Особенности Российского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 22:51, реферат

Описание работы

Менеджмент в России пока далек от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками. Они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают, как удешевить производство и объем товаров, найти поставщика и потребителя. Они заботятся о собственной репутации и имидже. Как правило, это высокообразованный класс, где не редкость два высших образования, кандидатские и докторские степени.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....…..3
Глава 1. Формирование российского менеджмента………………………..…..5
1.1 Методологические принципы формирования российского
Менеджмента……………………………………………………………….…......5
1.2 Основные направления развития теории и практики российского менеджмента……………………………………………………………………....7
1.3 Российский опыт…………………………………………………...….10
Глава 2. Особенности российского менеджмента…………………………..…12
2.1 Характерные черты российского менеджмента. ……………….……12
2.2 Характерные особенности управления…………………………….…13
2.3 Подходы в понимании российского менеджмента………..……….14
Глава 3. Состояние и проблемы менеджмента в современной России……...15
3.1 Состояние менеджмента в современной России…………………….15
3.2 Проблемы менеджмента в России…………………………………....17
Заключение………………………………………………………………….……21
Список используемой литературы……………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Российский менеджмент.docx

— 53.33 Кб (Скачать)

    Многое  зависит от руководителя. Он должен уметь делиться своим успехом, и  чем лучше он умеет это совершать, тем больше шанс, что люди будут  работать лучше, пойдут за ним. 
        В РФ существуют две основные проблемы: проблема власти, поскольку руководитель в системе без власти — не руководитель, и проблема отношения к работе. В большинстве российских деловых организаций верх построена по принципу виноградной грозди: во-первых, сверху вниз, а во-вторых, кластерами — замкнутыми группами. И хотя между ними существуют какие-то информационные и иные связи, ослепительно выражена обособленность каждой группы. Стоит ли сохранять такое положение, результативно ли это для предпринимательской экономики, нужно проверить каждой организации.
 
 

                        3.2 Проблемы менеджмента в России

    Переход от административно-командной экономики  к рыночной, с одной стороны, и  специфика российской системы ценностей, российского менталитета, с другой, определили особенности российского  менеджмента на современном этапе.

    1. Приватизация государственной  собственности как  формирование массы  собственников, необходимых  для рыночной среды.

    Различные темпы перестройки основных групп  субъектов хозяйствования: государства, трудовых коллективов (персонала, руководителей, менеджеров) - осложнили переходные процессы и их анализ. Вместе с тем  проведенные исследования позволяют  выделить следующие направления  преобразований социально-экономического характера.

    2. Кардинальный отход  от социально благоприятной  экономики к рациональной.

    Для поведения руководителей в рамках благоприятной экономики характерно: сохранение рабочих мест, минимизация  потерь квалифицированных рабочих  при сокращении объемов производства и его диверсификации. В рамках рациональной экономики это жесткое  распределение ресурсов внутри предприятия: борьба за рынки сбыта, укрепление своих  позиций на рынке, проведение новой  финансовой политики и изменение  внутренней организации,- при усилении роли финансового капитала над производительным и человеческим.

    3. Изменение поведения  и целей трудового  коллектива в сторону  более рационального  отношения к себе.

    Это, прежде всего, предложения, поступающие "снизу" и касающиеся более  рационального использования ресурсов, производства более выгодных и потребляемых рынком товаров.

    Акционерами из числа рабочих осознается дилемма, возникающая при требовании выплат дивидендов, повышение зарплаты, с  одной стороны, и дополнительный налог в форме выплат неработающим акционерам, с другой.

    Подобное  смешение происходит в силу до конца  не прошедшего разделения интересов  менеджмента и рабочих. Там где  разделение произошло, контроль становится менеджерским, а работники превращаются в элемент издержек в деятельности предприятия.

    С другой стороны, можно отметить увеличение числа переподготовленных работников, неконфликтное решение вопросов увольнения, сокращение производственного  и административно-управленческого  персонала.

    Активная  роль рабочих-акционеров проявилась и  облегчила смену менеджерской команды  на предприятии.

    и зарубежных, но это следующая ступень  эволюции. [13.,стр. 18-21]

    4. Изменение в целях  выживания предприятия  методов управления  в сторону открытости.

    Российские  менеджеры в начале переходного  периода ориентировались на управление с позиций рационального использования  всех внутренних ресурсов и опирались  на работников - собственников этого  предприятия (владельцев крупных пакетов  акций). В настоящее время акценты  изменились, и управление добровольно  идет на увеличение доли акций, принадлежащих  внешним владельцам. Иными словами, сдвиг произошел от "закрытого" управления в сторону "открытого". При этом доля "внешних" владельцев акции часто расширяется в  целях привлечения инвесторов для  реконструкции производства, его  перепрофилирования и диверсификации. Прослеживаются и тенденции добровольного  уменьшения "цены" за переход под "внешнее" управление. Речь идет об уступке менеджерами части своей  власти "внешним" управлениям  взамен на гарантированное владение определенной долей акций.

    5. Изменение характеристики  корпуса менеджеров  российской экономики.

    Формирование  этой категории управленцев происходило  по двум направленным. С одной стороны, это работники, которые воспользовались  экономической свободой и построили  сами свой бизнес. Начальной стадией  практически у всех было создание малых предприятий. Как правило, это высокообразованные молодые люди (25-40 лет), способные к быстрой переориентации, хорошие организаторы, желающие и умеющие много работать для достижения своей цели. Менеджеров этой категории характеризует быстрое восприятие норм экономического поведения их "западных" коллег, умение комплексно видеть и решать проблемы своего бизнеса, быстрое освоение методов выстраивания деловых, партнерских отношений с "западными" коллегами. При этом ранее эти люди, как правило, не имели опыта руководителей работы, хозяйственными объектами, крупными производственными коллективами, так как не проходили школы экономического взаимодействия административно-командной экономики.

