Особенности развития менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 05:26, курсовая работа

Описание работы

В этой работе я хотела бы подробно раскрыть смысл такой науки, как менеджмент. Узнать когда она возникла в нашей стране, как развивалась и что представляет собой на современном этапе развития.
Каждому образованному человеку, в настоящее время, известно слово «менеджмент», но далеко не каждый может дать четкое определение этому понятию.
Написав эту работу, для себя я теперь представляю менеджмент, как необходимость организации производственного процесса и науку о получении прибыли, при минимальных затратах на производство.
Многие считают синонимами понятия «менеджмент» и «управление», но они означают не одно и то же. Управление может быть и автоматическим – например, компьютер управляет полётом ракеты, а менеджмент – это, прежде всего, наука и искусство управлять людьми и быть лидером.

Содержание

Введение……………………………………….……………….……..….......стр.3
Глава 1. Менеджмент, как наука.
1.1 Определение понятия «менеджмент».…………………..…..….……....стр.4
1.2 Основные значения термина «менеджмент»………........................…..стр.5
1.3 Развитие представлений о менеджменте ………….........................…...стр.7
Глава 2. История менеджмента
2.1 Выдающиеся личности, внесшие вклад в развитие менеджмента ………………………………………………………………………....…….стр.8
2.2 История развития менеджмента в России………………..……..……стр.10
Глава 3. Менеджмент на современном этапе
3.1 Менеджмент в России на современном этапе………….………..…..стр.15
3.2 Направления развития российского менеджмента…………….……стр.17
Глава 4. Анализ системы управления в ООО «ТехноКом».
4.1 Анализ системы управления в ООО «ТехноКом»…………..……..стр. 19
4.2 Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации ……………………………………………………………..стр. 20
4.3 Анализ численности персонала, его структуры, динамики, использования рабочего времени ……………………………………………….………стр. 24
Заключение……………………………………………………...……...стр.30
Список использованной литературы………………...………….….стр.32

Работа содержит 1 файл

Министерство образования РФ.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

   Министерство образования РФ

Уральский государственный технический университет  – УПИ Нижнетагильский Технологический Институт (филиал) имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Кафедра экономики и управления в промышленности 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  менеджменту 

Тема: Особенности  развития  менеджмента  в  России. 
 
 
 

Выполнила: 

Принял: 
 
 
 
 

Нижний  Тагил 

2009 

Содержание 

Введение……………………………………….……………….……..….......стр.3

Глава 1. Менеджмент, как наука.

1.1 Определение  понятия «менеджмент».…………………..…..….……....стр.4

1.2 Основные значения  термина «менеджмент»………........................…..стр.5

1.3 Развитие представлений  о менеджменте ………….........................…...стр.7

Глава 2. История менеджмента

2.1 Выдающиеся  личности, внесшие вклад в развитие  менеджмента ………………………………………………………………………....…….стр.8

2.2 История развития  менеджмента в России………………..……..……стр.10

  Глава 3. Менеджмент  на современном  этапе

3.1 Менеджмент  в России на современном этапе………….………..…..стр.15

3.2 Направления  развития российского менеджмента…………….……стр.17

Глава 4. Анализ системы управления в ООО «ТехноКом».

4.1 Анализ системы  управления в ООО «ТехноКом»…………..……..стр. 19

4.2 Ознакомление  с видами деятельности и общей  структурой управления организации ……………………………………………………………..стр. 20

4.3 Анализ численности персонала, его структуры, динамики, использования рабочего времени ……………………………………………….………стр. 24

  Заключение……………………………………………………...……...стр.30

  Список использованной  литературы………………...………….….стр.32 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

В этой работе я  хотела бы подробно раскрыть смысл такой науки, как менеджмент. Узнать когда она возникла в нашей стране, как развивалась и что представляет собой на современном этапе развития.

Каждому образованному  человеку, в настоящее время, известно слово «менеджмент», но далеко не каждый может дать четкое определение этому понятию.  

Написав эту  работу, для себя я теперь представляю  менеджмент, как необходимость организации  производственного процесса и науку  о получении прибыли, при минимальных  затратах на производство.

Многие считают  синонимами понятия «менеджмент» и  «управление», но они означают не одно и то же. Управление может быть и  автоматическим – например, компьютер  управляет полётом ракеты, а менеджмент – это, прежде всего, наука и искусство  управлять людьми и быть лидером. 

В данной работе представлено подробное описание менеджмента, как науки, история его появления  и развития в нашей стране. В работе рассмотрены первые признаки появления менеджмента в России, люди, сделавшие большой вклад в развитие этой науки. Показаны основные стадии и направления развития менеджмента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Определение понятия «менеджмент». 
 

Начнем с определения  основных понятий, затем  рассмотрим историю и современное состояние менеджмента. В англо-русском словаре есть слова manage (заведовать, руководить), manager (заведующий, правитель), management (управление). Термин «менеджмент» уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».  

Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных  мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.

