Особенности формирования и становления практики управления в древних государствах Востока (на примере Шумера, Аккада, Элама)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Политические и правовые воззрения в Шумере и Аккаде. В древнейших городах Шумера долго сохранялись элементы племенной демократии: народное собрание или собрание воинов и совет старейшин. Только по мере дальнейшего развития рабовладельческих отношений и падения роли свободных общинников практически отбрасываются и многие из этих отживших форм, власть оказывается безраздельно в руках рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр 1

Раздел 1.. Главный вопрос.Или кем,и как управлять?............стр 3

Раздел 2.. Практические методы управления в Шумере…….стр 9

Раздел 2.1 Подготовка кадров в Шумере………………………стр 12

Раздел 3 Практические методы управления в Аккаде……….стр 17 Раздел 4 Практические методы управления в Эламе……….стр 22

Заключение…………………………………………………………….…………стр 26

Список использованной литературы

Работа содержит 3 файла

Основной текст.docx

— 63.96 Кб (Скачать)

Никто из преемников Саргона не умер своей смертью — все они погибли в результате различ­ных заговоров. Вообще, положение Саргонидов в Шумере может быть оценено двойственно. С точки зрения политико-экономической, положительный характер нововведений вряд ли оспорим. С точки зрения идеологической, так же мало оспорим факт несовместимости двух столь различных мироощу­щений. Жителей шумерских городов должно было раздражать постоянное желание семитских царей представлять себя героями, равняться с богами и даже ставить себя выше их. Известны имена собст­венные, популярные в то время: Шаррумкен-или — «Саргон мой бог», Римуш-или — «Римуш мой бог». Известны и тексты, сравнивающие Саргона с геро­ем Гильгамешем, к которому шумерская словес­ность испытывала сложные чувства по тем же при­чинам (жаждал подвигов, желал своего полного обожествления и личного бессмертия). Одним сло­вом, идеология Саргонидов не вписывалась в тра­диционные представления шумеров о месте челове­ка в мире. Поэтому события, последовавшие за прав­лением Нарам-Суэна, должны были восприниматься многими жителями Южного Двуречья как справед­ливое наказание аккадских «титанов» за гордыню и самонадеянность17.

 Позднейшая традиция показывает, что именно так и произошло. Да несомненно Саргон был тираном хотя конечно в то время такого термина не сушествовало ,но надо помнить ,что он был тираном в какойто мере созидающим ,а не разрушающим при этом это был действительно сильный человек во всех отношениях ,что невольно заставляло людей идти за ним и верить ему хотя разумеется чувство страха здесь безусловно присутствовало.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 4.

Практические  методы управления в  Эламе.

Историю Элама можно  условно разделить на три периода, охватывающих более двух тысячелетий. Период до первого известен как протоэламский:

1.Протоэламский период: 3200 до н.э. — 2700 до н.э., протекавший локально в Сузах.

2.Старый эламский период: 2700 до н.э. — 1600 до н.э., ранний период, проходивший до прихода к власти в Сузах династии Эпарти.

3.Ближний эламский период: 1500 до н.э. — 1100 до н.э., период до вавилонского вторжения в Сузы.

4.Неоэламский период: 1100 до н.э. — 539 до н.э., период характерного иранского и сирийского влияния. В 549 году до н.э. Элам завоевывают персы, однако они настолько адаптируют культуру порабощенной страны, что Иосиф Флавий даже называл эламитов предками персов ( кн.1, гл.6:4)18.

Эламская цивилизация  оказывала значительное влияние  на племена других областей Ирана, развивавшихся  в условиях первобытнообщинного  строя. Так, таблички с эламской рисуночной письменностью были найдены в  Центральном (Сиалк) и в Юго-Восточном (Яхья-тепе) Иране. Возможно, эти находки отражают стремление эламитов утвердиться на торговых путях, по которым в это время в Переднюю Азию доставлялись различные товары, в том числе лазурит. Во второй половине III тысячелетия до н. э. на севере и востоке Ирана отмечается интенсивная социальная дифференциация, выделение ремесел и формирование крупных центров городского типа19 .

Внутреннее устройство Элама во II тысячелетии до н э 
В этот период вновь начинает играть крупную роль Элам Даже при III династии Ура Элам не был в такой степени включён в состав шумеро-аккадского государства, как другие завоёванные Уром области; в различных городах и областях Элама продолжали царствовать местные правители После разрушения государства III династии Ура, в чём приняли участие и эламиты, Элам вновь приобретает независимость  
Как и в Вавилонии, в Эламе этого времени усиливается рост частных хозяйств и частного рабовладения, о чём свидетельствуют правовые документы, в довольно значительном количестве дошедшие до нас  
Для эламского права является характерной жестокость наказаний, не свойственная вавилонскому праву, которое в других отношениях оказало сильное воздействие на право Элама Процессы развития рабовладельческого общества и разорения беднейших свободных масс шли в Эламе аналогично тому, как это происходило и Двуречье, о чём свидетельствует тот факт, что уже в первой половине II тысячелетия до н э в Южном Двуречье имелись сельскохозяйственные наёмные работники—эламиты Несмотря на значительное расслоение в сельских общинах, в Эламе и в позднее время — вплоть до I тысячелетия до н э— имелось сильное войско, состоявшее, вероятно, из ополченцев Это, возможно, объясняется тем, что в горных областях Элама дольше сохранялись порядки военной демократии и процесс классового расслоения в меньшей мере коснулся местного свободного населения.