    С другой стороны, - руководители крупных  предприятий, управленческий опыт которых  сложился в административно-командной  экономике, но вынужденные осуществлять управление в рыночных условиях, на своем опыте. "Ошибки" в таком  обучении приобретают большую цену для предприятия. Более того, иная качественная определенность управления в рыночной экономике во многом определила небольшой удельный вес успешных руководителей. Это руководители уже  старшего поколения (50-65 лет) на смену  им приходят более, молодые (30-40 лет), имеющие  опыт руководящей работы на данном предприятии. К ним относятся  работники, ушедшие со своих должностей и пробовавшие строить свой самостоятельный  бизнес. Эту категорию работников объединяет опыт самостоятельного управления бизнесом в условиях рынка. Иными  словами, на должности первых руководителей  крупных предприятий приходят работники  данного предприятия. Они приносят с собой опыт рыночного менеджмента, свои капиталы, накопленные в частном  бизнесе и наработанные связи  с банками.

    Для обоих направлений формирования образа современных руководителей  бизнеса характерно омолаживание этой категории менеджеров. Переход к  рыночным условиям ускорил так же приход к "власти" в бизнесе  молодого поколения управленцев. Таким  образом, российский опыт переходной к  рынку экономики внес следующие  особенности реформирования управления. Это переход к рациональной экономике, где завоевание позиций на рынке  представляется более высокой ценностью для менеджеров, чем максимизация числа сохранения рабочих мест, диверсификация производства взамен массового производства изделий, которые умели выпускать. Прослеживается расширение "открытости" в управлении предприятиями. При этом "открытость" обеспечивается не столько за счет утери власти менеджерами, сколько за счет уменьшения влияния рабочих. Более того, менеджмент ряда предприятий готов добровольно поделиться властью (с предоставлением гарантий в виде передачи прав собственности) и ведет активный поиск внешних инвесторов, в том числе

    Конечно, очень многое в нашей работе,  карьере, жизни зависит  от  общих  для  всех общественных и других условий,  от особенностей выпавшего  на долю каждого места работы,  от многих других, возможно, и не очень-то подвластных каждому отдельному человеку объективных  обстоятельств.  Но не слишком ли часто мы объясняем  наши   неудачи   объективными обстоятельствами, полностью ли используем резервы, заложенные в нас самих? Ведь, как признается в науке менеджмента, правильно сформулировать проблему - это означает на 50% ее правильно решить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

        В общем можно сделать вывод, что Менеджмент Российской Федерации пока далек от заданных глобализацией параметров (тех которые заданы мировыми лидерами в области менеджмента Япония и Америка) на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом.

     Менеджмент  на российских предприятиях предъявляет  высокие требования к профессионализму управленческого персонала и  стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость  использовать наработанные мировой  практикой менеджмента методы мотивации. Российский опыт в области делового управления сводится только к использованию  методов планирования и контроля за исполнением планов.

     Поэтому для российских менеджеров важно  изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его  в новых российских условиях в  целях строительства организации  нового для нашей страны типа, включающего  современные методы корпоративного и антикризисного управления, ориентированных  на диверсификацию, конкурентоспособность  и финансовую устойчивость.

     Российские  менеджеры должны не только изучать  науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных  культур. Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия  для повышения конкурентоспособности  предприятия.

     В настоящее время в России наблюдается  разбалансированность всего механизма  управления страной. Отечественный  менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному  менеджеру.  Поэтому в создавшихся  условиях особое значение приобретает  получение нового знания по искусству  управления. Построение эффективной  системы управления в России требует  подготовки достаточного количества менеджеров-профессионалов.

     Это новая когорта руководителей, неизвестная  ранее в России:

     1. Менеджер-профессионал должен быть разносторонне развитым, творческим и инициативным человеком высокой квалификации, умеющим управлять людьми для достижения целей организаций;

     2. Менеджер-профессионал одновременно должен быть не только руководителем, но и лидером, хорошим организатором, экспертом в постановке задач, другом для людей, находящихся у него в подчинении;

     3. Менеджер-профессионал должен хорошо ориентироваться в проблемах рынка.    

     Только  в этом случае менеджер будет способствовать достижению стратегических и тактических  целей организации.   

    В заключение можно вспомнить старую,  проверенную временем истину:  "Именно на управленцах  всех уровней лежит  задача  сделать  все  возможное для создания подходящего варианта будущего и  не  дать втянуть себя в водоворот неудач".  Конечно, современный мир многообразен,  зависит от многих факторов, но  этот  тезис  должен  стать путеводным для тех, кто хочет взять на себя бремя ответственности за руководство нашим хозяйством в условиях перестройки и кто готов сделать все для того, чтобы быть на уровне этой ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Список используемой  литературы

    1.  Алексеевский  В.С. Введение в российский  менеджмент /Манускрипт.- 2001.

  1. Алиев В.Г. Организационное поведение/ Менеджмент организации.- 2004.
  2. Ключко В.Н. Участие работников в управлении предприятиями. Российский опыт и перспективы// Менеджмент в России и за рубежом.- 2007.- №1.
  3. Корицкий Э.Б. Научный менеджмент. Российская история: учебное пособие/ 1999.
  4. Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2002.
  5. Лукичева Л.И. Основы менеджмента/ 2003.
  6.   Маслов В.И. Перспективы развития стратегического управления персоналом в России // Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. № 1.
  7. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина. – 3-е изд.,  перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2005

Информация о работе Особенности Российского менеджмента