Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:59, реферат
Примерно в начале 70-х годов в зарубежной литературе по менеджменту появилось понятие «национальные особенности менеджмента», с помощью которого начали обозначать то самобытное, своеобразное и неповторимое, что свойственно системе и процессу управления, работе руководителей в данной стране.
Национальный менеджмент обусловлен историей развития страны, ее культурой, традициями, обычаями, моральными ценностями. Исследование национальных стилей управления стало одним из характерных научных направлений, что объясняется следующими обстоятельствами:
Содержание
Введение 3
1. Модель менеджмента в Германии. 4
2. Особенности немецкой модели менеджмента 5
2.1. Стимулирование профессиональной подготовки 5
2.2. Техническая подготовленность менеджеров 6
2.3. Уважительное отношение к компетентности 7
2.4. Расширенный объем ответственности и полномочий 7
2.5. Лояльность менеджеров 7
2.6. Качество и инновации 8
2.7. Эффективные трудовые отношени. 8
2.8. Формализованный производственный менеджмент 8
3. Западные и восточные немцы: различия в деловой культуре и поведении менеджеров. 9
4. Особенности образования 10
5. Особенности культуры 11
5.1. Национальная культура 11
5.2. Национальные особенности, праздники 12
Заключение. 14
Список литературы 16
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ
ВПО Сыктывкарский
Факультет управления
Кафедра
менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине
Сравнительный менеджмент
наименование
дисциплины
по теме
«Особенности
менеджмента в Германии»
Исполнитель: 4510 группа,
Иванова Ю.А.
Сыктывкар
2011
Содержание
Введение
Примерно в начале 70-х годов в зарубежной литературе по менеджменту появилось понятие «национальные особенности менеджмента», с помощью которого начали обозначать то самобытное, своеобразное и неповторимое, что свойственно системе и процессу управления, работе руководителей в данной стране.
Национальный менеджмент обусловлен историей развития страны, ее культурой, традициями, обычаями, моральными ценностями. Исследование национальных стилей управления стало одним из характерных научных направлений, что объясняется следующими обстоятельствами:
На основе изучения практики управления в разных странах определены и раскрыты черты ряда национальных систем менеджмента - американского, английского, западногерманского, японского и др.
Цель работы: рассмотреть особенности менеджмента в Германии.
1.
Модель менеджмента
в Германии.
Теоретические
истоки немецкой модели менеджмента
относятся к началу прошлого столетия.
Ее родоначальником следует
Концепция бюрократической рационализации, разработанная М.Вебером, явилась важной вехой становления классического менеджмента. Он считал, что компании должны управляться на безличной, сугубо рациональной основе, названной им «бюрократической» (не следует путать с современной трактовкой этого термина). Бюрократия (по Веберу) – система управления не на основе личных оценок, а в соответствии с точным следованием индивидов определенным правилам и процедурам. Формальная рационализация, по М.Веберу, подразумевала процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств достижения цели полностью был детерминирован правилами, предписаниями и законами, имеющими универсальное применение. Концепция включала: четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников; введение формальной отчетности; разделение функций собственности и управления. Это были безусловно прогрессивные базовые положения, характеризовавшие суть менеджмента.
М.Вебером формулировались условия реализации предложенной им концепции:
Не
отрицая ряда недостатков теории
М.Вебера, следует отметить, что она
является вполне актуальной и сегодня
(особенно для таких стран, как Россия).
Теория рационализации
М.Вебера имела многих последователей,
в том числе и в наше время, и оказала
серьезное влияние не
только на немецкую
школу менеджмента, но и на многие другие
школы развитых стран мира.
2.
Особенности немецкой
модели менеджмента
Наиболее
часто в сравнительных
Характерные черты немецкой модели менеджмента можно обнаружить в национальной системе профессионально-технического образования, отличающейся вниманием к инженерному делу, техническому обучению и ремеслам и являющейся, по некоторым оценкам, лучшей в Европе. Она обеспечивает подготовку молодежи в возрасте 16-21 лет в течение 3 лет с получением государственного диплома. Образовательный процесс предполагает как подготовку на рабочем месте (4 дня в неделю), так и теоретическое обучение (1 день в неделю). Содержание образовательной программы в системе профессионально-технического образования утверждается тремя институтами – правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами. Общее руководство осуществляется местными торгово-промышленными палатами.
