Особенности управления конфликтами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить основные особенности управления конфликтом в организации.
Задачи работы:
выявить особенности, причины и типы конфликтных ситуаций в современных организациях;
определить и охарактеризовать способы управления конфликтом и этапы процесса управления в ходе конфликтных ситуаций;
дать характеристику основным методам профилактики и предупреждения межличностным конфликтам.

Содержание

Введение 3
1 Причины возникновения и пути разрешения конфликтов 4
1.1Этапы развития конфликта. Модель «Планировать-Делать- Проверять-Реализовывать» 8
1.4 Типы конфликтных ситуаций 10
1.5 Уровни конфликтных ситуаций 13
1.2Способы разрешения конфликта 13
1.3 Затруднения при разрешении конфликта 15
2Способы избегания межличностных конфликтов 16
2.1 Изменить восприятие 16
2.2 Изменить поведение 17
2.3 Изменить окружающую среду 17
2.4 Баланс общих интересов 18
2.5 Решение конфликтов межличностных взаимоотношений 19
Заключение 20
Библиографический список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Управ конф на пред.doc

— 281.50 Кб (Скачать)
 

            Особое внимание уделяется решению самых распространенных межличностных конфликтов.  Межличностные   конфликты  – это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе  межличностной  коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные  межличностные  отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.2

 Очень  важно выходить за  рамки   «своего  мира»,  учитывать   и  с уважением относиться к различиям между людьми. Это позволяет понять  других, раскрыть их способности и таланты, вовлечь каждого сотрудника в общее  дело, изменить обстановку взаимоотношений, сделав ее максимально  эффективной  для работы. Чем больше мы знаем о ценностях и привычках коллег и партнеров,  тем легче будет общение с ними.

           2.1 Изменить восприятие

 

         Первый шаг такого  познания  – это понимание ценностей,  верований, образования  и  воспитания  других  людей.  Это  и  делает  каждого  из  нас уникальным,  непохожим  на  других.  Наши  убеждения  могут   восприниматься другими  людьми  иначе.  Естественное  психологическое  стремление   каждого человека – окружить  себя  людьми,  привычки  и  ценности  которых  схожи  с нашими. Поиск единомышленников и сторонников.  Если  составить  список  своих  кумиров  –   музыкантов,   актеров, спортсменов, политических деятелей  –  то  выяснится,  что  все  они  чем-то  похожи. Как это преодолеть? Нужно стремиться  понять  индивидуально  каждого человека, не воспринимая его, как  представителя  какой-либо  группы.  Можно также  попробовать  стать  членом  коллектива  или   организации,   где   вы представляете  меньшинство.  Это   могут   быть   группы,   придерживающиеся различных   идеологических,   этнических,   религиозных,   культурных    или политических представлений. Стоит задуматься, например,  каким  бы  вы  хотели видеть  поведение  других,  будучи  королевой красоты или  с ограниченными физическими возможностями (инвалидом).

2.2 Изменить поведение

 

              Создание благоприятной  обстановки  предполагает  активное  вовлечение всех без исключения членов коллектива. Каждый  человек  прекрасно  чувствует негативное отношение к себе. Поэтому, необходимо создать  такую  обстановку, когда любой член коллектива чувствует себя в безопасности  и  не  стесняется попросить о помощи, потому что не ощущает себя слабым или хуже  других.  Для этого нужно искать  поддержки  у  людей  с  иными  жизненными  ценностями  и привлекать их  к  процессу  решения  конфликтов.  Полезно  также  приглашать представителей меньшинства, "изгоев" на общие вечеринки, ужины  или  поездки на природу. Тогда мы сумеем смотреть на окружающих не  через  призму  своего субъективного восприятия, мы увидим новые  возможности  и  ярких  интересных собеседников.5

2.3 Изменить окружающую среду

 

               Уважение к внутреннему миру  других  -  основа  хороших межличностных взаимоотношений.  Поэтому,   необходимо   следить   за   поведением   членов коллектива  и  немедленно  пресекать  попытки   расизма,   религиозных   или сексуальных гонений, которые очень  сильно  влияют  на  поведение  гонимого. Такая   защита   меньшинств   может   быть    истолкована    как    излишняя чувствительность  -   не  страшно.  Главное  не  игнорировать  конфликт,   а постепенно преодолевать стереотипы.

                 Иногда мы не  замечаем,  что наши  комментарии обидны,  что сарказм неуместен. Ведь если большая часть группы нас поддерживает, то мы  можем  не обратить внимания на одного человека, который с нами не  согласен  или  даже оскорблен. Важная задача руководства  -  объяснять  невольным  обидчикам  их поведение,  подкрепляя  примерами;  останавливать  негативные   комментарии, возможно  даже  ввести  официальные  правила  поведения  в  офисе,   которые создадут здоровую моральную обстановку.             

2.4 Баланс общих интересов

 

               Баланс общих интересов приводит к успешному сотрудничеству. Отсутствие баланса приводит к "перетягиванию одеяла на себя", к басне о лебеде, раке  и щуке. Очень простой пример: некоторые любят работать самостоятельно,  другие предпочитают коллективный труд. В обоих случаях есть свои  плюсы  и  минусы, способные помочь или полностью дезорганизовать работу.2

                Необходимо узнать у каждого члена коллектива,  что он  считает  общим интересом. Мнения будут разные. В манере поведение  некоторые  предпочитают, к примеру, прямо высказывать мнения, другие - отмалчиваться;  одни  рискуют, другие - основательно  готовятся  и  анализируют  ситуацию  перед  принятием решения. Но общность найти можно и нужно. Это достигается  путем  обсуждения и  анализа  последствий,  положительных  и  отрицательных   результатов.   И выясняется, что различия нам не мешают, а помогают.       Если различия  общности  интересов являются  причиной  конфликта,  то необходимо групповое обсуждение целей и задач организации, ее  деятельности.1

    Обсуждение  должно быть максимально открыто  для всех мнений.  И,  наконец,  у всех появится новое общее пространство взаимоотношений, которое  приведет  к  динамизму, обмену мнениями, новому типу мышления. Самое главное, что  каждый  человек остается самим собой, но вносит свой вклад в общее дело.

