Особенности формирования и становления практики управления в древних государствах Востока (на примере Шумера, Аккада, Элама)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Политические и правовые воззрения в Шумере и Аккаде. В древнейших городах Шумера долго сохранялись элементы племенной демократии: народное собрание или собрание воинов и совет старейшин. Только по мере дальнейшего развития рабовладельческих отношений и падения роли свободных общинников практически отбрасываются и многие из этих отживших форм, власть оказывается безраздельно в руках рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр 1

Раздел 1.. Главный вопрос.Или кем,и как управлять?............стр 3

Раздел 2.. Практические методы управления в Шумере…….стр 9

Раздел 2.1 Подготовка кадров в Шумере………………………стр 12

Раздел 3 Практические методы управления в Аккаде……….стр 17 Раздел 4 Практические методы управления в Эламе……….стр 22

Заключение…………………………………………………………….…………стр 26

Список использованной литературы

Работа содержит 3 файла

Основной текст.docx

— 63.96 Кб (Скачать)

    И всё же изучая шумеров по их дошедшим до нас политико-хозяиственным документам и памятникам словестности  позволяет прийти к выводу ,что на первом месте в их мироощущении стоит любовь земледельца к месту своей работы и ощущению мирового порядка основанного на ритмах роста зерновых.На втором месте –любовь к красоте и совершенству отличающая ремесленника.Воинское и жреческое начало отступают на второй план:царь (даже обожестлённый) никогда неполучает абсолютную власть,а жречество выполняет работу по обслуживанию статуи бога или проведению ритуалов .Кроме того вначале жречество неотделено от земледельческой общины и неимеет политической самостоятельности. И всё таки они были первые и все методы управления осознано и неосознанно впервые релизовывались там. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 2.

 Практические методы управления в Шумере

Социальная структура  Шумерского общества  довольно чётко  разделялось по двум основным экономическим  секторам:община и храм.Знатность определялась количеством земли ,население либо обрабатывает свой надел ,либо работает на храм и крупных землевладельцев,ремесленники прикреплены к храму, а жрецы к общинной земле,

Правителем шумерского города в начальный период истории Шумера был эн (господин обладатель),или энси7 . Он был военным вождём,градоначальником  и председателем парламента .Его функции были чётко регламентированны :

1.Руководство общинным культом ,особенно участие в обряде священного брака .

2.Руководство строительными  работами особенно ,храмостроительство и ирригация .

3.Предводительство  войском из лиц зависимых от  храма или от него лично.

4.Председательство  в народном собрании например , в совете старейшин общины8.

    Эн и его люди по традиции должны были спрашивать разрешения на свои действия у народного собрания, состоявшего из "юношей города" и "старцев города". О существовании такого собрания мы узнаем, в основном, из гимно-поэтических текстов. Как показывают некоторые из них, даже не получив одобрения собрания или получив его у одной из палат, правитель мог все же решиться на свое рискованное предприятие. Впоследствии, по мере концентрации власти в руках одной политической группировки, роль народного собрания совершенно сошла на нет.

   Кроме должности  градоправителя, известен из шумерских  текстов и титул lugal - "большой человек", в разных случаях переводимый или как "царь", или как "хозяин". И.М.Дьяконов в своей книге "Пути истории" предлагает переводить его русским словом "князь". Титул этот впервые появляется в надписях правителей города Киша, откуда он, вполне возможно, и пошел. Первоначально это был титул военного вождя, который выбирался из числа энов верховными богами Шумера в священном Ниппуре (или в своем городе при участии ниппурских богов) и временно занимал положение хозяина страны с полномочиями диктатора. Но впоследствии царями становились не по выбору, а по наследству, хотя при интронизации все еще соблюдали старый ниппурский обряд. Таким образом, один и тот же человек одновременно был и эном какого-то города, и лугалем страны, поэтому борьба за титул лугаля шла во все времена истории Шумера. Правда, довольно скоро стала очевидной разница между лугальским и энским титулом. Во время захвата Шумера кутиями ни один энси не имел права носить титул лугаля, поскольку лугалями себя называли оккупанты. А ко времени III династии Ура энси были чиновниками городских администраций, всецело подчинявшимися воле лугаля.

