Особенности метода case-study

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: выявить особенности метода case-study.
Задачи контрольной работы:
1. Рассмотреть жанры и типы кейсов;
2. Выделить источники кейсов;
3. Проанализировать виды кейсов;

Работа содержит 1 файл

Особенности метода кейс-стади.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

       Введение

     Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).1

     Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения .

     Непосредственная  цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы .

     Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом . Впервые он был применён в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчётах Гарвардского университета о бизнесе .

     В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объёму (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.

     Сегодня метод case-study завоевал ведущие позиции в обучении, активно используется в зарубежной практике бизнес – образования и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем.  Так Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов, сохраняя приоритетное значение метода case-study в обучении бизнесу. Ситуационное обучение по гарвардской методике – это интенсивный тренинг слушателей с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения. Среднестатистический студент Гарварда или любой другой бизнес-школы за время своего обучения «прорабатывает» сотни кейсов. Каждый год в Гарварде издаются сотни новых кейсов, методических пособий и дополнений к коллекции кейсов. Ставку на использование ситуационного обучения также делает один из известных университетов Северной Америки – Университет Западного Онтарио (Канада).

     Метод case-study (или, как писали в двадцатые годы, «метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране ещё в 20-е годы. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей по экономическим дисциплинам в совпартшколах, на которой рассматривались вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе метод проектов или метод казусов. В период с октября 1924 г. по октябрь 1925 г. преподаватели совпартшкол ознакомились с методом казусов в одном из американских экономических журналах (Harvard Business Review) – органе Гарвардского университета.2

     Метод case-study, достоинства которого так хорошо понимали преподаватели экономических дисциплин, тем не менее, не применялся в СССР достаточно долго. Интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия.

     В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных  методов обучения.

     Проблема  внедрения метода case-study в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями :

  • первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;
  • вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

     В настоящее время активные методы обучения, в том числе метод  case-study, достаточно широко применяются при подготовке экономических кадров в ряде ведущих экономических вузов России. Использование метода case-study в обучении студентов экономических специальностей позволяет повысить познавательный интерес к изучаемым дисциплинам, улучшить понимание экономических законов, способствовует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений. Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Созданный как метод изучения экономических дисциплин, в настоящее время метод case-study нашёл широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции и других наук.3

     Для того, чтобы учебный процесс на основе case – технологий был эффективным, необходимы  два условия: хороший кейс и определённая методика его использования в учебном процессе.

     Цель  контрольной работы: выявить особенности метода case-study.

     Задачи  контрольной работы:

  1. Рассмотреть жанры и типы кейсов;
  2. Выделить источники кейсов;
  3. Проанализировать виды кейсов;

     Объектом  контрольной работы является метод  кейс-стади.

     Цель  и задачи работы обусловили выбор  её структуры. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Особенности метода Case- Study

     Метод Case- Study стал наиболее известным в программах подготовки менеджеров, в том числе в программах МВА. Он эффективен прежде всего для формирования таких ключевых профессиональных компетенций менеджеров в процессе обучения, как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации.

     В этом своем качестве Case- Study выступает как принципиально необходимое дополнение к лекционной методике проведения занятий, которая является "каркасообразующим" элементом обучения в классической, университетской системе образования.4

     Вместе  с тем метод Case- Study столь "инновационен" как такие, более новые технологии обучения, как метод обучения действием, тренинги, компьютерные обучающие программы и симуляции. Если расставить использующиеся в бизнес-образования обучающие методики по принципу их развития от традиционных ко все более инновационным, сориентированным на активные инструменты и технологии обучения, то место метода Case- Study будет где-то посередине.

     Одно  из наиболее широких определений  метода кейс стади было сформулировано в 1954 г. в классическом издании, посвященном описанию истории и применения метода конкретных ситуаций в Гарвардской школе бизнеса: "Это метод обучения, когда студенты и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) бизнеса. Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя. Метод Case- Study, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию (techniques) использования этих материалов в учебном процессе".

     Характерно, что в данном случае метод кейс стади рассмотрен скорее как процесс с выделением таких его главных составляющих, как "обсуждения", "дискуссии", что, естественно, не случайно. Традиция использования Case- Study в обучении исходит из принципа "движение к истине важней, чем сама истина".

     Таким образом, метод Case- Study предполагает:5

  • подготовленный в письменном виде пример кейса из практики бизнеса;
  • самостоятельное изучение и обсуждение кейса студентами;
  • совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя;
  • следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".

     Акцентирование  внимания на активном участии студентов  в изучении и обсуждении кейсов —  это отличительная особенность  именно западного стиля обучения. Оно, как известно, воплощается не только в рассматриваемом нами методе. В целом западное бизнес-образование во главу угла учебного процесса ставит самостоятельную работу студентов, их инициативность, известное "расталкивание локтями", хотя последнее и предполагает определенные "правила игры", распространяемые на работу в командах.

     Несмотря  на приоритет "процессной" компоненты в методе Case- Study, он не может применяться без собственно предмета обсуждения — самой конкретной ситуации. В ходе длительного развития и утверждения данной технологии бизнес-образование накопило десятки, если не сотни, тысяч кейсов, стиль которых варьируется от многостраничных гарвардских ситуаций, сознательно перегруженных информацией, до компактных и по-своему непростых, но элегантных - одно-двухстраничных, встречающихся в практике западноевропейских школ бизнеса.

     Если  попытаться во всем этом многообразии выделить существенные черты конкретной ситуации как таковой, то, пожалуй, стоит  остановиться на следующих принципах.

     Во-первых, учебная ситуация специально готовится (пишется, редактируется, конструируется) для целей обучения. В таком смысле — это "препарированная" автором ситуация из практики бизнеса. Методическая проработанность конкретных ситуаций, используемых для обсуждения или других учебных целей, должна создать творческую и одновременно целенаправленную, управляемую атмосферу в процессе обсуждения.

     Во-вторых, кейс должен соответствовать определенному  концептуальному полю того учебного курса или программы, в рамках которого рассматривается. Кейс потому и учебный, что учит, формирует определенные профессиональные навыки в контексте конкретного научного и методического мировоззрения. В противном случае мы получаем не целенаправленное и систематическое развитие профессиональных качеств студента, а случайное, главным образом субъективное его восприятие отдельных сторон бизнеса.

     В-третьих, кейсов может быть много, но при любых  их разновидностях работа с ними должна научить студентов анализировать  конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и (или) тенденции в бизнес-процессах. Наличие реальной, актуальной с точки зрения обучения информации - это необходимое, хотя недостаточное условие наличия учебной ситуации.

     Если  задаться вопросом, что такое идеальная  конкретная ситуация, то, на наш взгляд, получится, что это:

  1. занимательная история конкретного бизнеса или имевшегося случая из истории данного бизнеса;
  2. внутренняя интрига, головоломка, требующая решения;
  3. обилие информации, анализ которой не тривиален и требует поиска дополнительной информации;
  4. актуальная проблема, способная дать продолжение ситуации в будущем;
  5. более или менее типичная ситуация, совпадающая в главном — "теории" вопроса.

     В самом начале процесса освоения методики Case- Study в России, в 1991—1997 гг., одним из обязательных разделов в отечественных публикациях, посвященных данной технологии, было описание различных типов ситуаций. Иными словами, отмечалось определенное увлечение классификацией кейсов. Действительно, по своему назначению конкретные ситуации в области менеджмента в самом укрупненном виде можно разделить на: иллюстративные; аналитические; связанные с принятием решений. 6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Типы  и жанры кейсов, способы их представления 
 

     Классификация кейсов может производиться по различным  признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:7

Информация о работе Особенности метода case-study