Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 22:51, реферат
Менеджмент в России пока далек от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками. Они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают, как удешевить производство и объем товаров, найти поставщика и потребителя. Они заботятся о собственной репутации и имидже. Как правило, это высокообразованный класс, где не редкость два высших образования, кандидатские и докторские степени.
Введение…………………………………………………………………….....…..3
Глава 1. Формирование российского менеджмента………………………..…..5
1.1 Методологические принципы формирования российского
Менеджмента……………………………………………………………….…......5
1.2 Основные направления развития теории и практики российского менеджмента……………………………………………………………………....7
1.3 Российский опыт…………………………………………………...….10
Глава 2. Особенности российского менеджмента…………………………..…12
2.1 Характерные черты российского менеджмента. ……………….……12
2.2 Характерные особенности управления…………………………….…13
2.3 Подходы в понимании российского менеджмента………..……….14
Глава 3. Состояние и проблемы менеджмента в современной России……...15
3.1 Состояние менеджмента в современной России…………………….15
3.2 Проблемы менеджмента в России…………………………………....17
Заключение………………………………………………………………….……21
Список используемой литературы……………………………………………...23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.2 Основные направления развития теории
и практики российского менеджмента…………………………………………………
1.3 Российский опыт………………………………………
2.1 Характерные черты российского менеджмента. ……………….……12
2.2 Характерные особенности управления…………………………….…13
2.3 Подходы в понимании российского менеджмента………..……….14
Глава 3. Состояние и проблемы менеджмента в современной России……...15
3.1 Состояние менеджмента
в современной России…………………….
3.2 Проблемы менеджмента в России…………………………………....17
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Менеджмент
- это вид деятельности человека,
который имеет общие и
Сегодня
Российская Федерация пребывает
на важном участке своего развития. Россия
должна ответить на те вызовы, которые
стоят сегодня перед ней. В среднесрочной
перспективе нужно предотвратить дальнейшее
подъем разрыва между Россией и развитыми
странами, а в долгосрочной перспективе
- возродить и упрочить позицию РФ как
одной из стран - лидеров мирового развития.
Современный
менеджмент – тысячи возможных вариантов
управленческих решений. В деятельности
менеджеров приходится делать упор не
на стандартные приёмы, а на способность
быстро и правильно оценивать реальную
хозяйственную ситуацию и найти наиболее
правильный выход из любых ситуаций. Менеджмент
учит тому, как, при помощи различных путей
решения управленческих задач, добиться
успеха для какого-либо предприятия (государственного,
акционерного, кооперативного и т.д.). Овладение
искусством менеджмента – один из направляющих
рычагов повышения результатов хозяйственной
деятельности.
Менеджмент
в России пока далек от заданных
глобализацией параметров на всех уровнях:
от отдельной фирмы до общества в
целом. Однако годы рыночных реформ заложили
позитивные предпосылки формирования
рыночных принципов управления и
нового поколения менеджеров с новыми
взглядами и установками. Они
умеют учреждать и
Важнейшим
фактором, влияющим на специфику менеджмента,
является менталитет нации. В настоящее
время в выдвигаемых основных
концепциях формирования российского
менеджмента ментальности придается
различное значение. Переход к
рынку выдвинул задачу формирования
российского менеджмента. Его становление
зависит, во-первых, от уровня развития
товарного производства. Менеджмент
как форма управления имманентно
присуща товарному
1.Концепция копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает особенностей российского менталитета. России “надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой...”. Для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она несет и большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к условиям России теории “монетаризма”, концепций “шоковой терапии”, ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.
2.Концепция адаптации западной теории менеджмента. Предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “ Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации”. В России конца 80-х годов опоздание или уход с работы ранее установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции – стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, “несунами”, вводить новые методы повышения качества. В результате адаптированные теории, слабо учитывающие специфику российской действительности, не смогут дать российской экономике то, что от них ожидают.
3.Концепция
создания российской
теории менеджмента. Исходит из полного
учета особенностей российской ментальности
с использованием аспектов мирового опыта
управления. При этом невозможно ни слепое
копирование западного и восточного опыта,
ни полное отрицание достижений западной
и восточной школы менеджмента. И первое,
и второе одинаково неприменимо. Необходимо
отметить, что еще А.Маршалл утверждал,
что: “ Экономическая наука это не совокупность
конкретной истины, а лишь орудие для открытия
конкретной истины”. На наш взгляд это
высказывание полностью можно перенести
и на науку менеджмент. Поэтому, российский
менеджмент должен иметь свое специфическое
содержание, формы и методы управления,
соответствующие специфике российского
менталитета.
1.2 Основные направления развития теории и практики российского менеджмента
Основная
проблема состоит в следующем: должна
ли Россия слепо перенимать теорию
японского, американского и т.д. менеджмента
и применять их на практике? Результат
копирования чужого опыта мы уже
видели на примере США. Заимствование
чужого опыта Россией может принести
еще более отрицательный
1-западники;
2-славянофилы;
3-евразийтство.
Западники
(П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский
и др.) отрицали самобытную форму
мышления русских. По их мнению, необходим
переход к западным стандартам и
формам мышления. Западничество оказало
существенное влияние на российскую
ментальность. Особенно сильно это
сказалось в среде
Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков и др.) наоборот считали, что Россия имеет принципиально отличный от западноевропейского путь развития, собственный образ мышления, основанный на ее самобытности, патриархальности, консерватизме и православии. Основа этой ментальности – общественная форма хозяйствования. Исходя из этого положения, ряд ученых полагают, что “ менталитет россиян – главное препятствие американизации России. Он является причиной провала экономических и социально-политических реформ Ельцина. Любые попытки осуществить перемены в России, если они пренебрегут менталитетом россиян, обречены на неудачу”.
Однако
крайние точки зрения чаще всего
оказываются неверными. Россия представляет
собой причудливое сочетание
западничества и
От
Азии Россия впитала форму группового
мышления – группизм, а от Европы
– индивидуализм с присущим ему
мировоззрением. Группизм и индивидуализм
– два фундаментальных