2.5 Решение конфликтов межличностных взаимоотношений

 

   Несколько советов  для   эффективного  решения  межличностных  конфликтов, связанных с особенностями личностей:

  • Делать акцент на гармоничности отношений и  поддерживать  ориентир  на       деловое общение - сотрудничество, общая цель работы  или переговоров, выгоды для делового процесса не могут дать  повода  для  возникновения       конфликта.
  • Выяснить особенности культуры и верований  каждого  члена  коллектива. Поговорить с каждым представителем группы о  стиле  взаимоотношений  и его  личном  вкладе  в  работу,  помочь  увидеть  свое  поведение  "со стороны",  преодолеть  субъективное   мнение   о   других, объяснить нецелесообразность очень личностного восприятия.
  • Будьте честны сами с собой. Следите за своей собственной  реакцией  на       происходящее, за своим поведением, которое должно  быть  примером  для       окружающих. Сотрудники непроизвольно стараются копировать  в той или       иной степени поведение своего начальника. Руководителям важно всегда       быть объективными в решениях, отдавать предпочтение  принципам,  а не       личностям.
  •   Активно взаимодействуйте  с  неформальными  лидерами.  Борьба с ними только  обострит  взаимоотношения, а сотрудничество   приведет   к       положительным результатам.
  •          Уважение. Только  уважительным  отношением  к  другим  можно  добиться уважения к себе.  Необходимо  слышать,  а  не  слушать  мнения  людей, показывать искреннюю заинтересованность в их комментариях и советах.

 

Заключение

 

      Конфликт является обычным, почти нормальным явлением в организациях, и важно понять, почему он случается и как руководители должны вести себя.

      С обывательской точки зрения считается,  что  конфликт нежелателен, поскольку  наносит  ущерб  людям,  негативно  сказывается   на   результатах совместной работы, ухудшает, а иногда и разрушает  деловые  взаимоотношения. Классическая точка зрения на конфликт состоит в том,  что ему вообще  нет места.  Но  теперь  признано,  что определенная  степень конфликтности   в социальных   отношениях   просто   неизбежна.   У   конфликта   может   быть и созидательный результат.

      Соблюдение  общечеловеческих  этических  норм  и   правил   разрешения конфликтов   является   важнейшим   условием   формирования    здоровых    и цивилизованных  взаимоотношений.  Большую  роль  при  разрешении  конфликтов играют психологические особенности личности, особенности людей. 

    Не  менее важно и то, что взгляды, жизненные правила, подходы  можно  и нужно трансформировать, приспосабливаясь  к  людям,  с  которыми  приходится работать,   и   в   то   же   время   предоставлять    другим    возможность  приспосабливаться  к  самому  себе.  У  каждого  должен  быть  свой  уровень нравственности, ниже которого нельзя опуститься. Перешагнуть такой предел  – значит, потерять собственное достоинство, уверенность в себе, а без них  нет успеха в бизнесе, в деловой жизни.

         Руководителям  особенно  важно  понимать свою социальную ответственность. Это проявляется в ориентации  на  человека  во  всех  его проявлениях  -  уважение,  социальная  помощь,  поддержка.  Нравственное   и моральное здоровье любого трудового коллектива, как правило,  обеспечиваются этическими канонами менеджмента.

           

 

Библиографический список литературы

 
  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. / Г.В.  Бороздина. -М.:ИНФРА-М, 2011. – 294 с.
  2. Курбатов В.И. Конфликтология. 3-е изд./ В.И. Курбатов/– изд. Феникс, 2009. - 448 с.
  3. Мескон М.Х. Основы менеджмента./ М.Х.  Мескон. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008.- 672 с.
  4. Морозов А.В. Деловая психология Учебник для студентов высших учебных заведений./ А.В.  Морозов/ - М. Академ. Проект, 2006.- 1040 с.
  5. Столяренко Л.Д. Психология управления./ Л.Д.  Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009, - 416 с.
 
  1. Лигинчук  Г.Г. Конфликтология. Учебный курс (учебно-методический комплекс): [Электронный ресурс]/ Г.Г. Лигинчук/ Б.м., Б.г.,- Режим доступа к странице:

http://e-college.ru/xbooks/xbook058/book/index/index.html

  1. Мескон М.. Основы менеджмента. Управление конфликтами, изменениями и стрессами: [Электронный ресурс]/ М. Мескон Морозов. Б.м., Б.г.,- Режим доступа к странице:

 http://polbu.ru/mescon_management/ch22_i.html

  1. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: [Электронный ресурс]/ А.В.Морозов. Б.м., Б.г.,- Режим доступа к странице: http://bookz.ru/authors/morozov-av/morozovva01/page-28-morozovva01.html

     

 

         Приложение 1 
     

 
 
 
 
 

    Колесо  решения проблем 
     
     
     
     

Информация о работе Особенности управления конфликтами на предприятии