Особенности американского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявление особенностей и характерных черт американского менеджмента с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований в сфере управления организации.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Проанализировать и изучить основные положения отечественной и зарубежной литературы в области менеджмента;

Рассмотреть возникновение американского менеджмента;

Выявить и изучить особенности американского менеджмента;

Работа содержит 1 файл

Особенности американского менеджмента.docx

— 53.00 Кб (Скачать)

В японских фирмах придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным  работать на любом участке фирмы, а не по отдельным ее функциям. Поэтому  при повышении квалификации руководитель отдела или подразделения выбирает для освоения новую сферу деятельности, в которой он раньше не работал. Японские фирмы в качестве критериев применяют: совмещение профессий, способность  работать в коллективе, понимание  значения своего труда для общего дела, умение решать производственные проблемы, увязывать решение различных  задач, писать грамотные записки  и умение чертить графики.

В Японии существует своя специфика в управлении персоналом, так можно выделить следующие  основные принципы японского типа управления:

а) переплетение интересов и сфер жизнедеятельности  фирм и работников: высокая зависимость  работника от своей фирмы, предоставление ему значительных специальных гарантий и благ в обмен на преданность  фирме и готовность защищать ее интересы;

б) приоритет  коллективного начала перед индивидуализмом, поощрение кооперации людей внутри фирмы, в рамках разного рода небольших  групп, атмосфера равенства между  работниками независимо от занимаемых постов.

3.1.1. Контроль  и оценка результативности действий  работников

Контроль - это  процесс, обеспечивающий достижение целей  организации. Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющими осуществляться на каждом этапе деятельности организации..

По-разному в  американских и японских фирмах осуществляются контроль и оценка результативности действий работников. Так, в японской фирме цели чаще всего формулируются  в самом общем виде и отражают главным образом стратегию компании на данном временном отрезке. Работа же сотрудников оценивается не за короткие, а за более длительные временные промежутки и, как правило, на групповой основе. Считается также, что, понимая стратегические цели компании, каждый из сотрудников должен сам для себя ставить оперативные цели, реализация которых обеспечит достижение наиболее важных стратегических установок. Высокий уровень самостоятельности, предоставляемый каждому работнику японской компании, реализуется не только за счет сознательности, «преданности» компании и тому подобных «духовных ценностей», но и тем, что на каждого работника японской компании воздействует развитая и тщательно продуманная система стимулов, как материальных, так и моральных. Этому также способствует то, что каждый работник практически отождествляет себя со своей группой, находится на виду перед всеми членами этого микро коллектива, внутренняя деятельность которого при внешней сплоченности характеризуется высоким уровнем конкуренции, а система оценки индивидуального поведения ориентирована на обеспечение гармоничных действий группы.

Повышенную эффективность  отдачи стимулирует также система  оценки и продвижения работников. В условиях действия системы долгосрочного  найма и медленного продвижения  оценка деятельности каждого осуществляется не столько его непосредственным (линейным) начальником, сколько группой  руководителей, с которыми данный работник взаимодействует в процессе своей  производственной деятельности. Таким  образом, осознавая перспективу  продвижения только через достаточно длительный период времени, каждый сотрудник  стремится проявить себя с самой  лучшей стороны, так как в противном  случае процесс продвижения может  быть сильно замедлен, а работника  подвергнут если не увольнению, то скрытой  дискриминации.

В американских фирмах управляющий имеет больше полномочий организовать процесс управления таким образом, как считает нужным. Он может по своему усмотрению концентрировать на себе или делегировать в рамках своей компетенции право принятия управленческих решений, так как он несет личную ответственность за достижение целей, поставленных перед его подразделением.

В Японии в условиях групповой ответственности за результаты управленческой деятельности управляющий  не может по своему усмотрению манипулировать процессом делегирования полномочий, а вынужден постоянно согласовывать  действия и решения с членами  группы, в которую входят все заинтересованные лица.

3.1.2. Подготовка  и переподготовка кадров менеджеров  в США и в Японии

В современных  условиях подготовке и переподготовке кадров менеджеров придается важное значение, как на официальном уровне, так и на уровне отдельных фирм.

Каждая компания практически имеет свою собственную  систему переподготовки. Новые сотрудники обязаны проходить переподготовку ежегодно, вследствие чего процесс  обучения идет непрерывно.

В 1985 г. в США  было затрачено 60 млрд. долл. на все  формы обучения менеджменту, в том  числе 13 млрд. долл. на повышение квалификации менеджеров.

Японские фирмы  тратят на обучение в расчете на одного занятого в три- четыре раза больше, чем американские. В Японии непрерывное образование является частью процесса труда, на который каждый занятый тратит примерно 8 часов в неделю, в том числе 4 часа за счет рабочего времени и 4 часа - за счет личного.

Основой японской системы профессионального обучения в фирмах является концепция «гибкого работника». Ее целью являются отбор  и подготовка работника не по одной, а, по крайней мере, по двум-трем специальностям, а затем повышение квалификации на протяжении всей жизни.

