Особенности коллективного принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Цель управления состоит в обеспечении максимальной или требуемой эффективности управляемого процесса и достигается путем выработки и осуществления управляющих воздействий, которые представляют собой действия руководителей, направленные на изменение управляемых факторов внешней и внутренней среды организации.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и принципы принятия управленческих решений 4
2. Факторы, влияющие на принятия управленческих решений 12
3. Методы принятия решения управленческих решений 16
4. Групповая задача как объект и источник принятия коллективного решения 20
5. Методы коллективного принятия решений 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Особенности коллективного принятия решения.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

     Руководитель  может отвергнуть тот или иной курс действий в силу личных пристрастий или лояльности по отношению к кому-то. Он может решить не прекращать сомнительные инвестиции или проект, поскольку поддерживал их на протяжении долгого времени. В результате ему будет трудно объективно оценить текущее состояние освоения капиталовложений или проекта. Подобным образом менеджер может решить поддержать или не поддержать определенный проект, поскольку руководитель этого проекта ранее не поддержал выдвинутый менеджером проект. Установлено, что многочисленные психологические факторы и личностные особенности сказываются на процессе принятия решений. Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения эффективного компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому. Решение в пользу продукции более высокого качества влечет за собой рост издержек; некоторые потребители будут довольны, другие перейдут на менее дорогостоящий аналог. Установка автоматической производственной линии может снизить общие издержки, но одновременно привести к увольнению лояльных рабочих. Упрощение технологии может позволить фирме использовать неквалифицированных рабочих. В то же время упрощенная работа может оказаться настолько утомительной, что работ разочаруются, вследствие чего, как можно ожидать, возрастут прогулы и текучее кадров и, возможно, снизится производительность.

     Проблема  процесса принятия решений состоит  в сопоставлении минусов с  плюсами целях получения наибольшего  общего выигрыша. Часто руководителю приходил выносить субъективное суждение о том, какие негативные побочные эффект допустимы при условии достижения желаемого конечного результата. Однако, некоторые негативные последствия никоим образом не могут быть приемлемым для руководителей организации. Пример: нарушение закона или этических норм. В подобных случаях, когда выбираются критерии для принятия решения, негативные последствия следует трактовать как ограничения.

     5. Взаимозависимость решений. В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны. Единичное важное решение почти наверняка может потребовать сотен решений менее значительных. Если, к примеру, организация решает перевести штаб-квартиру в другой штат, она должна также принять решения о том, как компенсировать перемещение работникам, покупать или не покупать новую мебель, кого нанимать на новые должности и вакансии в результат перебазирования, выяснить, заставят ли законы о налогообложении в другом штат менять процедуры бухгалтерского учета и т. п.

     Крупные решения имеют последствия для  организации в целом, а не только для сегмента, непосредственно затрагиваемого тем или иным решением. Если производственная фирма решает приобрести новое и более производительно оборудование для завода, она должна также найти способ увеличения сбыта продукции. Таким образом, закупка нового оборудования должна отразиться не только на производственном отделе, но также решающим образом на отделах сбыта и маркетинга.

     Способность видеть, как встраиваются и взаимодействуют  решения в системе управления, становится все более важной по мере продвижения на верхние этажи власти. Менеджеры, находящиеся на нижних уровнях иерархии, но проявляющие способность разглядеть взаимозависимость решений, т. е. видеть "всю картину" зачастую и становятся кандидатами на повышение. 

3. Методы принятия решения управленческих решений 
 

Методы принятия управленческих решений 
 

 
 
 
 
 
 

     1. Неформальные методы принятия  решений основываются на аналитических  способностях лиц, принимающих  управленческие решения. Это совокупность  логических приемов и методики  выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера.

     2. Коллективные методы обсуждения  и принятия решений. Основным  моментом в процессе коллективной  работы является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это руководители-исполнители. Главным критерием формирования такой группы является компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть различными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).

     Если  предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые  предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие «мозговой  атаки» - это создание обстановки, максимально  благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы фантастической она не была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

     Метод Дельфы - это многотуровая процедура  анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.

     3. Количественные - методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки больших массивов информации.

     В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

     а) линейное моделирование - используются линейные зависимости;

     б) динамическое программирование - позволяет  вводить дополнительные переменные в процесс решения задач;

     в) вероятностные и статистические модели - реализуются в методах  теории массового обслуживания;

     г) теория игр - моделирование таких  ситуаций, принятие решения, в которых  должно учитываться несовпадения интересов  различных подразделений;

     д) имитационные модели - позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

     Для принятия решений по сложным проблемам (задачам) управления производством  используют метод, основанный на системном  подходе.

