Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 12:20, курсовая работа
Политические и правовые воззрения в Шумере и Аккаде. В древнейших городах Шумера долго сохранялись элементы племенной демократии: народное собрание или собрание воинов и совет старейшин. Только по мере дальнейшего развития рабовладельческих отношений и падения роли свободных общинников практически отбрасываются и многие из этих отживших форм, власть оказывается безраздельно в руках рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя.
Введение…………………………………………………………………стр 1
Раздел 1.. Главный вопрос.Или кем,и как управлять?............стр 3
Раздел 2.. Практические методы управления в Шумере…….стр 9
Раздел 2.1 Подготовка кадров в Шумере………………………стр 12
Раздел 3 Практические методы управления в Аккаде……….стр 17 Раздел 4 Практические методы управления в Эламе……….стр 22
Заключение…………………………………………………………….…………стр 26
Список использованной литературы
Тему «Особенности формирования и становления практики управления в древних государствах Востока (на примере Шумера, Аккада, Элама)»я выбрал исходя из того что именно здесь впервые в человеческой истории,управление действительно предъявило всему миру дошедшие даже до нас плоды своей деятельности именно здесь на практике реализовался основной принцип управления ибо как было сказано «действие субъекта, направленное на укрепление сосущестования с реальностью»1
В конце IV тысячелетия до н.э. в Месопотамии складываются первые города-государства, создавшие высокоразвитую для своей эпохи цивилизацию.
Политические и правовые воззрения в Шумере и Аккаде. В древнейших городах Шумера долго сохранялись элементы племенной демократии: народное собрание или собрание воинов и совет старейшин. Только по мере дальнейшего развития рабовладельческих отношений и падения роли свободных общинников практически отбрасываются и многие из этих отживших форм, власть оказывается безраздельно в руках рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя.
Ученые считают, что «история начинается в Шумере»2. Шумеры раньше египтян научились проводить воду на поля, осушать болота. Они изобрели лук, плуг и колесо, первыми начали выращивать пшеницу и лен. Это шумеры рассказали о сотворении человека из глины, о древе познания добра и зла, они описали всемирный потоп и то, как одному из людей удалось спастись, построив ковчег и взяв в него свою семью и по паре всех животных.
Но больше всего
изумила современников
Когда историки открыли
древний Шумер, стало ясно, что
именно шумеры стоят у истоков
человеческой культуры.Безусловно таких
выдащихся результатов Шумерское общество
добилось без тени иронии можно сказать
под выдающимся руководством имена которых
мы к сожалению знаем не все но перефразируем
слова одной песни «От управленцев былых
времён неосталось порой имён…….. только
нужная мудрость их поселилась в умах
живых…….Нам завещанным одним мы в умах
храним»
Раздел 1
Главный вопрос.
Или
кем,и как управлять?
Каждое общество это цельный живой организм который нуждается в различных способах управления и функционирования,поэтому важной управленческой необходимостью в Шумере было признание наличия в этом организме различных частей тела предназначенных для выполнения специальных для них функций,как нога не может заменить печень ,а желудок ,глаза,это разные по своему назначению органы .Так и с цивилизацией Шумеров управляющая элита раньше всех в мире поняла ,что человек рождённый быть воином добьётся невеликого успеха став земледельцем в силу своих биологических свойств,как и земледелец наврядли станет великим защитником и тем паче завоевателем ,что в те далёкие времена было весьма почётно и самое главное прибыльно ибо как говаривал Аристотель поучая Александра «будь варварам деспотом,и полководцем эллинам»,управленческая верхушка на то время весьма лояльно (это мягко говоря)относилась к таким воззрениям, учитывая в особенности то, что эта самая верхушка зачастую происходила из военного сословия в то время,фраза известного ныне политика У.Черчиля «у нас нет вечных друзей у нас есть вечные интересы» имела прямое и можно даже сказать сакральное значение.
Итак согласно дошедшим до нас Шумерским документам люди делятся на четыре группы:
1.Земледелец-общинник
трудится на своём клочке
Из сего можно сделать определённый вывод земледелец это тягловый инструмент всего государства его основная составляющая которая цементирует все положительные наработки управленческой мысли, имеющие непосредственное положительное практическое применение.Земледельца на основе указанной выше характеристики можно принудить ко многому,нельзя только лишать его земли ибо именно это может привезти к восстанию и бунту ибо традиции,стабильноть и плодородная земля вот основа его мирового порядка и ради этого он ,что бы сделать её плодородной будет без ропота рыть ирригационные каналы,ради стабильности он будет содержать армию,ради традиций он будет содержать жрецов(Удивительно что осознание этого факта было осущевстлено,в те далёкие тысячелетия)Оглянемся много ли изменилось ,да практически ничего.Вот они теоритические заготовки готовые к воплощению для любого управленца.
