Особенности коллективного принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Цель управления состоит в обеспечении максимальной или требуемой эффективности управляемого процесса и достигается путем выработки и осуществления управляющих воздействий, которые представляют собой действия руководителей, направленные на изменение управляемых факторов внешней и внутренней среды организации.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и принципы принятия управленческих решений 4
2. Факторы, влияющие на принятия управленческих решений 12
3. Методы принятия решения управленческих решений 16
4. Групповая задача как объект и источник принятия коллективного решения 20
5. Методы коллективного принятия решений 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Особенности коллективного принятия решения.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

 

Введение

     Принятие  решений пронизывает всю управленческую деятельность, решения принимаются по широкому кругу задач управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. По существу, вся совокупность видов деятельности любого работника управления так или иначе связана с принятием и реализацией решений. Этим, прежде всего, определяется значимость деятельности по принятию решений и определению его роли в управлении.

     Процесс принятия группового решения тесно  связан с проблемой лидерства и руководства, потому что принятие решения – одна из важных функций руководителя, а организация группы для принятия такого решения – особенно сложная функция. В современных условиях, когда деятельность групп активизируется во многих звеньях общественного организма, эта проблема приобретает особую актуальность. Не только в социальной психологии, психологии управления,  но и в повседневной практике разработаны различные методы принятия групповых решений, и дело науки – выявить в полной мере их возможности, оценить их эффективность и применимость в различных конкретных ситуациях. Более подробное рассмотрение управленческих аспектов процесса принятия группового решения будет способствовать повышению качества групповых решений и сплоченности коллективов, а также более эффективной деятельности групп.

 

1. Сущность и принципы  принятия управленческих  решений

     Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение (ЛПР), в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации1.

     Р.А. Фатхутдинов определяет управленческое решение как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента2.

     Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план — это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

     В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не одной личности, а подразделения или организации в целом. Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация, для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями, как по горизонтали, так и по вертикали управления.

     Сформулируем основные принципы принятия управленческих решений.

     1. Принцип системности. Многие предприятия  работают вхолостую, испытывают стрессовые ситуации, финансовые потери, на них наблюдается демотивация сотрудников. И все это потому, что либо не были оптимальными принятые решения, либо решения были правильные, но их реализация натолкнулась на трудности из-за того, что было “забыто” нечто существенное. Принцип системности как раз и ориентирует на всесторонний учет значимых факторов.

     2. Принцип стандартизации (стандартных  управленческих ситуаций и решений). Суть его состоит в том, что  большинство реальных управленческих  ситуаций может быть сведено к набору так называемых стандартных или базовых. Процедуры выработки и реализации управленческих решений для стандартных ситуаций детально разработаны, а действия руководителя в этих случаях хорошо известны из практики.

     В случае, если управленческая ситуация не укладывается целиком в рамки стандартной, изучается возможность ее расчленения на стандартную и нестандартную части. Для нестандартной части ситуации необходим специальный анализ с целью нахождения специального, особого для данного случая решения.

     3. Принцип оптимальной информированности.  Рациональные управленческие решения  достижимы; лишь когда им соответствует  достаточная информационная база. Причем для каждого из управленческих  уровней существует оптимальный  размер информационной базы, определяемый рядом факторов.

     4. Принцип автоматизма  реализации управленческих решений.  Принцип заключается в том,  чтобы принятое руководителем  “решение” автоматически (то  есть обязательно, причем в  максимально короткие сроки и  в неискаженном виде) доводилось до требуемого уровня и становилось практическим руководством к действию.

     Чтобы реализовать этот принцип, необходима система хорошо отлаженных и взаимоувязанных  управленческих механизмов. Если такие  механизмы отсутствуют или их совокупность недостаточна, любое, даже самое хорошее решение может остаться нереализованным или его выполнение неоправданно затягивается.

     5. Принцип учета вероятных последствий.  Рациональное управленческое решение  предполагает учет вероятных  последствий его реализации.

     6. Принцип свободы выбора. Если у человека (группы), принимающего решение, нет или недостаточно условий для выбора из множества возможных вариантов, то об эффективном решении остается только мечтать. Вышестоящий руководитель, который связывает “по рукам и ногам” нижестоящего руководителя, не дает и шага сделать самостоятельно, не вправе рассчитывать на принятие им эффективных решений.

     7. Принцип ответственности. Принимающий  решения несет ответственность  за результаты реализации принятого  решения. Это в равной степени относится и к коллегиально принятому решению. Заметим, что решение человека о самом себе не связано с таким высоким чувством ответственности за судьбу лиц, зависящих от руководителя, как это характерно при принятии решений, непосредственно касающихся этих лиц (хотя и в индивидуальной деятельности решения действующего субъекта оказывают определенное влияние на судьбу окружающих лиц).

     8. Принцип соразмерности прав и  ответственности. Наихудшие решения  принимаются тогда, когда имеющий  право принимать решения не несет за них ответственности и когда тот, на кого возложена ответственность, не имеет права решать.

     Данный  принцип предполагает оптимальное  распределение обязанностей и ответственности  между руководителем и исполнителем разного уровня, а именно: уровень ответственности и степень компетентности лица, принимающего решение, должны соответствовать содержанию и уровню его функциональных обязанностей.