     Сущность  системного подхода неразрывно связана  с идеями материалистической диалектики и заключается в том, что проблема рассматривается как целостная система, состоящая из ряда элементов (подсистем), с выявлением внешних и внутренних связей, влияющих на ее функционирование.

     Принятие  решений может быть основано на логическом анализе ситуаций (логический метод), на основе объективно существующих закономерностей, с помощью которых можно получить количественные результаты от реализации различных вариантов решений (формализованный метод), на опросе мнений специалистов (метод экспертных оценок).

     Для выбора оптимального решения в некоторых случаях используют имитационное моделирование. Сущность имитационного моделирования состоит в построении для исследуемой проблемы (производственного процесса) соответствующего алгоритма, имитирующего при помощи ЭВМ поведение подсистем, элементов сложной системы, а также взаимодействие между ними с учетом случайных, возмущающих факторов при функционировании системы.

     К числу основных методов, используемых при нормативном прогнозировании, следует, прежде всего, отнести методы ПАТТЕРН, Делфи, прогнозного графа Глушкова, Поспелова и др. Такой широко используемый в настоящее время инструментарий как деревья целей впервые появился как составная часть метода ПАТТЕРН (Обоснование планирования посредством научно-технической оценки количественных данных), разработанного в 1963 г. для нужд аэронавтики и космоса.

     Среди других видов прогнозирования иногда выделяют прогнозирование с использованием обратной связи, интуитивные методы, "обходные" и др. Но основные идеи, используемые при разработке прогнозов, достаточно полно представлены именно в изыскательском и нормативном прогнозировании.

     В последние годы получило развитие экспертное прогнозирование, ориентированное  в значительной степени на работу не только с количественной, но и  с качественной информацией.

     Принятие решений является одним из основных составляющих любого управленческого процесса. Процесс принятия решений при кажущейся простоте - очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам.

     В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И  в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений  имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Тем не менее имеется общее характерное для любого процесса принятия решений, где бы он не осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации.

     Одной из отличительных черт теории принятия решений является наличие в ней методов, позволяющих обрабатывать как количественную, так и качественную (неколичественную) информацию. При этом в процессе принятия решений большое внимание уделяется использованию методов экспертного оценивания, предназначенных как для работы с количественной, так и с качественной информацией.

     Основное  назначение экспертных технологий - повышение  профессионализма, а, следовательно, эффективности принимаемых управленческих решений. Возможны разные способы представления процесса принятия решений, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т.д.

     Рассмотрим  ситуационный подход, который наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, является универсальным и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений, содержащиеся в других подходах. Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений:

  1. Получение информации о ситуации;
  2. Определение целей;
  3. Разработка оценочной системы;
  4. Анализ ситуации;
  5. Диагностика ситуаций;
  6. Разработка прогноза развития ситуации;
  7. Генерирование альтернативных вариантов решений;
  8. Отбор основных вариантов управленческих воздействий;
  9. Разработка сценариев развития ситуаций;
  10. Экспертная оценка основных вариантов управляющего воздействия;
  11. Коллективная экспертная оценка;
  12. Принятие решения ЛПР;
  13. Разработка плана действий;
  14. Контроль реализации плана;
  15. Анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.

     Подготовка  решений осуществляется на основании  всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок.

     В приведенной ниже укрупненной блок-схеме  представлены основные этапы принятия решения и их технологическая последовательность.  

4. Групповая задача как объект и источник принятия коллективного решения 

     В данном случае речь идет о групповом  обсуждении какой-либо проблемы, в результате которого коллектив или группа принимает определенное решение. Среди выделяемых специалистами переменных процесса принятия группового решения задача занимает весьма существенное место: во многом она может быть квалифицирована как источник и объект этого процесса.

     Наиболее  обобщенная классификация групповых задач разработана Д. Хакменом и Ч. Моррисом. Она включает следующие типы групповых задач:

  • продуктивные (их решение ведет к получению оригинальных, творческих продуктов, например, к генерированию новых идей);
  • дискуссионные (требуют от членов группы дискуссии по поводу конкретного вопроса и выработки согласованного решения);
  • проблемные (они требуют выявления специфики процесса, развертываемого с целью решения некоторой проблемы).

Информация о работе Особенности коллективного принятия решений