Особенности коммуникативного поведения в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:43, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что сотрудники организаций испытывают острую потребность в информации о происходящих в компании и вокруг нее событиях. В зависимости от того, как происходит процесс обмена информацией, зависит и социально-психологический климат в организации, а это напрямую влияет на результат деятельности самой компании. Целью данной работы является рассмотрение особенностей коммуникативного поведения в организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие коммуникативного поведения…………………………………..5
Нормы коммуникативного поведения……………………………………7
Процесс коммуникации……………………………………………………9
Коммуникативные барьеры………………………………………………12
Виды и особенности коммуникативного поведения…………………...15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………....20

Работа содержит 1 файл

реферат по орг поведению.docx

— 60.47 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вологодский филиал

 

 

Реферат на тему

«Особенности  коммуникативного поведения в организации»

Дисциплина: организационное  поведение

                                                               Студента группы ПП УП

                                                               специальности

                                                                         «Управление персоналом» 

                                                               Скрипкиной Татьяны Михайловны

                                                              

                                                              Научный руководитель:

                                                              к.п.н., доцент                

                                                              Киселева Елена Владимировна

                                                                       Оценка______________

                                                                       Подпись_____________

 

 

 

 

 

 

Вологда 2013 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие коммуникативного поведения…………………………………..5
  2. Нормы коммуникативного поведения……………………………………7
  3. Процесс коммуникации……………………………………………………9
  4. Коммуникативные барьеры………………………………………………12
  5. Виды и особенности коммуникативного поведения…………………...15

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы……………………………………………………………....20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Успех многих, не только управленческих действий предопределяется качеством процесса коммуникации. Наше понимание  окружающего мира основывается на получаемой и передаваемой нами  информации  и ощущениях.

Почти невозможно переоценить  важность коммуникативного поведения  в организации. Для достижения поставленных организацией целей требуется эффективный  обмен информацией. Значительную часть  времени сотрудники, осуществляемые с помощью устных, письменных или электронных обращений коммуникаций с руководителем,  коллегами или клиентами организации.

Коммуникативные качества речи важны для раскрытия механизмов ее восприятия и в особенности  воздействия. Подобным образом и  человек, участвующий в процессе коммуникации, соотносится не только со словами, но и с делами.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что сотрудники организаций испытывают острую потребность  в информации о происходящих в  компании и вокруг нее событиях. В зависимости от того, как происходит процесс обмена информацией, зависит  и социально-психологический климат в организации, а это напрямую влияет на результат деятельности самой компании.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей коммуникативного поведения в организации.

Задачами данной работы является:

  1. Изучение понятия коммуникативного поведения
  2. Рассмотрение норм коммуникативного поведения
  3. Рассмотрение процессов коммуникации
  4. Изучение коммуникативные барьеры
  5. Рассмотрение виды и особенностей коммуникативного поведения

Коммуникация - как форма  общения двух и более субъектов  контактирования - является естественной и неотъемлемой частью процессов в организации. Поскольку общение подразумевает обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемого сообщения, то можно говорить уже о коммуникационном процессе. 
Предметом в данном случае выступают особенности коммуникативного поведения и коммуникативного процесса в организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие коммуникативного поведения

Одним из важнейших условий  эффективного управления поведением является коммуникация. Как изложено в учебной  и специальной литературе под  коммуникацией следует понимать общение людей в процессе их совместной деятельности, Это обмен информацией, мыслями, чувствами и идеями. Без  коммуникаций невозможно существование  никакой организованной системы. Именно коммуникации обеспечивают эффективные  отношения между людьми.

Коммуникация - это общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка.

Коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. Существует два аспекта коммуникаций, первый, это информационный, а второй, это личностный.

Большая часть того, что  мы наблюдаем в организации это  коммуникативную деятельность, которая  необходима для обеспечения взаимопонимания. Коммуникативная деятельность очень сложное явление, которое имеет следующие составляющие:

  • перцептивную – восприятие друг друга;
  • информативную – передачу и понимание информации;
  • интерактивная – организация взаимодействия – поведение человека путем использования различных форм воздействия:
  • внушения, убеждения, просьбы, приказа и т.п.
  • экспрессивная – проявления возбуждения, переживаний. 

Выделяют две формы  коммуникативной деятельности:

  1. косвенное (опосредованное – телефон, факс, письмо)
  2. контактное

Контактная форма предполагает следующие виды коммуникативной  деятельности в организации:

  • формальное общение;
  • примитивное общение;
  • деловое общение;
  • духовное общение;
  • манипулятивное общение;
  • светское общение.