     9. Принцип творчества. Творчество  в управлении не всегда высоко  ценилось, но сейчас это важная  ценность, и, вероятно, ее значение будет расти. Особо творческий подход требуется, когда имеющимся решениям не хватает эффективности и силы. Он необходим для уточнения проблем и поиска идей, выходящих за пределы обычных рамок, для того чтобы подвергнуть сомнению базовые предположения.

     В процессе творческого решения проблем  выделяют и описывают пять стадий: 1) изучение проблемы; 2) выработка идей; 3) отсев примененных идей; 4) планирование нововведений; 5) обратная связь и  анализ.

     10. Принцип своевременности. Он ориентирует на выбор наилучшего момента для принятия решения. Решение не даст ожидаемого эффекта, если оно преждевременно и, тем более, если оно запоздало. Напрашивается аналогия со стрельбой по движущейся мишени. Преждевременный выстрел здесь столь же “результативен”, как и выстрел, сделанный с опозданием.

     11. Принцип единства единоначалия  и коллегиальности. Единоначалие  и коллегиальность, на первый  взгляд, исключают друг друга.  Первое предполагает персональную  ответственность за принятие  решения и соответствующее право, второе — коллективную ответственность и право. Однако на самом деле они могут быть удачно совмещены. Скажем, руководитель при подготовке решения активно консультируется с подчиненными (коллегиальность) и с учетом их мнения принимает решение, беря на себя всю полноту ответственности (единоначалие). Коллегиальность в данном случае выражается в неявной форме, хотя она может проявиться и более явно (например, при коллективном обсуждении альтернативных предложений).

     12. Принцип соучастия. Он означает  активное и непосредственное участие в принятии решения тех, кого оно касается. Нарушение этого принципа приводит к тому, что люди привыкают быть только исполнителями, считают, что участвовать в решении производственных проблем — не их дело. Такой подход формирует и закрепляет известный стереотип мышления: “Наше дело маленькое, пусть за нас начальство думает”. У этого стереотипа есть подлинно-трагическая сторона: работники могут выполнять работу, зная, что она ведет к ошибочным результатам.

     Решение представляет собой выбор альтернативы. Это, по сути дела, ответ на ряд вопросов. В сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире организаций многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь. Некоторые из них перечислены в табл. 1.

Таблица 1.

Решения, типичные для функций управления

 Планирование
  1. Какова наша сверхзадача или  природа нашего бизнеса? 
 2. Какими должны быть наши цели?
 3. Какие изменения происходят во  внешнем окружении и как они  отражаются и могут отразиться  в будущем на организации? 
 4. Какие стратегию и тактику следовало бы нам выбрать для достижения поставленных целей?
 Организация деятельности
 1. Каким образом следует структурировать  работу организации? Как целесообразно  укрупнить блоки выполняемых  работ? 
 2. Как скоординировать функционирование  этих блоков, чтобы оно протекало гармонично и не было противоречивым?
 3. Принятие каких решений на  каждом уровне организации следует  доверять людям, в частности  руководителям? 
 4. Следует ли нам изменять структуру  организации из-за изменений во  внешнем окружении?
 Мотивация
 1. В чем нуждаются мои подчиненные? 
 2. В какой мере эти потребности  удовлетворяются в ходе деятельности, направленной на достижение целей  организации? 
 3. Если удовлетворение работой  и производительность моих подчиненных  возросли, то почему это произошло?
 4. Что можем мы сделать, чтобы  повысить уровень удовлетворенности  работой и производительность  подчиненных? 
 Контроль 
 1. Как нам следует измерять результаты  работы? 2. Как часто следует давать  оценку результатов? 3. Насколько мы преуспели в достижении наших целей?
 4. Если мы недостаточно продвинулись  к поставленным целям, то почему  это случилось и какие коррективы  следовало бы внести?
 

     Для понимания сущности управленческих решений необходимо рассмотреть классификацию проблем и решений.

     Организационное решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

     Организационные решения можно квалифицировать  как запрограммированные и незапрограммированные.

     Запрограммированные решения. Нобелевский лауреат Герберт Саймон использовал термин запрограммированные, заимствованный из языка компьютерной технологии, для описания решений в высокой мере структурированных. Запрограммированные решения есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

     К примеру, инспектор больницы при  составлении графика работы медсестер  и санитаров может исходить из формулы, требующей определенного  соотношения между числом пациентов  и обслуживающего персонала. Если правилами  больницы предусмотрена одна медсестра  на пять пациентов, то решение принимается автоматически — на этаже с 50 пациентами нужно иметь 10 сестер. Подобным образом, если от начальника финансового отдела потребовали вложить избыточную наличность в депозитные сертификаты, облигации муниципалитета или обычные акции, в зависимости от того, что именно в данное время обеспечивает наибольшую прибыль на инвестированный капитал, выбор определяется результатами простого расчета по каждому варианту и установлением самого выгодного. Менеджеру достаточно один раз сформулировать правила принятия таких решений и его подчиненные, и другие работники будут просто исполнять их.

     Программирование  можно считать важным вспомогательным  средством в принятии эффективных  организационных решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Этим также экономится время, поскольку подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Неудивительно, что руководство часто программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью.

Информация о работе Особенности коллективного принятия решений