Особенности метода case-study

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: выявить особенности метода case-study.
Задачи контрольной работы:
1. Рассмотреть жанры и типы кейсов;
2. Выделить источники кейсов;
3. Проанализировать виды кейсов;

Работа содержит 1 файл

Особенности метода кейс-стади.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

     Кейс  должен :

    • быть написан интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно, при необходимости, приводить высказывания сотрудников – представителей фирмы);
    • отличаться «драматизмом» и проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;
    • показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
    • соответствовать потребностям выбранного контингента студентов, содержать необходимое и достаточное количество информации.

     Определение и квалификация проблемы занимает исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации. Вместе с тем текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

     Требования  к формату и структуре кейса:13

     Сюжетная  часть–  описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных:

  • наличие реально существующей ситуации, на основе которой разработан кейс;
  • название компании, название продукции, описание продукции, её особенности;
  • имена и должности главных персонажей;
  • описание состояния рынка в данной области (продукты, потребители, производство, распределение и т.п.); разбор главных конкурентов (их стратегии. позиции на рынке, политика маркетинга и распределения);
  • общее состояние дел в компании, её слабые и сильные стороны; дилеры и партнёры; управленческая стратегия; организационные отношения; ключевые фигуры в управленческой группе; производственные операции, продукты и процессы; финансовое положение компании; маркетинговая информация; взаимодействие работников.

     Информационная  часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий:

  • этапы развития компании, важные моменты в истории развития, успехи и неудачи;
  • стиль работы компании, стиль управления руководства;
  • краткое описание проблемы, желательно привести несколько различных точек зрения (как она видится разными участниками событий);
  • определённая хронология развития ситуации с указанием действий или воздействующих факторов, желательно оценить результаты их воздействия;
  • предпринятые действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они давали;
  • какие ресурсы могут быть выделены на решение данной ситуации.

     Методическая  часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для студентов и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя.

     Сюжетная  и информационная части могут  существовать как относительно независимые (информация может быть вынесена в  приложение), так и тесно переплетаясь. Но в любом кейсе его назначение и задание должны быть чётко сформулированы.

     Как отмечалось выше кейс может содержать  видео-, аудиоматериалы, материалы на электронных носителях или любые  другие.

     Студентам раздаётся на дискете, CD или в виде твёрдой копии версия текста ситуации, приложения, возможные вопросы, но без преподавательской записки.

     В преподавательской записке авторы “кейсов” должны разрабатывать конкретные рекомендации по разбору ситуаций, в которых излагается авторский  разбор ситуаций, их ключ, а также рекомендуемая методика проведения занятий. 14 По мнению А.И.Наумова записка должна дать преподавателю ответ на следующие вопросы: для кого и для чего пишется кейс; чему должны научиться студенты; какие уроки они из этого извлекут. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1.   Виды анализа кейсов  и решаемые задачи
 

           Анализ кейсов представляет собой процесс решения  значительного числа частных  задач, что предполагает постоянное присутствие в этом процессе генерации  идей. Остановимся на характеристике основных видов анализа, которые получили наиболее широкое распространение и оказывают существенное воздействие на развитие метода case-study.15

           Проблемный  анализ основывается на понятии «проблема». По сути дела проблемный анализ предполагает осознание сущности, специфики той или иной проблемы и путей её разрешения. Технология проблемного анализа предполагает аналитическую работу с классификацией проблем по следующим направлениям:

  • определение формулировки проблемы, как неудовлетворённой общественной потребности;
  • пространственно-временная констатация проблемы, которая предполагает определение пространственных и временных границ проблемы;
  • выяснение типа, характера проблемы, её основных системных характеристик (структуры, функций и т.д.);
  • выявление закономерностей развития проблемы, её последствий;
  • диагностика принципиальной разрешимости проблемы;
  • определение ресурсов, которые необходимы для разрешения проблемы;
  • выработка организационно-управленческих технологий разрешения проблемы;
  • разрешение проблемы.

     Причинно-следственный анализ основывается на причинности; её основными понятиями выступают «причина» и «следствие», которые описывают связь между явлениями. Технология причинно-следственного анализа включает в себя следующие шаги:

  • формулировка объекта и предмета исследования;
  • определение некоторых исходных событий как возможной причины и возможного следствия, объясняющих объект и предмет исследования;
  • установление наличия причинно-следственной связи, определение причины и следствия;
  • диагностика типа причинно-следственной связи, установление её характера;
  • выяснение места данной причинно-следственной связи в структуре причинно-следственной цепи;
  • объяснение причинностью изучаемых явлений и процессов.

