Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:59, реферат
Примерно в начале 70-х годов в зарубежной литературе по менеджменту появилось понятие «национальные особенности менеджмента», с помощью которого начали обозначать то самобытное, своеобразное и неповторимое, что свойственно системе и процессу управления, работе руководителей в данной стране.
Национальный менеджмент обусловлен историей развития страны, ее культурой, традициями, обычаями, моральными ценностями. Исследование национальных стилей управления стало одним из характерных научных направлений, что объясняется следующими обстоятельствами:
Содержание
Введение 3
1. Модель менеджмента в Германии. 4
2. Особенности немецкой модели менеджмента 5
2.1. Стимулирование профессиональной подготовки 5
2.2. Техническая подготовленность менеджеров 6
2.3. Уважительное отношение к компетентности 7
2.4. Расширенный объем ответственности и полномочий 7
2.5. Лояльность менеджеров 7
2.6. Качество и инновации 8
2.7. Эффективные трудовые отношени. 8
2.8. Формализованный производственный менеджмент 8
3. Западные и восточные немцы: различия в деловой культуре и поведении менеджеров. 9
4. Особенности образования 10
5. Особенности культуры 11
5.1. Национальная культура 11
5.2. Национальные особенности, праздники 12
Заключение. 14
Список литературы 16
Среди немецких менеджеров меньше распространена перемена мест работы и соответственно выше уровень корпоративной лояльности. Средний стаж работы на одном предприятии в Германии составляет 8 лет, в то время как в американских фирмах – 3 года. В исследовании Р.Стюарт 20 из30 обследованных немецких управленцев на одном предприятии были занять свыше 5 лет, а 6 из них – свыше 20 лет. С точки зрения британцев (как и американцев) столь длительный непрерывный стаж работы на одном предприятии имеет или будет иметь губительный эффект. Для немцев же длительный стаж работы на одном рабочем месте позволяет добиться необходимого уровня технической компетенции.
Многие
немецкие предприятия давно уже используют
принцип заместителей, или «теневых работников».
В таких организациях менеджеры подбирают
и обучают своих заместителей. Это обеспечивает
непрерывность и последовательность процесса
принятия решений. В случае отпуска, болезни
и т.п. служебные обязанности выполняются
заместителями.
Качество продукции, своевременная ее доставка и послепродажное обслуживание являются основной целью и конкурентным преимуществом немецких компаний. Высокий уровень доходов немецких потребителей, позволяет им платить за высокое качество. Стратегией, позволяющей сохранить и укрепить свои конкурентные позиции на рынке, было и остается техническое совершенствование и инновации. Такая стратегия может реализовываться различным путем: через слияния и поглощения, создание совместных предприятий, закупку патентов и лицензий или инвестирование в НИОКР. Последний подход является наиболее распространенным в немецких компаниях, которые по сравнению с фирмами других стран тратят существенно большую часть доходов на финансирование НИОКР. Причем считается, что в кризисные годы эта доля должна быть даже больше.
Немецкие
компании активно сотрудничают с
университетами и НИИ и организациями
(общество имени Макса Планка, общество
имени Фрауенгофера), которые пользуются
поддержкой со стороны государства
в лице федерального министерства образования
и научных исследований. Еще один немецкий
феномен – это Ассоциация производителей
в машиностроении (VDMA). Состоящие в ней
предприятия и организации платят 0,5% своих
годовых доходов в исследовательский
фонд, средства которого расходуются на
отраслевые НИОКР.
Стабилизирующим
фактором для немецкой экономики являются
стабильные и устойчивые отношения между
менеджерами и профсоюзами, а также рабочими
советами. Для послевоенной Германии не
свойственны те классовые антагонизмы,
которые имели место в Великобритании,
Франции и Италии. Немецкая культура менее
индивидуалистична по сравнению с англосаксонской.
Поэтому идея долгосрочного сотрудничества
и партнерства собственников, управляющих
и рабочих находит благодатную почву в
немецком обществе.
