Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:43, реферат
Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из “винтика” в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Подобную ситуацию, американцы привыкшие к резким поворотам судьбы, к конкуренции, определяют словом “вызов”(challenge). По их понятию, каждый вызов таит в себе для личности, организации, страны, как возможности, так и угрозы. Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом, нам, кроме всего прочего, нужно овладевать новым знанием, научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента. С легкой руки американцев это английское слово стало известно сегодня практически каждому образованному человеку.
Введение…………………………………………………...…3
Глава1.Общие характеристики организаций…………………………………………….4
1.1.Сущность организации, ее основные признаки…7
1.2. Жизненный цикл и типы организаций…………..9
Глава2.Общие факторы в работе руководителей….11
2.1.Внутренняя и внешняя среда организации……..16
2.2.Принципы управления организацией……………18
2.3.Составляющие успеха управления организации..19
Заключение……………………………………………22
Список литературы……………………………………23
Станочники, овладев техникой изготовления какой-то детали на своем станке, могут потом в течение многих недель заниматься этой операцией, инженеры и программисты затрачивают порой месяцы на разработку какого-то моста или компьютерной программы, торговцы большую часть жизни проводят, продавая один и тот же вид продукции. Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в своей работе. Скорее, характерным для него будет кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности. Гест, согласно исследованиям которого мастера выполняют в среднем 583 различных операции по управлению в день, замечает:
“Интересно отметить, что характеристики работы мастера, включающие разнообразие прерывистость в выполняемых действиях и их фрагментарность, диаметрально противоположны работе многих механиков-повременщиков, работа которых очень рационализирована, носит повторяющийся характер, не прерывается и выполняется в постоянном, устойчивом, неизменном ритме движущегося конвейера.”
Роли руководителя.
Касаясь содержания работы менеджера,
Минцберг находит еще одну общую черту
управленческой работы - роли руководителя.
Роль, по его определению, является “набором
определенных поведенческих правил, соответствующих
конкретному учреждению или конкретной
должности”. Точно так же, как герои в
пьесе имеют свои роли, которые заставляют
их вести себя определенным образом, менеджеры
занимают определенные должности в качестве
руководителей определенных организационных
подразделений и именно это определяет
их служебное поведение. “Отдельная личность
может влиять на характер исполнения роли,
но не на ее содержание. Так актеры, менеджеры
и другие играют заранее предопределенные
роли, хотя как личности могут давать собственную
интерпретацию этих ролей”.
В
своих работах Минцберг выделяет 10 ролей,
которые, по его мнению, принимают на себя
руководители в разные периоды и в разной
степени. Он класси-фицирует их в рамках
трех крупных категорий: межличностные
роли, информа-ционные роли и роли по принятию
решений.
|
В таблице представлена такая типизация ролей и приводятся примеры для каждой роли. Как указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот они взаимозависимы и взаимодействуют для создания одного целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают его сферу взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и инфор-мационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации.
2.1. Внутренняя и внешняя среда организации
Все организации являются открытыми системами. Они практически все испытывают влияние внешней среды. Менеджер должен держать в центре внимания внутренние переменные организации и оценивать состояние внешней среды.
К основным внутренним переменным организации относят цели, структуру, задачи, технологию и людей.
Цель – это результат, который стремится достигнуть организация (или человек). В процессе управления руководитель разрабатывает цели организации и сообщает о них исполнителям. Цель – это мощный фактор. У каждой организации существует большое количество целей.
В качестве целей на предприятиях торговли могут возникать увеличение объема товарооборота, увеличение каналов сбыта продукции, увеличение доли на рынке и т. д.
Структура организации – это взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, позволяющие наиболее эффективно достигать целей организации. Структура основывается на делегировании полномочий. Работа закрепляется за теми работниками, которые могут лучше выполнить эту работу.
Задачи
– это серия работ или часть работы, которая
должна быть выполнена установленным
способом в заранее оговоренные сроки.
Имеется предположение, что если все задачи
организации будут выполняться определенным
способом в установленные сроки, то деятельность
организации будет успешной.
Люди – это кадры организации, которые создают его продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат. От них зависит то, чем по сути является организация. Организации всегда пытаются воспользоваться различными способностями своих сотрудников при решении вопроса, какую должность и какую работу будет выполнять конкретный работник. В этом и заключается использование выгоды от специализации. На любое предприятие влияет также внешняя среда.
2.2.Принципы управления организацией
Деятельность
организации подчиняется
Законы можно подразделить на два вида: естественные и искусственные.
1. Естественным законам подчиняется все живое на Земле, в том числе и человек как часть природы.
2. Искусственные
законы создаются самим
Принципы организации
– общие правила формирования
систем в природе и обществе, обеспечивающие
их упорядоченность и
К общим принципам организации относятся:
1) принцип совместимости.
Осуществление такого принципа
обеспечивает создание
2) принцип актуализации.