Как минимум 5% среднегодовой численности рабочей силы немецких предприятий составляют учащиеся системы профессионально-технического образования. Примерно 70% рабочих на промышленных предприятиях прошли через эту систему и сдали квалификационные экзамены, учитывающие отраслевую специфику и потребности конкретного предприятия. Для сравнения: подобную квалификацию в Нидерландах имеют около 40% рабочих, а в США и Англии – 30%. Важное значение в подготовке квалифицированной рабочей силы имеет институт наставничества. Примерно 2/3 наставников на немецких предприятиях имеют сертификат мастера. В результате немецкие рабочие владеют знаниями и навыками, далеко выходящими за рамки потребностей конкретной профессии.
Стимулирование
роста профессионального
Немецкие менеджеры известны как специалисты. Любопытно в этой связи, что в Германии не слишком высоко ценится общеуправленческая подготовка и соответственно, степень МВА не является распространенной. Поскольку менеджмент в Германии не считался отдельной научной отраслью, то соответствующие учебные дисциплины до 1980-х годов были редкостью в отличие от США. Немцы полагали, что менеджмент как самостоятельная дисциплина может породить эгоизм, нелояльность, а также опасную тенденцию к пренебрежению качеством продукции. В немецкой деловой речи в качестве похвалы гораздо чаще используется прилагательное internehmerisch (предприимчивый, инициативный), чем managerhaft (управленческий). Как отмечает Г.Хофстеде, менеджер не является культурным героем в Германии, если кто и может считаться таковым, то это скорее инженер.
В 1980-х годах были созданы две бизнес-школы, преподавание в которых ориентировалось на изучение и развитие немецкого стиля менеджмента. Постепенно появляются программы МВА, в том числе в сотрудничестве с ведущими американскими бизнес-школами. Однако к настоящему времени в международных рэнкингах программ МВА не представлено ни одной немецкой бизнес-школы или университета.
Для немецких менеджеров, мастеров и наставников более типично высшее техническое образование. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них – докторские степени (в немецкой научно-образовательной квалификации) в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении. Они намного меньше по сравнению с британскими менеджерами предпочитают говорить о менеджменте как таковом и рассматривают себя как технических экспертов и специалистов, к которым их подчиненные могли бы обращаться с производственными проблемами. Причем многие из них прошли через систему ученичества, через систему профессионально-технического образования. Профессиональные критерии (уровень профессиональных навыков и умений, производственный стаж) являются наиболее важными в продвижении на предприятии.
Вследствие
высокого уровня технического образования
специалистов и управленцев менеджмент
в Германии в меньшей степени отдален
от производственно-
Большинство
немецких менеджеров промышленных предприятий,
даже высшего звена управления, хорошо
ориентируются в вопросах производственного
менеджмента, не считают зазорным постоянно
бывать в заводских цехах. Им трудно
понять поведение менеджеров в США, которые
предпочитают больше работать с финансовой
отчетностью вместо того, чтобы глубже
изучать производственные процессы на
предприятии. Немецкий менеджер убежден,
что отлаженный технический процесс и
высококачественная продукция значат
гораздо больше для показателей экономической
эффективности по сравнению с другими
факторами.
Профессионализм и компетентность играют решающую роль в немецкой культуре, требующей значительной самодисциплины и самоконтроля. Немецкие менеджеры ценят высокую квалификацию работников и стремятся быть ближе к цехам и производственным подразделениям. Такое отношение создает потенциал для взаимоприемлемых внутриорганизационных отношений, эффективной коммуникации между штабными и линейными структурами немецкой организации.
Немецкая
система управления предполагает наличие
тесных связей между инженерно-техническим
и административно-
Что касается управленцев в немецких компаниях, то их авторитет основан больше на их профессиональных навыках, чем положении в служебной иерархии. Высокий уровень квалификации немецких менеджеров позволяет им действовать посредством более плоской иерархии и шире простирать свои контроль.
Кадровая
политика, карьерный рост, повышение
квалификации и т.п. – все это
базируется на представлениях о том, каким
образом формируется успешный менеджер.
Немецкий подход состоит в том, что соответствующая
техническая подготовка (образование)
является важным требованием при приеме
на работу. В дальнейшем главным условием
продвижения становится производственный
стаж. При этом производственная и управленческая
карьера увязывается с функциональными
обязанностями и продвижение получается
относительно медленным. Что касается
топ-менеджеров, то их отличает более высокий
образовательный уровень.
Если
линейный персонал обладает высокой
квалификацией, то он меньше нуждается
в контроле и помощи со стороны
административно-