Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 20:12, курсовая работа
Целью курсовой работы стало выявление особенностей формирования ИСМ на предприятиях многопрофильных холдингов.
Задачи курсовой работы:
• выявить проблемы формирования ИСМ;
• наготовых ИСМ предприятий увидеть положительные моменты их существования.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Интегрированные системы менеджмента. . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 2. ИСМ многопрофильных холдингов. . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1 Группа компаний «ЛЕКС». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2 ОАО «Кубаньэнерго». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Первый элемент. Если говорить о построении системы менеджмента организации, то требуется разработка Политики организации. Политики в области качества, экологии, безопасности и т.д. должны быть равноправными и согласованными частями общей Политики и Стратегии организации. При этом рекомендуется, чтобы Политика вытекала из осознанной Миссии организации. (Миссия - документ, описывающий цель и смысл существования организации и отвечающий на вопрос, зачем существует данный бизнес или вид деятельности.) Одновременно напрашивается решение, что и Стратегия, и Видение (vision - документ, описывающий будущее организации) организации должны быть сформулированы высшим руководством и документированы.
Для реализации Миссии, Политики и Стратегии организации высшее руководство должно разработать Цели по всем направлениям деятельности, ориентированные на ее улучшение. Кроме того, необходимо организовать разработку Целей во всех подразделениях и на всех уровнях управления. Цели должны быть измеряемыми для возможности систематического периодического анализа и оценки результативности и эффективности деятельности. Достижение целей невозможно без планирования конкретных мероприятий, в том числе без установления конкретных сроков, исполнителей, выделения необходимых ресурсов.
Такая постановка работы по всем направлениям деятельности, в рамках всех систем менеджмента организации, способствует взвешенному, скоординированному определению и управлению ресурсами.
Разработка и внедрение систем менеджмента также должны планироваться.
Миссия,
Политика, Стратегия, Цели и планы
организации должны быть доведены до
всех и понятны всему персоналу.
Только в этом случае можно надеяться
на его поддержку и вовлечение
в процесс эффективной
Вторым
общесистемным элементом
Третьим, ключевым элементом, делающим систему действительно системой, является документирование всех процедур, методик, инструкций, обеспечивающих возможность определять, КАК нужно управлять всеми аспектами деятельности организации, процессами и работами. И здесь опять на помощь приходят стандарты ИСО серий 9000 и 10000. Классическая пирамида документов СМК, приведенная в МС ИСО 10013, подходит для любой системы менеджмента. Необходимо только, с учетом сказанного, достроить ее руководствами по системам менеджмента, программами, планами, общесистемными и специальными процедурами, документами в соответствии с МС ИСО серии 9000:2000:
•
общесистемные процедуры - процедуры,
устанавливающие способы
• специальные процедуры - это процедуры, регламентирующие порядок осуществления деятельности или процесса только в рамках конкретной системы менеджмента (например, по качеству, экологии, безопасности и т.д.).
Объем,
глубина, степень подробности
Подходы
к разработке документации, устанавливающей
интегрированную систему
• единое Руководство по менеджменту организации, в котором будут приведены и миссия, и стратегия, и политика и установлены принципы всех систем менеджмента;
• Руководство по менеджменту организации и отдельные руководства для каждой системы менеджмента;
•
различные руководства для
системы.
Подходы выбираются каждой организацией индивидуально в зависимости от ее размеров, сложности структуры, традиций, готовности персонала и достаточности ресурсов для одновременного или поэтапного внедрения системы менеджмента.
При
разработке и внедрении интегрированной
системы менеджмента (ИСМ) встает ряд
организационных вопросов. Первый:
кто должен быть представителем высшего
руководства по разработке и внедрению
ИСМ? Традиционно вопросами
К тому же главный инженер и специалисты в области экологии и охраны труда, как правило, не имеют достаточного опыта, знаний и квалификации в создании и внедрении систем менеджмента.
Специалисты служб качества, обладающие необходимым опытом в этой сфере деятельности, не желают взваливать на себя еще и экологические проблемы, и вопросы охраны труда.
К
тому же эти сферы деятельности требуют
достаточно объемных специфических
знаний в области законодательства,
методов и технологий решения
проблем по охране окружающей среды
и безопасности. В результате на
предприятиях назначается по два
представителя высшего
Еще сложнее ситуация в других направлениях деятельности.
