционирование исполнительной власти требует четкости, дисциплинированности, своевременного выполнения приказов вышестоящих органов.

Применение  указанных принципов дает возможность  формировать качественный организационно-управленческий механизм государственной службы, создать  комплексную, многовариантную организационную  систему осуществления функций  управления обществом в интересах  населения страны.7

Информация о работе Особенности управления в разных сферах человеческой деятельности. Сравнительный анализ на примере организации управления в сферах: госуд