  В III — II тысячелетиях до н. э. выработалась характерная для эламитов система государственной организации. Наряду с верховным правителем всей страны, который носил шумерский титул суккалмах («великий посланец») и пребывал в Сузах, государством управлял его заместитель — обычно младший брат царя, который назывался суккалом («посланец») Элама и Симашки и имел резиденцию в Симашки (на востоке Элама), а после смерти верховного правителя занимал престол в Сузах. На третьей ступени государственной иерархии стоял наместник или царь города Сузы, который становился суккалом Элама и Симашки в случае смерти последнего, а на его должность выбиралось новое лицо20.

 Отдельными областями правили цари, или «отцы» причём власть хотя наследовалась в пределах рода, но передавалась не от отца к сыну, а от дяди к племяннику т е по материнской линии; выражение «сын сестры» вообще означало «потомок», «член данного рода» Области Элама (возможно, соответствовавшие территориям первоначальных племён) находились под общей гегемонией верховного вождя, носившего титул «великого посланца» Правители областей находились по большей части в ближайшем родстве с «великим посланцем», и по смерти его один из них (быть может, по выбору) занимал его место, другие же, повидимому, менялись при этом своими местами в определённом иерархическом порядке.  
Из факта существования подобного государственного устройства можно заключить, что в Эламе в условиях несомненного господства порядков классового общества, повидимому, всё ещё существовали значительные пережитки родо-племенных отношений и даже материнского рода (вероятно, главным образом в горных областях; высказывается мнение, что правившая в это время в Эламе династия происходила именно оттуда) Господство в стране в целом принадлежало крупнейшей родо-племенной по своему происхождению знати, представителями которой были правители отдельных областей  
Эти правители областей были достаточно самостоятельными; они могли, например, вести войны на свой страх и риск Таким правителем области был, в частности, Кутурмапук, адда полуаморейской пограничной с Вавилонией области Эмутбал (Ямутпала), которому удалось посадить на престол Ларсы в XIX в до н э своих сыновей (одним из них был упоминавшийся выше Римсин) Элам оказывал временами сильное влияние также на государство Эшнунну; не раз эламские отряды вторгались в Вавилонию21.

Постепенно в системе  государственного управления произошли  большие изменения. Характерная  для Элама система управления с помощью суккалов к XV в. до н. э. перестала существовать. Начиная с XIII в. до н. э. царский престол стали передавать по наследству от царя к его старшему сыну, т. е. по отцовской линии. Шло формирование централизованной монархии.Шло формирование того что было заложено ещё Саргоном или как однажды выразился Магомет II, султан Турции

 «Все искусство управления сводится к двум вещам: одарять и карать».  
 

Заключение.

Я выбрал тему «Особенности формирования и становления практики управления в древних государствах Востока». И пожалуй учитывая всё выше изложенное можно сказать ,что основной особенностью формирования и становления практики управления в этих государствах, является то,что именно они были первыми, ибо они не могли оглянуться на «Римское право»как мы ,они методом проб и ошибок прошли очень долгий путь,ибо наука управления она так же подвержена законам эволюции как и всё нас окружающее ,эти люди долго и кропотливо выявляли те «Существенные связи» между явлениями,материей и обществом которые позднее назовут законами и моделями управления . Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты разрабатывали, а затем и реализовывали на практике, с целью решить назревшие проблемы, выдвигаемые обществом и реальными потребностями развития. При управлении экономическими процессами эти потребности (точнее новый уровень потребностей) обусловливаются закономерностями и тенденциями развития: материально-технологической базы производства; совокупного работника как носителя творческого, созидательного потенциала; экономической и социальной среды; управленческой науки как таковой. Ответы на вопросы, которые ставит жизнь, составляют совокупность принципов, подходов, и взглядов на то, как решать оперативные, тактические и стратегические задачи. Всё это и определяет "плоть" и "душу" моделей управления, которые на момент их формирования представляют, как правило, вершину эволюции управленческой мысли. Так каста жрецов превратилась в касту религиозных функционеров-менеджеров. Этому предшествовала замена священного обычая приносить человеческие жертвы на ритуальные жертвы в виде даров - денег, драгоценностей, продуктов сельскохозяйственного, домашнего, ремесленного труда. Постепенно церковь, которая по существу была неотделима от государства, стала контролировать огромное имущество и ценности, что потребовало системного осуществления функций учета, контроля, распределения и обмена В результате произошло известное обособление (качественное превращение, скачок) управления и его превращение в инструмент коммерческой и религиозной деятельности. На этом же этапе происходит отмирание присваивающего типа жизнеобеспечения (охота, рыболовство, сбор природных плодов) и переход к принципиально новому типу обеспечения продуктами - к организации их производства (земледелию, животноводству), что явилось импульсом в развитии и становлении,практики хозяйственного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.docx

— 13.33 Кб (Открыть, Скачать)

Список используемой лит-ры.docx

— 13.36 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Особенности формирования и становления практики управления в древних государствах Востока (на примере Шумера, Аккада, Элама)