В. Зигерт дает такое  определение: «Управление – это  такое руководство людьми и такое  использование средств, которое  позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем». К этому надо добавить, что планирование, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, планирование – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Основные значения термина «менеджмент» 

Термин «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмотрим их. 

1) Менеджмент  понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.

2) Менеджментом  называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое. 

3) Менеджмент  – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной. 

4) Под менеджментом  понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления. 

5) Менеджмент  – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту.  

6) Менеджмент  как научная дисциплина опирается  на практику управления. Соответственно  под менеджментом иногда понимают  практику реального управления и ее осмысление. 

6) Менеджмент  – это не только наука, но  и  искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет. 

7) Наконец, менеджмент  – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников. 

Все рассмотренные  понимания термина «менеджмент» (а их число можно значительно  увеличить) отнюдь не противоречат друг другу. Наоборот, они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.  

1.3 Развитие представлений о менеджменте. 
 

Любая целенаправленная деятельность предполагает управление. Бесспорно, что каждое живое существо управляет собой, своими мышцами и органами. Поэтому можно сказать, что менеджмент и жизнь неразделимы.  

В сообществах  людей всегда присутствовало управление. Главы семейств, вожди родов и  племен, советы старейшин играли и  играют большую роль во всех видах  первобытных человеческих обществ. При появлении государств, проблемы управления вышли на первый план. Отметим, что сразу же с момента появления письменности появились (и дошли до нас) записи менеджеров о проблемах управления – деловые документы, рассуждения и учебная литература.  

Разработка методов управления производством стала актуальной с того момента, как появилось разделение труда в ходе единого технологического процесса. Очевидно, такое разделение труда необходимо при выполнении крупных проектов, например, строительстве дворцов, кораблей, крепостей, пирамид. Революционной оказалась идея стандартизации. Создание кирпича – стандартного элемента строительных конструкций – позволило резко поднять производительность в ходе строительных работ. Разделение труда – основа мануфактур. Они составляли основу производства в XVI – XVIII в. В силу узкой специализации работников и орудий труда мануфактуры способствовали углублению общественного разделения труда и подготовили переход к машинному производству. 
 

2.1 Выдающиеся личности, внесшие вклад в развитие менеджмента 
 

Древнегреческий философ Платон (в традиционной хронологии – родился в 428 или 427 г. и умер в 348 или 347 г. до н.э.) во многих своих  сочинениях обсуждал вопросы менеджмента.    

Большой вклад  в менеджмент внесли полководцы, генералы и офицеры. Методы управления войсками проверялись самым жестким образом – в сражении с противником. «Наука побеждать» генералиссимуса Александра Васильевича Суворова (1970-1800) должна быть настольной книгой у менеджера, желающего выйти победителем в схватке с конкурентами. 

Большой вклад  в менеджмент внес американский инженер  и промышленник Генри Форд (1863-1947). Он построил систему организации  производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций. Им введена невиданная ранее форма организации производственного процесса – поточная линия. Использованная им впервые в 1913 г. в виде ленточного конвейера такая линия оказалась чрезвычайно эффективной для условий массового производства. Она позволила резко сократить цикл изготовления автомобилей, снизить затраты на их производство.  

Принципиально важный вклад в менеджмент внес французский ученый и практик Анри Файоль (1841-1925). В 1888 г. он возглавил одну из крупных компаний Франции, находившейся на грани банкротства, и превратил ее в эффективно действующее прибыльное предприятие. Этот успех был достигнут благодаря разработанным А. Файолем принципам управления, которые позже, в 1916 г., он изложил в книге «Общее и промышленное управление» 

Среди государственных  деятелей первой половины ХХ в. было немало выдающихся правителей (согласно словарю  – менеджеров). Среди них наиболее замечательных результатов добился Иосиф Виссарионович Сталин (1879-1953). Многолетний руководитель Великобритании Уинстон Черчилль (1874-1965) кратко, но емко описал результаты его деятельности: «Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием». 

Президент США  Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) четыре раза избирался на этот пост. Он вывел  свою страну из наиболее сильного за всю  историю экономического кризиса 20-х  – 30-х годов ХХ в. – из «великой депрессии». Это – триумф государственного управления рыночной экономикой.  

В менеджменте 30-50-х  годов ХХ в. видную роль играла школа человеческих отношений. Наиболее видным представителем этого направления являлся Элтон Мейо (1880-1949), австралиец по происхождению. Наибольшую известность ему принесло пятилетнее исследование Хавторнских предприятий Western Electric Company в Чикаго. Оно привело к более полному осознанию и пониманию «человеческого фактора» в производстве, в частности, роли «неформальной группы» как отдушины для стремлений работников. Была установлена важность адекватной системы коммуникаций, прежде всего каналов передачи информации от работников к управляющим. Процитируем Мейо: «Менеджер добивается успехов или терпит поражение в той пропорции, в которой он безоговорочно принимается группой как власть и лидер».  

Информация о работе Особенности развития менеджмента в России