Особенности управления демографическими процессами на уровне региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:32, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является анализ особенностей реализации демографической политики на муниципальном уровне и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и методы демографической политики;
- проанализировать особенности демографической политики на муниципальном уровне;
- оценить роль и задачи местных органов управления в сфере регулирования социально-демографических процессов на примере Ульяновской области и разработать рекомендации по совершенствованию мер демографической политики на муниципальном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы демографической политики

1.1 Сущность демографической политики

1.2 Цели и задачи демографической политики

ГЛАВА II. Механизм реализации социально-демографической политики на муниципальном уровне

2.1 Социально-экономические факторы демографического развития.

2.2 Меры по реализации социально-демографической политики на муниципальном уровне

ГЛАВА III. Роль и задачи органов муниципального управления в сфере регулирования социально-демографических процессов на примере Ульяновской области

3.1 Основные направления демографического развития Ульяновской области 3.2 Перспективы решения демографических проблем в Ульяновской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Особенности управления демографическими процессами на уровне региона.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы демографической политики

1.1 Сущность демографической политики

1.2 Цели и задачи  демографической политики

ГЛАВА II. Механизм реализации социально-демографической  политики на муниципальном уровне

2.1 Социально-экономические факторы демографического развития.

2.2 Меры по  реализации социально-демографической  политики на муниципальном уровне

ГЛАВА III. Роль и  задачи органов муниципального управления в сфере регулирования социально-демографических  процессов на примере Ульяновской области

3.1 Основные направления демографического развития Ульяновской области 3.2 Перспективы решения демографических проблем в Ульяновской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ  

 

Введение 

     Российские  социологи и демографы в течение последних десятилетий отмечают, и необходимость принятия эффективных мер в сфере семейно-демографической политики. В настоящее время это признано и руководством страны. Проблемы семьи и демографии были обозначены как приоритеты политики государства. Эта тема имеет большое значение и в Ульяновской области. Президент особое внимание уделил именно проблемам рождаемости и укрепления семьи. Президент и Правительство Российской Федерации также уделяют демографическим процессам особо приоритетное внимание. До последнего времени управление развитием народонаселения в России осуществлялось на основе выработки решений, ориентированных на население в целом. При этом не в полной мере учитывались территориальные различия, этнические особенности демографических процессов, структура и семейно-брачные отношения населения. Между тем территориальный аспект изучения демографических проблем приобретает большое значение, так как процессы воспроизводства и миграции народонаселения значительно дифференцированы. Поэтому при реализации концепции демографической политики необходимо учитывать значительные различия в демографической ситуации регионов России и особенности отдельных муниципальных образований. В связи с этим особую актуальность приобретает анализ демографической ситуации на уровне муниципальных образований и формирования демографической политики, исходя из различий в ситуации.

     Целью исследования является анализ особенностей реализации демографической политики на муниципальном уровне и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

     - рассмотреть сущность и методы  демографической политики;

     - проанализировать особенности демографической  политики на муниципальном уровне;

     - оценить роль и задачи местных органов управления в сфере регулирования социально-демографических процессов на примере Ульяновской области и разработать рекомендации по совершенствованию мер демографической политики на муниципальном уровне.

 

Глава III. Роль и задачи органов муниципального управления в сфере регулирования социально-демографических процессов на примере Ульяновской области 

3.1 Основные направления  демографического  развития Ульяновской области 

     На  протяжении последних десяти лет  демографическая ситуация в Ульяновской области повторяет общероссийские тенденции и характеризуется продолжающейся естественной убылью населения, начавшейся с 90-х годов. К концу 2010 года численность населения Ульяновской области составила 1 292 200 человек (в том числе горожан – 949 400, а сельчан – 342 800) Структура населения Ульяновской области характеризуется преобладанием женщин, численность которых составила 700 100. человек, или 54,2 процента.

     В настоящее время наблюдается  изменение возрастной структуры  жителей Ульяновской области – происходят сокращение численности детей и рост населения старше трудоспособного возраста. За 2000–2010 годы доля детей и подростков в возрасте 0–17 лет сократилась с 27,9 до 19.2 процента, их численность составила 4700 человек. По состоянию на 1 января 2010 г. удельный вес трудоспособного населения района 58.1 процента. В 2010 году естественная убыль составила –239 чел.

     Рождаемости в районе стабилизировалась, ее уровень  к 2010 году достиг 8.7 на 1000 населения.

     В период с 2000 по 2010 год население района сократилось на 3243 человека.

     С 2008 года наблюдается снижение общей смертности населения.

     В 2010 году по сравнению с 2009 годом этот показатель снизился на 5.5 процента и составил 19.9 промилле против среднего показателя по ЧР – 14.7 промилле и Приволжскому федеральному округу – 15,6 промилле. Основными причинами смертности населения являлись болезни системы кровообращения (62.5 процента от всех умерших), внешние причины (12.5 процента), новообразования (9,1 процента). Отмечается высокая смертность населения трудоспособного возраста от неестественных причин (несчастные случаи, травмы, убийства, самоубийства, отравления), составляющих около 12,1 процента всех причин смертей.

     На  территории Ульяновской области на проживает 4471 детей или 20,5 % от численности всего населения; в том числе детей в многодетных семьях – 682 и неполных семьях - 279; детей сирот - 2; 80 детей –инвалидов.

     По  итогам прошлого года рождаемость составила 7,6 (абс.ч.192). Показатель естественного  прироста составил-12,0.