На ряде западных фирм вводят должность менеджера по системам управления. В его функции входят:
•
организация и координация
• мониторинг и аудит ИСМ;
• подготовка материалов и доклад высшему руководству о результативности и эффективности деятельности по всем аспектам, входящим в ИСМ.
Для
этого важно подобрать и
В
результате такого решения появляются
противоречия другого рода: как распределить
ответственность между
А как поставить его над главным инженером? И кто будет отвечать в этом случае перед госгортехнадзором, пожаро- и эконадзором, санэпиднадзором и т.д. и т.п.?
Давайте вернемся к классике менеджмента качества и к ее главному гуру - Э. Демингу: 99% (!) причин всех проблем в области качества (продолжим - экологии, безопасности, экономики...) кроются в ошибках менеджмента. Основные причины зарыты в функциональной разобщенности служб, защите чести мундира, яростном стремлении функциональных лидеров доказать шефу свою исключительность и важность, указать на соринку в глазу ближнего и отсутствие бревна в собственном глазу... Выбить, выпросить, урвать побольше ресурсов для своей службы и себя, любимого.
Главная
задача менеджмента состоит в
умении координировать деятельность различных
служб ради достижения главной цели
бизнеса. Система менеджмента - механизм,
инструмент управления для реализации
миссии, стратегии, политики и достижения
целей организации. Система увязывает
взаимодействующие и
Чтобы решить главную задачу менеджмента, нужно поставить одного менеджера - по системам управления.
В связи с этим возникает еще один «проклятый» вопрос: а что в этом случае будет делать руководитель? Ответ прост: его главная роль - формирование стратегии, политики и целей фирмы, выделение ресурсов и анализ результативности и эффективности бизнеса.
Предназначение
менеджера по системам - разработка
тактических решений по реализации
стратегии, политики и достижению целей,
мониторинг и аудит деятельности,
обработка информации и доклад руководителю.
Есть за ним еще одна важнейшая
функция - быть учителем и консультантом
по разработке системы менеджмента
и применению методов менеджмента
для постоянного улучшения
Если
воспользоваться военной
Глава 2. ИСМ многопрофильных холдингов
Переход
России к рыночной экономике и
развитие процесса концентрации капитала
на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия
повлекли за собой изменения в
организации и управлении промышленных
предприятий. Вынужденные адаптироваться
к постоянно изменяющимся внешним
условиям и ужесточению конкурентной
борьбы многие из российских предприятий
пошли по пути создания корпораций
и холдингов. Этот процесс значительно
активизировался в начале XXI в., когда
экономика России вступила в фазу устойчивого
роста и у многих успешно развивающихся
компаний возникла настоятельная потребность
в притоке капитала.
Первое
упоминание о холдинге в российском законодательстве
появилось в Законе РФ "О приватизации
государственных и муниципальных предприятий
в РФ" от 3 июля 1991 г. Определение холдингов
и правила их создания впервые были сформулированы
во Временном положении о холдинговых
компаниях, создаваемых при преобразовании
государственных предприятий в акционерные
общества (утверждено Указом Президента
РФ № 1392 от 16 ноября 1992 г. "О мерах по
реализации промышленной политики при
приватизации государственных предприятий").
Чем же характеризуются современные российские корпоративные и холдинговые структуры?
Корпорация (от
лат. corporatio - объединение) - совокупность
физических и юридических лиц или капиталов,
объединившихся для достижения общих
целей, осуществления совместной деятельности"
[1]. Корпорация - это объединение "материнской"
компании и сети дочерних отделений, филиалов,
агентств и прочих хозяйственных образований,
имеющих различный юридический статус
и разную степень оперативно-хозяйственной
самостоятельности. Корпорация может
быть или не быть юридическим лицом, но,
по сути, - это единая организация, характеризующаяся
максимальной централизацией, авторитарностью
руководства, корпоративной культурой
и традициями.
В последнее
время в России стали активно развиваться
интегрированные корпоративные структуры,
или метакорпорации. Метакорпорация -
объединение нескольких экономических
агентов, удовлетворяющее следующим требованиям: