Особенности Российского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 22:51, реферат

Описание работы

Менеджмент в России пока далек от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками. Они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают, как удешевить производство и объем товаров, найти поставщика и потребителя. Они заботятся о собственной репутации и имидже. Как правило, это высокообразованный класс, где не редкость два высших образования, кандидатские и докторские степени.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....…..3
Глава 1. Формирование российского менеджмента………………………..…..5
1.1 Методологические принципы формирования российского
Менеджмента……………………………………………………………….…......5
1.2 Основные направления развития теории и практики российского менеджмента……………………………………………………………………....7
1.3 Российский опыт…………………………………………………...….10
Глава 2. Особенности российского менеджмента…………………………..…12
2.1 Характерные черты российского менеджмента. ……………….……12
2.2 Характерные особенности управления…………………………….…13
2.3 Подходы в понимании российского менеджмента………..……….14
Глава 3. Состояние и проблемы менеджмента в современной России……...15
3.1 Состояние менеджмента в современной России…………………….15
3.2 Проблемы менеджмента в России…………………………………....17
Заключение………………………………………………………………….……21
Список используемой литературы……………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Российский менеджмент.docx

— 53.33 Кб (Скачать)

    

    Место и тенденции развития российской ментальности 
 
 
 
 

                          1.3    Российский опыт

    В России слово "менеджмент" как  управление в условиях рыночной экономики  является новым термином, сущность которого отличается от традиционного  управления централизованной командно-административной системы, которая функционировала  в России весь советский период.

    Старая  парадигма управления в России в  течение 70 лет базировалась на марксистской идеологии экономического развития, которая характеризовалась следующими особенностями:

    1. Закрытостью хозяйственного комплекса  страны и ориентацией на народнохозяйственную  эффективность.

    2. Критерием на социальную ориентацию, на общественную собственность  и справедливое разделение по  результатам труда.

    3. Крайней политизацией, вызвавшей  монополизацию и концентрацию  производства.

    4. Централизацией и бюрократизацией  управления.

    В новой парадигме управления в  российском менеджменте развиваются  такие процессы, как:

    1. Интеграция хозяйства России  в мировую экономику.

    2. Формирование и функционирование  рыночных хозяйственных субъектов  как открытых систем.

    3. Гибкое сочетание методов государственного  управления и рыночного регулирования.

    4. Использование рыночных и административных  методов управления предприятиями  различных направлений деятельности  и форм собственности.

    Российское  предприятие, становясь самостоятельным  объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему  эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию  добиться конкурентоспособного и устойчивого  положения на рынке.

    По  сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.

    В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за

своевременность и качество принимаемых решений. Усилилась роль научно-технического прогресса, дающего возможность  путем нововведений удовлетворять  потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость  проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции  в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные  с управлением персонала, который  в новых российских реалиях становится основным ресурсом.

    Менеджмент  на российских предприятиях предъявляет  высокие требования к профессионализму управленческого персонала и  стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость  использовать наработанные мировой  практикой менеджмента методы мотивации. Российский опыт в области делового управления сводится только к использованию  методов планирования и контроля за исполнением планов.

    Производственные  предприятия, пытающиеся работать в  условиях рынка, встречают множество  проблем и ограничений в области  окружающей среды их хозяйственной  деятельности. Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях в целях строительства организации  нового для нашей страны типа, включающего  современные методы корпоративного и антикризисного управления, ориентированных  на диверсификацию, конкурентоспособность  и финансовую устойчивость. Подход с позиций человеческого фактора для России, имеющей многолетний опыт административно - бюрократического, излишне формализованного управления, сегодня очень важен.  
 
 

    Глава 2. Особенности российского менеджмента

    Особенности:

    - приоритеты в проблематике, акцепты  внимания и усилий;

    - инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его осуществления;

    - комплекс факторов, затрудняющих  и благоприятствующих укреплению  менеджмента в России:

    - культурная среда, особенности  общественного сознания, которые  невозможно изменить.

    Особенности российского менеджмента определяются:

  • чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;
  • комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;
  • культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

    Воздействие факторов внешней и внутренней среды  придало российскому менеджменту  специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным  путем к освоению методов современного менеджмента.

    Российские  менеджеры должны не только изучать  науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных  культур (Россия является евроазиатской  страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия  для повышения конкурентоспособности  предприятия.

       2.1 Характерные черты российского менеджмента.

Национальной  модели или концепции управления в России не существует. Менеджмент в России представляет собой симбиоз  европейского и азиатского стилей управления. 
Причины отсутствия модели и концепции в области менеджмента:

  1. короткий период существования рыночных отношений в нашей стране по сравнению с зарубежными государствами;
  2. российские руководители в большинстве своем не обладают знаниями, соответствующими международным требованиям и рыночным условиям;
  3. функционирование предприятий на откатах;
  4. криминализация наиболее доходных сфер деятельности;
  5. высокие налоги на деятельность физических и юридических лиц;
  6. многонациональность страны, размеры ее территории и различия в законодательстве территориальных органов власти усложняют работу организаций, в результате их развитие и расширение сравнимо по сложности и затратам с организацией филиалов за границей.
 

                    2.2 Характерные особенности управления
1. Неуважение и несоблюдение собственных законов. 
2. Отношение к государству, как к органу, который несет на себе всю ответственность за неудачи предпринимателей и поэтому обязан постоянной поддержкой. 
3. Незащищенность отношений собственности со стороны законодательства. 
4. Ориентация на получение краткосрочных выгода не на долгосрочное функционирование ввиду не стабильности экономики.

 
            Основные группы российских руководителей. 
1. Выходцы из советских руководящих структур (партии, комсомола). 
     В большинстве своем это люди, не имеющие экономического образования и работающие на основе старых диктаторских методов, опирающихся на принуждение. Работники для них - винтики, личность которых не имеет особого значения. Стимулирование деятельности работников осуществляется на основе взысканий и (или) постоянного запугивания. 
Причины своих проблем такие руководители видят в неудачно сложившихся обстоятельствах или некачественной работе подчиненных. Ответственность за ошибки такие руководители перекладывают на подчиненных. 
2. "Новые русские". Для этой категории руководителей главной целью является быстрое получение прибыли, при этом законности методов, используемых для этого, не придается особого значения. 
К подчиненным такие начальники относятся с пренебрежением и позволяют себе в обращении с ними откровенную грубость. 
Главный способ мотивации сотрудников экономический (денежный). Данный способ управления позволяет получать колоссальные прибыли в краткосрочный период, но долгосрочное существование такого предприятия невозможно. 
3. Руководители "нового поколения". Им свойственен высокий уровень знаний и образования, на практике они применяют современные сведения в области управления независимо от того, относятся они к европейскому или азиатскому стилю управления, главное, что во главу угла в них ставятся человеческие отношения. Методы стимулирования работников преимущественно социально-экономические. Постепенно таких руководителей в России становится все больше.
 

            2.3 Подходы в понимании российского менеджмента

    Существует  два подхода в понимании российского  менеджмента:

    Первый  подход - полное отрицание возможности  и необходимости менеджмента  в России из-за особенностей исторического  и национально-культурного характера.

    Второй  подход - не следует преувеличивать российскую специфику, нужно брать  модель менеджмента в готовом  виде и использовать ее в управлении экономикой, так как процессы научно-технического прогресса одинаковы во всех странах.

    Российский  менеджмент - творческое осмысление зарубежного  опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры.

    Глава 3. Состояние и проблемы менеджмента в современной           России

                         3.1 Состояние менеджмента в современной России

            Как известно, рынок есть результат естественного отбора наиболее эффективных и действенных инструментов ведения хозяйства. История человечества не знает другой экономической системы, кроме рыночной экономики, которая являлась бы высокоэффективной, восприимчивой к научно-техническим достижениям и постоянно ориентированной на изменения в структуре общественных потребностей. Рынок нельзя создать искусственно, с помощью насильственного внедрения рыночных отношений. Рыночная экономика — результат длительного исторического процесса.

    Россия  находится на первом, переходном, этапе  развития рыночных отношений. Задачи этого  этапа:

  • достижение материально-финансовой сбалансированности народного хозяйства;
  • изменение стереотипов сознания и поведения;
  • подготовка кадров новой формации.

    Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или  иной страны. Рыночная экономика в  России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В  первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой  централизацией экономики, всеохватывающим  планом, практически полным отсутствием  какой-либо самостоятельности у  руководителей предприятий. Высокоэффективным  в настоящее время может быть регулируемый, социально-ориентированный  рынок.

    В менеджменте главной проблемой  является работа с персоналом. Люди — это субъекты рыночных отношений. От их квалификации, исполнительности зависит успех деятельности любого предприятия.

    С начала радикальных рыночных преобразований в России прошло лишь около 10 лет. Естественно, за столь короткий срок объективно не могла появиться новая массовая генерация трудоспособного населения, разделяющая философию рыночной экономики. Поэтому подавляющее  большинство работников в стране все еще имеет «советское» трудовое сознание.

    Российским  менеджерам нужно изучать деловую  культуру своей страны, поскольку  Россия позже других начала строить  современные рыночные отношения.     Осознать это нужно, потому что как бы мы ни пытались копировать западные и восточные образцы или чувствовать себя русскими предпринимателями досоветского периода, существуют реальные условия, и очень полезно их ведать. Нужно попытаться понять, что уже сформировалось в российской деловой культуре и какие черты ей присущи. Разобравшись в этом, легче предвидеть, каковы реальные шансы внедрения разных моделей менеджмента в РФ. 
       Существуют три уровня культуры в бизнесе: первый — это национальная культура; второй — организационная культура, культура данной деловой организации; третий, нижний, уровень — это управленческая культура. У нас ее ещё называют стилем руководителя: как руководитель реализуется в своих действиях. 
       Участие в менеджменте невозможно без принятия на себя определенных обязательств и ответственности отдельными работниками. И это работа прежде всего в интересах системы, а не в своих личных. В РФ же под участием в менеджменте понимают другое: человек пытается пролезть наверх и вручить какие- то предложения, чтобы высказать о себе, не собираясь при этом брать на себя ответственность за реализацию предложений или хотя бы их части

Информация о работе Особенности Российского менеджмента