     Демографический кризис характеризуется низкой рождаемостью и высокой смертностью населения. Для преодоления кризисных процессов в районе реализуются меры по улучшению охраны здоровья детей, снижению материнской и младенческой заболеваемости и смертности, улучшению социально-экономического положения детей, сохранению и развития системы детского отдыха и оздоровления, обеспечению детей раннего возраста полноценным питанием.

     Внедрение современных методов профилактики внутриутробного инфицирования  своевременной диагностики и санирования беременных позволило пролонгировать беременность до оптимальных сроков родоразрешения у 97,4% женщин; в 2,5 раза снизить перинатальную заболеваемость и смертность. Благодаря последовательной и целенаправленной деятельности учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям в прошлом году младенческая смертность по Ульяновской области составило 0%; перинатальная смертность по Ульяновской области 0%. Увеличение выживаемости детей, прежде всего, связано с совершенствованием системы выхаживания новорождённых в родовспомогательных учреждениях, с созданием отделений реанимации и интенсивной терапии; оснащённых современным медицинским оборудованием, повышением качества профессиональной подготовки медицинских кадров.

       Однако, вследствие низкого уровня  здоровья женщин детородного  возраста, продолжает увеличиваться  количество случаев беременности  и родов, протекающих с различными  осложнениями.

     За  последние годы заболеваемость беременных анемией возросла 3 раза; частота болезней почек в 4 раза; сердечно-сосудистых заболеваний в 1,5 раза. Количество нормальных родов составляет только 30% от общего количества.

     Анализ  результатов профилактических осмотров свидетельствует о росте отклонений в состоянии здоровья детей.

     Общая заболеваемость детей в прошлом  году составило 1261,7.

     В структуре заболеваемости преобладают  болезни органов дыхания; болезни  нервной системы; болезни желудочно-кишечного  тракта; болезни глаза; болезни костно-мышечной системы.

     Дети  школьного возраста в Козловском районе составляют 68%, более половины из них имеют различные функциональные нарушения и хронические заболевания. К моменту окончания школы почти четверть детей страдает близорукостью или имеет патологию костно-мышечной системы.

     Не  уменьшается число юношей имеющих по состоянию здоровья ограничения к военной службе на момент призыва. Показатели годности к военной службе по итогам прошлого года составил 72%, по итогам весеннего призыва 76,2%. Анализ структуры заболеваемости, послуживший освобождению граждан от военной службы по состоянию здоровья показывает, что первое место занимают заболевания костно-мышечной системы составляет 32,5%. С учётом сложившейся негативной тенденции ухудшения качества здоровья лиц допризывного возраста важным направлением в деятельности лечебно-профилактических учреждений следует считать организацию реабилитации 15-16 летним юношам до их первоначальной постановки на воинский учёт, а также проведение лечебно-оздоровительных мероприятий нуждающимся юношам, поставленным на воинский учет. Серьёзную медико-социальную проблему представляет наркомания, токсикомания и алкоголизм среди детей, подростков и их родителей. Для своевременного выявления среди несовершеннолетних лиц, употребляющих алкогольные напитки, наркотические и другие психоактивные вещества необходимо усилить межведомственное взаимодействие субъектов профилактики.

     Основными задачами реабилитации детей-инвалидов  является полное или частичное восстановление их способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

     Количество  детей-инвалидов по Ульяновской области - 80 детей.

     Для создания комплексной реабилитации детей инвалидов, включающей медицинскую, профессиональную, социальную реабилитацию психолого-педагогическую коррекцию  необходимо дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, социальной защиты, образования.

     Всё вышеизложенное свидетельствует о  необходимости комплексного решения  проблем детства, привлечения дополнительных финансовых ресурсов для создания условий и предупреждения социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, физического и нравственного, интеллектуального развития детей и подростков, защиты прав детей, охраны и укрепления здоровья матери и ребёнка.

     Таким образом, демографическая ситуация в районе является неблагоприятной и требует реализации мер, направленных на создание благоприятных условий для жизнедеятельности и комплексного развития населения, обеспечения его прав и законных интересов.

     Для улучшения демографической ситуации в районе реализуются целевые районные программы. В их числе – программа «Здоровое поколение», целью которой является создание условий для сохранения и укрепления здоровье детей и их родителей.

     Для достижения указанной цели предусматривается  решение следующих задач:

       -обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей;

       -развитие и внедрение современных методов диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний;

       -развитие материально- технической базы учреждений родовспоможения и детства;

       -повышение профессиональной подготовки медицинских кадров.

     Целями  программы «Дети и семья» является укрепление и развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, улучшение положения детей и  семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; предупреждение социального сиротства; развитие семейных форм устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, комплексное решение проблем социализации детей- инвалидов и их семей.

     Задачи  программы:

     -профилактика социального неблагополучия семей с детьми;

     -совершенствование системы профилактической работы по предупреждению социального сиротства;

     -проведение реабилитации детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их адаптации в социальном окружении;

     -социализация детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей;

     -обеспечение полноценной жизнедеятельности детей- инвалидов.

     Программа «Здоровое поколение» включает мероприятия  по следующим направлениям:

     -повышение эффективности оказание акушерской и неонатальной помощи за счёт внедрения передовых лечебно- диагностических технологий;

     -внедрение новых организационных форм медицинского обслуживания и реабилитации в систему охраны здоровья матери и ребёнка;

     -совершенствование здоровье сберегающих технологий в образовательных учреждениях;

     -укрепление материально технической базы учреждений родовспоможения и детства;

Информация о работе Особенности управления демографическими процессами на уровне региона