 

  Каждый вид общения предполагает тактику общения  и технику общения. Тактика общения - это реализация конкретной коммуникативной стратегии, а техника общения - это совокупность конкретных коммуникативных умений.

Выбор тактики и техники  общения зависит от знания структуры  коммуникативной деятельности. Основными компонентами коммуникативной деятельности являются: предмет общения - партнер по общению; потребность в общении - состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке; коммуникативные мотивы - ради чего, предпринимается общение; действие общения - это единицы коммуникативной деятельности, т. е. целостный акт; задачи общения - это та цель, ради которой совершается процесс общения; средства общения - это те операции, с помощью которых осуществляется действие общения; продукт общения - образования материального и духовного характера. Динамическая особенность коммуникативной деятельности определяется выражением лица, жестами и взглядами.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нормы коммуникативного поведения

Коммуникативное поведение  – совокупность норм и традиций общения определенной группы людей.

Коммуникативное поведение  характеризуется определенными  нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение  как нормативное или ненормативное.

Можно выделить основные нормы коммуникативного поведения:

1. Общекультурные нормы коммуникативного  поведения отражают принятые  правила этикета, вежливого общения.  Они связаны с ситуациями самого  общего плана, возникающими между  людьми вне зависимости от  сферы общения, возраста, статуса,  сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование. Это – стандартные ситуации.

2. Ситуативные нормы обнаруживаются  в случаях, когда общение определяется  конкретной экстралингвистической  ситуацией. Такие ограничения  могут быть различны по характеру.  Так, ограничения по статусу  общающихся позволяют говорить  о двух разновидностях коммуникативного  поведения – вертикальном (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальном (равный – равный). Граница между различными типами подвижна, она может нарушаться.

3. Групповые нормы отражают особенности  общения, закрепленные культурой  для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных  групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей, гуманитариев, технарей и т.д.

4. Индивидуальные нормы коммуникативного  поведения отражают индивидуальную  культуру и коммуникативный опыт  индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности. Подлежат описанию также нарушения общих и групповых норм, характерные для данного индивида.

Нормы и правила существуют в  согласовании с принципами, ими отражаемыми. Нормы обязательно должны соответствовать  или хотя бы не противоречить принципам.

Нормы могут постепенно изменяться, и изменение культуры начинается именно с изменения норм. При этом, если изменение традиционных норм или возникновение новых норм противоречит некоторым принципам, культура до определенного момента оказывает сопротивление становлению таких норм.

Принципы, ценности и нормы-правила  относятся к идеальной, ментальной стороне культуры, они представляют национальную культуру в сознании ее носителей, в менталитете народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Процесс коммуникации

Коммуникации занимают важнейшее место в жизни организации  и оказывают огромное влияние  на индивидов и групп. Обмен информацией  между сотрудниками в организации  приводит к достижению намеченных целей.

Коммуникации – это  передача информации от одного человека к другому, один из способов доведения  индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей.

В коммуникациях всегда участвуют, по крайней мере, два лица – отправитель и получатель Отправитель  – это любой индивид (сотрудник), имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации. Получатель – индивид, воспринимающий сообщение  получателя. Сам коммуникационный процесс  сложен и представляет собой способ, посредством которого сообщение  отправителя достигает получателя.

Чтобы обеспечить четкие и эффективные коммуникации в  организации, необходимо знать и  предотвращать возможные помехи в процессе их осуществления.

Процесс коммуникации состоит  из ряда этапов, которые взаимосвязаны  между собой и взаимозависимы.


Получатель


Обратная связь

Декодирование


Сообщение и каналы передачи информации


кодирование


отправитель


Коммуникативный процесс можно представить в  виде рисунка (рис.1)


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Коммуникативный процесс

 

 

Отправитель – любой  индивид, имеющий идеи, информацию, намерения и цель их передать. Отправитель  формулирует смысл, передаваемый получателю.

Кодирование – перевод  информации отправителя в комплекс коммуникационных символов.

Сообщение – информация, формирующаяся в результате кодирования, которую отправитель передает желаемому  получателю. Сообщение выражается в  вербальной и невербальной форме.

Канал коммуникации –  путь, по которому передается информация. Выделяют следующие каналы: личное общение, групповые встречи, телефон, факс, докладные и служебные записки  и т.п.

Получатель – индивид, которому адресовано сообщение.

Декодирование – процесс  превращения сообщения в имеющую  смысл форму. Коммуникация успешна, если получатель воспринял смысл, заложенный в сообщение отправителем. Результаты декодирования зависят от навыков, установок, ожиданий, культурного и  интеллектуального уровня получателя.

Информация о работе Особенности коммуникативного поведения в организации