     Прагматический (праксеологический) анализ предполагает осмысление того или иного объекта, процесса, явления с точки зрения более эффективного использования в практической жизни. Основными понятиями прагматического анализа выступают «эффективность» - достижение высокого результата минимальными ресурсами; «результативность» - способность достигать поставленную цель; «оценка» - величина, характеризующая то или иное явление с точки зрения эффективности и результативности. Прагматический анализ осуществляется в несколько этапов:

  • осмысление объекта или процесса с точки зрения его функций;
  • определение результативности системы;
  • выявление тех функций, выполнение которых не удовлетворяет запросы к системе, анализ эффективности функционирования системы;
  • структурный анализ системы, выявление её структурных проблем, причин неэффективности;
  • изучение возможностей системы, её потенциала, неиспользованных резервов;
  • выработка предложений по повышению эффективности системы.

     Аксиологический анализ предполагает анализ того или иного объекта, процесса, явления в системе ценностей. Необходимость этого анализа обусловлена тем, что общество характеризуется значительной ценностной дифференциацией. Ценности представителей разных социальных групп различаются между собой. Поэтому довольно часто в демократическом обществе возникает проблема согласования ценностей, ценностного партнёрства, без которого невозможно нормальное взаимодействие людей. Методика аксиологического анализа ещё не сложилась. Можно предложить следующую его схему:16

  • выявление множества оцениваемых объектов;
  • определение критериев и системы оценивания;
  • формирование группы экспертов;
  • проведение аксиологической экспертизы;
  • получение системы оценок объектов;
  • выработка рекомендаций по совершенствованию оцененных объектов.

     Ситуационный  анализ имеет особое значение при использовании метода case-study. Данный вид анализа основывается на совокупности приёмов и методов осмысления ситуации, её структуры, определяющих её факторов, тенденций развития и т.п. Ситуационный анализ основывается на термине «ситуация», который является достаточно многозначным. Не смотря на многообразие понимания ситуации, можно выделить то общее, что свойственно различным концептуальным подходам. Прежде всего следует отметить, что ситуация является результатом социальных изменений, она вытекает из предыдущей ситуации и втекает в последующую ситуацию, т.е. она процессуальная. Удачность выбора ситуации определяется степенью её соответствия изучаемому знанию, а также наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придаёт ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

     Основные  характеристики проблемы оказывают влияние на виды ситуаций, но вместе с тем можно выделить и некоторые специфические основания выделения видов ситуаций, которые могут быть положены в основу классификации ситуаций.(см.приложение – Табл.№2)

           Прогностический анализ предполагает не разработку, а использование моделей будущего и путей его достижения. По сути дела, этот анализ сводится к прогностической диагностике, выяснению степени соответствия анализируемого явления или процесса будущему. Он включает в себя два вида анализа: нормативный прогностический анализ, когда задаётся будущее состояние системы и определяются способы достижения будущего, и поисковый прогностический анализ, при котором посредством построения трендовых моделей определяется ситуация будущего.

           Рекомендательный анализ ориентирован на выработку рекомендаций относительно поведения действующих лиц в некоторой ситуации. Рекомендательный анализ играет особую роль в системе взаимодействия исследователя и практика. Он обеспечивает внедрение результатов исследования в жизнь. Основной проблемой этого анализа является проблема взаимодействия и общности языка исследователя и практика –управленца. Исследователь должен не только разрешить проблему теоретически, но и выработать рекомендации для совершенствования деятельности управленца, изложив их в категориях понятного управленцу языка. От прагматического анализа рекомендательный анализ отличается тем, что предполагает выработку вариантов поведения в некоторой ситуации.

           Программно-целевой  анализ представляет собой дальнейшее развитие рекомендательного анализа в аспекте выработки программы достижения определённой цели. Он сосредотачивается на разработке подробной модели достижения будущего.

     Заключение

     Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

     Непосредственная  цель метода case-study – совместными  усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

     Достоинства метода кейс-стади очевидны: он позволяет  обучаться на реальных проблемных ситуациях (в т.ч. инновационных), получать навыки решения проблем и управления бизнесом. И это дает нам все основания, чтобы и метод кейс-стади, и кейсы использовать для обучения инноваторов. Однако есть и недостаток этого метода- это его дороговизна.17

     Сегодня методология кейс-стади - разработанный  и широко применяемый в социальных науках инструментарий. В отечественной  науке она используется сравнительно недавно, но уже стала источником новых идей и интересных открытий. Перспективным направлением в развитии этой полевой стратегии стало исследование организаций. Достаточно хорошо известен опыт применения подобных методов в исследовании промышленных предприятий, крестьянского подворья.

Информация о работе Особенности метода case-study