   Документы из архивов города Шуруппака (XXVI в.) показывают, что в этом городе люди правили по очереди, причем правитель менялся ежегодно. Каждая очередь, по-видимому, падала по жребию не только на то или иное лицо, но и на определенный территориальный участок или храм. Это указывает на существование некоего коллегиального органа управления, члены которого по очереди занимали должность старейшины-эпонима. Кроме того, известны свидетельства мифологических текстов об очередности в правлении богов. Наконец, и сам термин для срока правления лугаля бала - буквально означает "очередь". Не значит ли это, что самой ранней формой правления в шумерских городах-государствах было именно поочередное правление представителей соседних храмов и территорий? Вполне возможно, но доказать это довольно трудно.Вот так «Вся государственная махина держалась на скрупулёзно точной работе писца –учётчика  жестокости надзирателя и покорности жреца»9  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 2.1 Подготовка кадров в Шумере. 
 

Итересен так же факт появления первых трудов по воспитанию управленческого класса,так Шуруппак, правитель города того же названия, отец легендарного Зиусудры, мудрец, "который произносит слова мудрости", в обширном сочинении. "Наставления Шуруппака его сыну Зиусудре, говорит: "Сын мой, я хочу тебя наставить, внемли моим наставлениям. Заусудра, я скажу тебе слово, выслушай его со вниманием, не пренебрегай моими поучениями, не нарушай сказанного мной слова, поучения отца ценны, вбей это себе в голову. " Далее Шуруппак говорит своему сыну о том, что человек не должен ссориться с другими людьми или быть двуличным; не должен покушаться на чужую собственность; старшего брата или сестру следует почитать, как отца и мать; не следует путешествовать в одиночестве или вступать в плотские связи со служанками. В этом тексте содержатся и практические советы, и нравственные нормы, "заповеди"10.Так мы постепенно подошли к теме образования в Шумере,теме естественным образом связанной с управлением Первоначально цели обучения в шумерской школе были, так сказать, чисто профессиональными, то есть школа должна была готовить писцов, необходимых в хозяйственной и административной жизни страны, главным образом для дворцов и храмов. Эта задача оставалась центральной на протяжении всего существования Шумера. По мере развития сети школ. а также по мере расширения учебных программ школы постепенно становятся очагами шумерской культуры и знания. Формально тип универсального "ученого" - специалиста по всем существовавшим в ту эпоху разделам знания: по ботанике, зоологии, минералогии, географии, математике, грамматике и лингвистике редко учет.Наконец, в отличие от современных учебных заведений шумерские школы были своеобразными литературными центрами. Здесь не только изучали и переписывали литературные памятники прошлого, но и создавали новые произведения.  
Большинство учеников, оканчивавших эти школы, как правило, становились писцами при дворцах и храмах или в хозяйствах богатых и знатных людей, однако определенная их часть посвящала жизнь преподаванию.  
Подобно университетским профессорам наших дней, многие из этих древних ученых зарабатывали себе на жизнь преподавательской деятельностью, посвящая свое свободное время исследованиям и литературномутруду.  
    Шумерская школа, первоначально возникшая, по-видимому, как придаток храма, со временем отделилась от него, и ее программа приобрела в основном чисто светский характер. Поэтому труд учителя вероятнее всего оплачивался за счет взносов учеников.  
    Разумеется, в Шумере не было ни всеобщего, ни обязательного обучения. Большинство учеников происходили из богатых или зажиточных семей - ведь беднякам было нелегко найти время и деньги для продолжительной учебы. Хотя ассириологи уже давно пришли к такому выводу, это была только гипотеза, и лишь в 1946 г. немецкий ассириолог Николаус Шнейдер сумел подкрепить ее остроумными доказательствами, основанными на документах той эпохи. На тысячах опубликованных хозяйственных и административных табличек, относящихся примерно к 2000 г. до н. э.. упоминается примерно пятьсот имен писцов. Многие из них. Во избежание ошибки, рядом со своим именем ставили имя своего отца и указывали его профессию. Тщательно рассортировав все таблички, Н.