Немецкие
менеджеры придают важное значение
детальному описанию трудовых функций
и процедур. Относительно высокой является
степень формализации в виде инструкции,
правил, обязанностей и т.п. Менеджеры
склонны меньше импровизировать, а больше
действовать в соответствии с правилами
и инструкциями. Причем эта особенность
– точное определение роли и правил –
особенно культивируется в государственных
учреждениях и крупных корпорациях. Немецкие
управляющие много внимания уделяют планированию.
Если ситуация осложняется более, чем
ожидалось, немцы постараются активизировать
плановую деятельность, тогда как в английских
компаниях могут пойти на сокращение отдела
планирования.
Сравнительные
исследования по немецкой модели менеджмента,
выполненные до 1990-х годов, опирались в
основном на западногерманскую практику
управления и мало уделяли внимания особенностям
деловой культуры и управленческих отношений
в бывшей ГДР. Между тем в уже объединенной
Германии отмечаются определенные различия
в поведении западных и восточных немцев,
что нашло отражение в результатах исследования
по программе GLOBE (The
Global Leadership and Organizational
Behavior Effectiveness Research Program). При интерпретации
этих различий (табл.1) следует иметь в
виду, что процесс объединения двух Германий
создал ассиметричную ситуацию, поскольку
не произошло культурного объединения
(объединения равных сторон). Напротив,
культурная система бывавшей ГДР, образно
говоря, за одну ночь была заменена системой
ФРГ.
Таблица 1
Параметры культуры | Бывшая ФРГ | Бывшая ГДР | ||
«как есть» | «как должно быть» | «как есть» | «как должно быть» | |
Избегание неопределенности | 5,22 | 3,32 | 5,16 | 3,94 |
Ориентация на будущее | 4,27 | 4,85 | 3,95 | 5,23 |
Дистанция власти | 5,25 | 2,54 | 5,54 | 2,69 |
Коллективизм (институциональный) | 3,79 | 4,82 | 3,56 | 4,68 |
Коллективизм (групповой и семейный) | 4,02 | 5,18 | 4,52 | 5,22 |
Гуманистическая ориентация | 3,18 | 5,46 | 3,40 | 5,44 |
Ориентация на достижения | 4,25 | 6,01 | 4,09 | 6,09 |
Равенство полов | 3,10 | 4,89 | 3,06 | 4,90 |
Настойчивость в достижении цели | 4,55 | 3,09 | 4,73 | 3,22 |
На первый взгляд кажется удивительным, что за относительно небольшой промежуток времени (около 40 лет холодной войны) политические и экономические различия вызвали различия в общественной культуре, которые дают о себе знать и в сегодняшней Германии. Так, например, менеджеры из бывшей ГДР демонстрируют более высокую степень избегания неопределенности (3,94) по сравнению с менеджерами Западной Германии (3,32). Этот факт можно объяснить продолжающимися и все еще значительными экономическими и политическими переменами после падения железного занавеса в 1989 году и последующего воссоединения Германии. Данный показатель, вероятно, отражает сложный характер перемен, и как следствие жители новых земель ожидают большей стабильности в их жизни.
Другое различие между западно- и восточногерманскими менеджерами обнаруживается по параметру «ориентация на будущее». С одной стороны, по сравнению с западными, восточные немцы более критично воспринимают положение дел («как есть»), т.е. их показатель меньше, когда речь идет о шаблонах практической деятельности. С другой стороны, если имеются в виду представления об идеальном состоянии («как должно быть»), то для восточных немцев показатель ориентации на будущее оказывается выше. Это характерно для обществ, в которых люди надеются извлечь выгоду из будущих событий. Такое ожидание больше относится к восточным немцам, для которых более высокий уровень жизни на Западе является притягательным образцом. В этом плане западные немцы более скептичны и склонны сохранять существующее положение дел.
Различия
в восприятии дистанции власти, по
всей видимости, обуславливаются
Система
школьного образования в
Сеть дошкольных учреждений развита в стране слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей возраста 3-5 лет.
В начальной школе дети обучаются с 1-6 классы. После начальной школы дети сами выбирают где они будут продолжать обучение. Это зависит от способностей и знаний.
В полной народной школе дети обучаются до 9 или 10 класса. Эта школа направлена на получение учащимися профессии.
В реальной школе дети обучаются с 5 по 10 классы, реальная школа дает среднее образование и право работы в различных учреждениях или бюро.
В гимназиях дети обучатся с 5 по 13 классы. Гимназии дают возможность на поступление в ВУЗ.
Система профессионального образования состоит из профессиональных школ низшего и высшего типа. В школах низшего типа учащиеся получают в основном знания, связанные с их специальностью. Обучение продолжается в течение 3 лет по 6-8 часов в неделю. Профессиональные школы повышенного типа готовят квалифицированных специалистов в основном для сферы обслуживания. Обучение длится от 1 года до 4 лет.
Высшее образование – это университеты и профессиональные ВУЗы. Университетское образование нацелено на подготовку всесторонне развитого, с широким кругозором профессионала.
Специальные (профессиональные) ВУЗы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Эти ВУЗы отличаются укороченным циклом обучения и меньшими затратами на обучение. Обучение продолжается 4 года.
Подготовка учителей проходит в 2 фазы: 1. изучение общеобразовательных предметов и педагогических дисциплин; 2. стажировка, после которой сдается экзамен и студент назначается на должность штатного учителя.
Таким
образом, можно сделать следующий
вывод: система образования в
Германии является актуально, современной
и отличается от системы образования
в других странах. Итак, в Германии существуют
следующие системы образования: школьная,
профессиональная, высшая, а также большое
внимание уделяется подготовке учителей.
5.
Особенности культуры
5.1.
Национальная культура
Немецкая культура прежде всего это культура носителей немецкого языка, так как Германия долго не была национальным государством. Только в течение 19-ого столетия вклад в немецкую культуру был внесен жителями немецких территорий, а до этого деятели культуры не были немцами в сегодняшнем смысле.
Повлияло на развитие немецкой культуры и то, что много знаменитых представителей из культуры и науки были объявлены вне закона главным образом по политическим или религиозным причинам; частично они лишались гражданства или эмигрировали – среди них, к примеру, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Генрих Гейне, Курт Тухолский, Томас и Генрих Манн, Альберт Эйнштейн.
С 1871 года появилось понятие «Страна поэтов и мыслителей», которое актуально и сейчас.
В начале 20-ого столетия Германия была ключевой культурной и научной нацией, которая получила мировое признание, особенно в кинематографе. Национал-социалистический захват власти разрушил этот статус. Последствия чувствуются в нескольких областях еще сегодня.
Однако сейчас культура Германии является неоспоримой мировой ценностью. Институты Гете (их 128 штук) служат распространению немецкого языка и культуры в мире.
Неудивительно, что настроения и занятия жителей страны, которая так часто участвовала в крупных исторических событиях, отражены в богатом культурном наследии, представленном величественными соборами, киноклассикой эпохи немого кино, великими философами (такими как Кант, Гегель, Ницше и Маркс), величайшими в мире физиками (Эйнштейн и Планк), лучшими композиторами (Бах, Бетховен, Брамс, Гендель и Вагнер), современной музыкой в стиле грандж и краутрок, гением Гете и революционным театром Брехта. Это истинное богатство Германии.
Художественное искусство
Готическая
скульптура Питера Вишера и его сыновей,
портреты в стиле ренессанс Альбрехта
Дюрера и архитектурные шедевры
в стиле барокко Бальтазара Нойманна
являются удивительными образцами
искусства. В искусстве тенденция постоянного
совершенствования выражается в более
современных формах - Германия известна
продюсерами отличного и перспективного
кино, среди которых можно выделить Райнера
Вернера Фассбиндера и Вернера Херцога.
5.2.
Национальные особенности,
праздники