2. Воин-нелюбит постоянного места жительства и традиции ,он предпочитает создавать традицию сам подчиняя себе территории за пределами родной общины воздвигая на них памятники своей славы.Его образ это путь,пролагаемый для распространения своей волина всё возможное пространство и время.Воин подчиняется только для того чтобы потом командовать самому .Он предпочитает выходить за грань традиции мирового порядкалишь до того момента ,пока не пришло время включить его деяния в этот порядок.Совершив свои подвиги он становится консерватором ,запрещая молодым идти своим же путём ревнуя к их будущей славе4.
Из этого комментария можно сделать вывод что воин это прежде всего охотник добытчик .Да он небудет терпеть как земледелец ,но он падок на лесть,он тщеславен,он жаден его обуревает гордыня он всегда чувствует собственное превосходство,такие качества часто ставят таких людей во главе государства,но эффективно управлять они могут с трудом и здесь возможен только один вариант управления-указ управленца должен преподноситься как выполнение воли данного объекта для таких личностей обязателен «серый кардинал» способный направить эту энергию в позитивное русло манипулируя на указанных выше страстях,стараясь по возможности сделать так чтобы первый этап жизни воин провёл за пределами отечества и надо сказать что здесь желание объекта и субъекта совпадают он должен выплескнуть всю юношескую мощь(указав ему о грядущей славе и добыче) на сопредельных территориях обезопасив тем самым родные пределы от потенциальной угрозы соседей которая учитывая дикость окружавших Шумер племён всегда имела место быть,и собрать с этих же соседей богатую добычу,а то и обложить данью ,такой метод управления в отношении людей представляющих из себя реальную военную силу был востребован ещё долгие века вплоть до 20-го века н.э. и ещё неизвестно исчерпал ли он себя.
3.Ремесленник-торговец - постоянно непрерывно ,соверщенствует свои навыки,стремясь постоянно ко все большей точности исполнения и имея в качестве серх задачи красоту изделия.Мир для него полон самых разнообразных связей и отношений , как между предметами так и людьми,поэтому отдавая дань традиции ,он в то же самое время не верит в её абсолютную истинность её предписаний,хотя и не вступает с ней в открытый конфликт.Его образ мира Небо с бесчисленными звёздами и планетами включающими в себя всю мудрость первичного мира,и не содержащий больше того чем есть.Он любит меру число и пропорцию вещи.Он любит то ,что создано впервые и не предсказано никакой традицией хотя и соответствует её лучшим образцам5.
Пожалуй данная характеристика в полной мере соответствует реальному практику управленцу ,да он ценит прибыль,но он ценит и красоту ,а она может быть воплощёна только в реальном результате, именно он, для получения излишков сельско хозяйственной продукции или щерсти , коими можно торговать, или пустить в промышленную обработку, для создания готового продукта, для создания и реализации которого нужны прежде всего стабильность внутри государства и на её границах для реализации готового продукта и если первое должен обеспечить земледелец то второе должен обеспечить воитель вот конкретный пример интеграции одной сословной группы в другую и если в первом варианте (земледельца) можно заинтересовать практической выгодой,то во втором(воин) можно посулить богатую добычу прежде всего или используя вспыльчивый характер спровоцировать его на необходимые с точки зрения практики и прибыли действия (как это не смешно «а ещё они называли тебя длинным зелённым червяком») вот пример хоть и вымышленный, непосредственной манипуляции который имеет далеко не вымышленные примеры в истории человечества и если посмотреть на нынешние дни то слова о торговой экспансии это непросто слова, и то что государства способствуют этой самой экспансии ,это просто необходимость для прогрессивно развивающемся государстве именно Ремесленник -торговец будет управлять всеми этими страстями всегда оставаясь незримым кукловодом ,если же это не так ,это будет приводить к упадку, как социальной, так и экономической составляющей жизни страны, пожалуй именно этим Шумеры смогли превзойти все, на то время существующие племена.
Жрец- не любит чужих мест и чужих богов.Он служит своему богу в своём храме принося жертвы умершим предкам своих сородичей,подчиняясь своему государю.заачей жреца является работа со временем,тоесть обнаружение непрерывной последовательности в отношении между богами и богами,богами и людьми,живыми и умершими,жрец всегда озабочен либо тем чего нет ,либо тем, чего ещё нет он воссоздаёт традицию и прорицает будущее ,его стихия –стихия сущности .Его мышление стремится выйти из под власти вещного мира ,егообраз мышления –Пучина вод уносящая следы прежней жизни и пораждающая жизнь новую6.
Из этого образа можно заключить что жрец как и земляделец консервативен ,и здесь пожалуй учитывая ,что он представляет власть божью он может вступить в конфликт с властью светской (что происходило не только в Шумере но и в других вплоть до 20-го века н.э.) но при этом именно жрецы хранят язык и письменность,да это как правило благодаря священным текстам и гимнам,но факт на лицо даже сегодня мы рассматриваем историю этого давно исчезнувшего народа именно благодаря этим как бы их назвали в просвещённом веке догматикам.они сохранили для нас целое тысячелетие,при этом надо помнить что тогда небыло газет и средством пропаганды и коммуникации являлся именно храм и задача управления его использовать в целях общего блага ну,а взаимодействие с храмом достигается известным образом т.е. землями,золотом,рабами, но и отдача безусловно велика .