Шнейдер установил, что  отцами этих писцов, -а все они, разумеется, обучались в школах,- были правители, "отцы города", посланники, управляющие храмами, военачальники, капитаны судов, высшие налоговые чиновники, жрецы различных рангов, подрядчики, надсмотрщики, писцы, хранители архивов, счетоводы.  
     Иными словами, отцами писцов были наиболее зажиточные горожане. Интересно. что ни в одном из фрагментов не встречается имени писца- женщины; по-видимому. и шумерских школах обучались только мальчики.     

   Во главе школы стоял уммиа (знающий человек. учитель), который именовался также отец школы. Ученики назывались "сыновьями школы", а помощник учителя «старшим братом». В его обязанности, в частности, входило изготовление каллиграфических табличек-образцов, которые потом переписывали ученики. Он же проверял письменные задания и заставлял учеников рассказывать выученные уроки11.  
     В числе преподавателей были также учитель рисования и учитель шумерского языка, наставник, следивший за посещаемостью, и так называемый «владеющий лыстом» (очевидно, надзиратель, отвечавший за дисциплину в школе). Трудно сказать, кто из них считался выше по рангу; мы знаем только, что "отец школы" был ее фактическим директором. Нам ничего не известно и об источниках существования школьного персонала. Вероятно, "отец школы" выплачивал каждому его долю из обшей суммы, поступавшей в уплату обучения.

И несомненен тот факт что между выпускниками этих школ и управленцами Шумера присутствует прямая связь,даже в наше время «грамотный руководитель» может быть высказывание обязанное тем далёким годам.

   Обратим так же внимание на жрецов.Известно, что жрецы занимались не только религиозной практикой, но также заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, принимали активное участие в регулировании бюджета. В результате среди служителей культа сформировался определенный слой, который профессионально занимался экономическими и управленческими процедурами: планированием, контролем и учетом. Так, например, в Шумере была учреждена сложная система учета с периодической отчетностью главному жрецу.И по сей день многие считают управление искусством, достижение вершин которого доступно единицам. Распространение знаний, рост уровня образования позволяют более широкому слою людей успешно осваивать управленческие навыки. Однако в древнем мире, с его преимущественно религиозным образованием, возможности глубокого постижения принципов управленческой деятельности были ограничены. Связь религии и управления придавала последнему особый оттенок магического,

    Если правитель на социальной лестнице занимал верхнюю ступень, то у подножия этой лестницы ютились рабы. Первоначально в плен брали только женщин и детей, поскольку вооружение было несовершенно и конвоировать пленных мужчин было трудно. После пленения их чаще всего убивали. Но впоследствии, с появлением бронзового оружия, мужчинам также сохраняли жизнь. Труд рабов-военнопленных использовался в частных хозяйствах и в храмах12...

   Помимо рабов-пленных  в последние века Шумера появились  и рабы-должники, захваченные своими кредиторами до момента выплаты  долга с процентами. Участь таких  рабов была намного легче: чтобы  вернуть себе прежний статус, им нужно было всего лишь выкупиться. Рабы-пленники, даже освоив язык и обзаведясь семьей, редко могли рассчитывать на свободу.Вот так даже в те далёкие века образование решало либо ты наверху либо нет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Раздел 3

  Практические методы управления в Аккаде.

     Сама  история возникновения государства  Аккад  тесно связана с именем Саргона .человек непосредственно создавшим данное государство проявив при этом как воинский так и реформаторский талант управленца,итак начнём. Шумерский путь политического развития с самого начала был как бы «закольцован»: в его истоках — борьба сильного лидера со своими соперниками за право обладания всей властью и всем имуществом; в его середине — столкновение лидера и общины, которая не хочет усиления власти одного и требует его подчинения нормам коллективизма; в его конце — приход нового лидера, который сперва поддерживает общинную справедливость, а потом начинает проявлять себя как прежний гегемон.