Здесь происходит выявление
3) принцип мобильности.
Сознательная поддержка
4) принцип сосредоточения.
Подчинение функций каждого
19
2.3.Составляющие успеха управления организации.
Выживание.
Некоторые организации планируют свой
роспуск после достижения ими ряда заранее
намеченных целей. Примером такой организации
может служить любая правительственная
комиссия, создаваемая для выполнения
конкретной цели. Но, хотя, это незафиксированно
часто в письменной форме, выживание, возможность
существовать как можно дольше является
первейшей задачей большинства организаций.
Английская монархия, например, выжила как институт, потому что она, в конечном итоге, признала существенное сокращение объема своей власти и своего влияния в ответ на социальное давление, требующее демократизации. Почти все организации, существующие ради бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг для своих потребителей.
Результативность
и эффективность
Чтобы быть успешной в течении долгого
времени, чтобы выжить и достичь своих
целей организация должна быть как эффективной,
так и результативной.
По словам популярного исследователя Питера Друкера, результативность является следствием того, что “делаются нужные, правильные вещи”. А эффективность является следствием того, что” правильно создаются эти самые вещи”. И первое и второе одинаково важно.
Все компании, добившиеся значительных успехов, делали “правильные вещи”, выбрав цель, которая соответствовала какой-то важной потребности, существующей в мире. Кроме того, эти организации делали ”свои вещи правильно”. “МакДоналдс” определили способы приготовления гамбургеров так,чтобы обеспечить невысокую себестоимость, устойчиво высокое качество1.
Производительность.
Результативность, в том смысле, что “делаются
правильные вещи” является чем-то неосязаемым,
что трудно определить, особенно если
организация внутренне неэффективна.
Но эффективность обычно можно измерить
и выразить количественно, потому что
можно определить денежную оценку ее входов
и выходов. Относительная эффективность
организации называется производительностью.
Производительность выражается в количественных
показателях.
Производительность- это отношение
количества единиц на выходе к количеству
единиц на входе.
Чем более эффективна организация, тем
выше ее производительность. Отдел маркетинга,
который увеличивает объем реализации
товара и повышает прибыль, не затрачивая
при этом дополнительных средств, повышает
этим самым свою произ-водительность.
Точно так-же, как и сборочная бригада,
когда она увеличивает выпуск продукции
за час работы и при этом делает это без
дефектов. Если же при увеличении объема
выпускаемой продукции она имеет более
низкое качество, мы говорим о снижении
производительности. Тоже самое справедливо,
если количество дефектов будет высоким.
Таким образом, ключевой составляющей
производительности является качество.
Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Потенциальный потребитель, у которого есть свобода выбора, естественно предпочтет продукцию более произво-дительной организации просто потому, что она имеет более высокую ценность. Больший объем продаж дает более производительной организации больше денег для того, чтобы вложить их в ресурсы, включая лучшие заводы, лучшее оборудование, лучшую технологию что может и в дальнейшем способствовать повышению производительности.
И если разрыв становится большим, то менее производительные организации в конечном итоге потерпят крах.
Серьезность последствий снижения производительности подчеркивается возрастающей конкуренцией, которая начинает носить поистине глобальный характер. С каждым годом успехи в развитии техники делают наш мир как бы меньшим по размерам, а политические факторы делают все более трудным рассмотрение его как укрытия, защиты интересов местного бизнеса от внешней конкуренции.
Менеджеры
решают, какими должны быть цели в области
производительности организаций. Менеджеры
решают, какие методы получения продукции
будут использованы в организации. Менеджеры
решают, какие формы стимулирования будут
применяться в организации, для того чтобы
заинтересовать рабочих в повышении производительности.
Через разработанную политику организации,
через личный пример руководители задают
тон в организации, определяют будет ли
в своей работе организация ориентирована
на качество и на потребителей или останется
к ним безразличной, вялой
Заключение
Наибольший интерес представляет структура управления организации, как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет и технику управления, и процесс, и методы, и функции.
Среди этапов понимания сущности управления и построения управленческих структур следует выделить пять этапов:
Организация представляется, как сумма трудовых операций. Управлять организацией – значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.
Организация – это административная пирамида, как наиболее устойчивое строение (административный механизм). Ей присуща чёткая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности, корпоративная мораль.
Организация – бюрократия, где человек – это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и предписанием точного соблюдения инструкций практически «на все случаи жизни».
Элтон Мэйо в 30-х 40-х годах двадцатого столетия предложил рассматривать организацию как общину и соответственно ей управлять. В его понимании люди были не винтиками машины, а являлись членами организации, семьи, он подчёркивал право на индивидуальность каждого, возможность иметь собственное мнение, взаимоотношения, как внутри, так и вне организации. При такой концепции на первый план выходят межличностные и межгрупповые отношения. Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, осознавать возможность спонтанного, неконтролируемого, самоорганизации.