     Совершенно  иной путь был уготован Месопотамии при Саргоне, и здесь не следует, вероятно, сбрасывать со счетов его семитское происхождение. Хотя самим Саргоном оно нигде и никак не подчеркивалось (просто потому, что представления о национальности в то время не было), но объективно весьма повлияло на всю историю Двуречья при его династии. Следует заметить, что именно афразийским правителям (семитам и египтянам) в древности было свойственно стремление к унификации власти и политическому объединению страны, к обожествлению царя и жесткой иерархизации пантеона. Афразийское сознание любит единство непохожих феноменов, шумерское, напротив, предпочитает множество похожих и даже подобных друг другу вещей13.

 Одержав ряд военных побед над Шумерским воинством во главе на то время с лугаля Лугальзаггеси,Саргон захватив последнего в плен и низложив его в Ниппуре проведя его через ворота Энлиля после этого казнив его как лишённого божественной поддержки,становится единоличным правителем всея Шумерской земли.

     Короновавшись после этих событий в том же Ниппуре, Саргон начинает свое правление — пожалуй, самое длительное за всю историю Двуречья. Источники показывают, что он правил 55 лет и провел 34 крупные битвы. Из 55 лет правления Саргона нам известны события около 20 лет. За эти годы он совершил множество походов: на запад — в районы Сирии и Малой Азии, на восток — в область Элама. После победы над Лугальзаггеси власть Саргона простиралась от Сирии до Персидского залива; это было самое большое из существовавших до тех пор государств. Политико-идеологические нововведения Саргона сводились к следующему:

  1. Замена номовой олигархии чиновниками, назначаемыми царем, создание условий для воспроизводства царской бюрократии.
  2. Создание массовой армии, набираемой из свободных общинников-земледельцев.
  3. Благоприятствование развитию торговли и ростовщичества, покровительство людям этих профессий.
  4. Сращивание жреческой и царской власти путем выдвижения своих родственников и приближенных на высшие жреческие должности в шумерских храмах, а также через пользование храмовой землей.
  5. Введение единой системы мер и весов (в серебре и зерне ячменя) и попытка введения единого календаря14.
  6. В области искусства появляется невиданный доселе жанр — скульптурный портрет правителя, что свидетельствует о тенденции к прославлению личности в эпоху Саргонидов15.

     По  словам И. М. Дьяконова, «победа Аккада для Месопотамии означала централизм, укрепление политического и экономического единства страны, рациональное использование  ирригационных систем, подчинение храмовых хозяйств царскому хозяйству, уничтожение  традиционной олигархии, связанной  с местными общинами и храмами, и  выдвижение на первый план новой знати  из предводителей царского войска и царской бюрократии»16. Но она была совершенно невыносима для старой шумерской аристократии, которая занимала в системе саргоновского государства подчиненное и контролируемое царскими людьми положение. Кроме того, приход Саргона и его династии к власти в Шумере, несомненно, означал и радикальные изменения в социальной структуре, связанные с переменой в мироощущении. Если, как уже говорилось выше, классическое шумерское общество предпочитало земледельческие и ремесленные ценности (мировой порядок, вечное возвращение, красоту и совершенство), то саргоновская идеология была связана с ценностями воинского сословия (единоначалие, подвиги и героизм) и торгово-ростовщического (свободная инициатива, договор, отношения купли-продажи, ответственность за нарушение обязательств). Системы ценностей двух этносов и исторических эпох оказались весьма различными. Поэтому неудивительно, что, как сообщают тексты предсказаний, в старости Саргона все страны возмутились против него и осадили его в Аккаде. Но Саргон вышел из города,и нанес им поражение.В этих же источниках имеются сведения о народном восстании против Саргона и о том, что ему пришлось прятаться от восставших во рву. Правда, источниками саргоновского времени эти сведения не подтверждаются, и не исключено, что они являются позднейшими измышлениями шумерских жрецов, желавших показать, что Саргон был наказан богами.

Содержание.docx

— 13.33 Кб (Открыть, Скачать)

Список используемой лит-ры.docx

— 13.36 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Особенности формирования и становления практики управления в древних государствах Востока (на примере Шумера, Аккада, Элама)