3.2. Оплата и  стимулирование труда

В США система  оплаты труда предусматривает следующее:

- рабочие получают  повременную оплату, что связано  с высоким уровнем механизации  труда, где выработка от рабочего  практически не зависит;

- минимальная  оплата труда регулируется законом;

- при определении  среднего уровня оплаты фирмы  следят, чтобы она не была ниже, чем у других фирм в данном  географическом районе;

- абсолютные  размеры заработка зависят от  квалификации работника и стоимости  проживания в данной местности;

- повышение заработка  обычно производится ежегодно  для всех работников, чья работа  оценивается положительно. Аттестация  работников проводится ежегодно. Оценку работы делает руководитель  на основе сведений, представляемых  непосредственным начальником;

- размеры заработков  инженерно-технических работников  и руководства не оглашаются. Они устанавливаются на основе  индивидуального соглашения между  администрацией и соответствующим  работником;

- премии выплачиваются  обычно только высшему руководству  фирмы. Поощрение осуществляется  путем материального стимулирования  и продвижения по ступеням  иерархии. Продвижение по службе  непосредственно связано с повышением  квалификации через систему обучения.

В большинстве  американских фирм системы оплаты труда  отличаются негибкостью, не обладают достаточным  мотивационным эффектом и слабо  стимулируют повышение производительности труда.

По некоторым  оценкам, в 30% американских корпораций, входящих в первую тысячу крупнейших фирм США, установлены специальные  привилегии в оплате труда работников высшего уровня управления.

Считается, что  высший управленческий персонал в США  имеет значительно более высокие  доходы, чем в других странах, по отношению к работникам. Если соотношение  между заработной платой президента и неквалифицированного рабочего в  США составляет 20:1 (в автомобильной  промышленности 36:1), то в Японии - 8:1.

Гибкие системы  оплаты труда основаны на участии  работников в прибылях фирмы или  в распределении доходов.

В США используются различные программы участия  работников в прибылях, в частности, для образования пенсионных фондов; оплаты труда менеджеров; для разовых  премиальных выплат по итогам года, величина которых зависит от объема полученной фирмой прибыли.

Система распределения  доходов предполагает создание определенного  механизма распределения дополнительных доходов, получаемых в результате роста  производительности труда в том  подразделении, где работник трудится. При этой системе премиальные  выплаты зависят от производительности труда, качества продукции, экономии материалов, удовлетворения требований потребителей. Премиальные выплаты получает каждый работник, но их уровень зависит  от результатов деятельности конкретного  подразделения, в котором он работает (завод, цех). При такой системе  существует тесная взаимосвязь между  результатами работы и величиной  премии у каждого работника. Это  не просто новая система оплаты труда, а новый подход к повышению  эффективности работы каждого работника, повышению производительности труда, качества продукции и сокращению издержек производства.

Крупные американские фирмы, перешедшие на гибкую систему  оплаты, иногда используют одновременно обе системы: на уровне фирмы или  производственного отделения - систему  участия в прибылях; на уровне заводов, отделов – систему распределения  доходов.

Практика показывает, что использование гибких систем позволяет значительно повысить уровень оплаты труда при одновременном  увеличении производительности труда  и прибыльности производства. Это  новый подход к формированию системы  оплаты труда. Он включает также элементы морального стимулирования работников, в частности, за новые положения  о разделении ответственности, стабильности состава работников фирмы и текучести  кадров и др. Эти новые тенденции  приближают американский стиль управления с японским.

3.3. Основные  тактические задачи

Американские  компании в качестве основной тактической  задачи выделяют ускорение оборота  инвестируемых средств и увеличение стоимости акций. Именно по этим показателям  и определяется эффективность работы управленческого аппарата.

Японские компании в качестве основных целей оперативного характера выделяют обычно расширение доли рынка и увеличение доли новых  товаров в общем объеме выпускаемой  продукции, что, по мнению руководителей  этих компаний, должно обеспечить повышение  конкурентоспособности и прибыли, но не только в краткосрочной, но и, что более важно, в долгосрочной перспективе. Подобная целевая ориентация значительным образом влияет на производственно-сбытовую стратегию корпораций, а также  на особенности построения и работы всей системы управления.

Для американской компании в соответствии с выбранными тактическими целями (ориентация на текущую  прибыльность) характерна преимущественная ори ентация на максимальную гибкость системы управления в плане распределения и перераспределения всех видов ресурс ов для пов ышения прибыли в краткосрочном разрезе.

В отличие от этого ориентация японских компаний на максимизацию прибыли в долгосрочной перспективе приводит к тому, что  аппарат управления компании формируется  на принципах, предусматривающих  долгосроч ное аккумулирование управленческих ресурсов, универсальную подготовку и переподготовку управленческих кадров с их привязкой к да нной компании в течение длител ьного периода времени.

Различия в  так тиче ских установках обусловливают некоторые отличия в подходах американских и японских компаний к выбору наиболее приорит етных сфер деятельности и направлений разв ития. Так, в настоящее время американские к омп ани и нап равляют большую часть ресурсов в такие области, как соверш енствование выпускаемых товаров и технологических процессов. В результате такой ориентации бо льшинство средств, выделяемых на научные исследования и разработки, сконцентрированы именно в этих областях, так как такая структура инвестиций обеспечивает кратчайшее время их оборота.

Японские компании наибольшую долю средств выделят  на проведение фундаментальных исслед ований и разработок, а также работы п о созданию принципиально новых образцов продукции. В результате, хотя в абсолютном выражении период оборота этой части финансовых средств затягивается, изготовление принци пиально новых товаров дает возможность японским компаниям выпускать более конкурентоспособную продук цию и тем самым резко увеличивать объем прибыли . Анализ ситуации на капиталистических рынках весьма отчетливо показывает преимущества тактики, используемой японскими компаниями в конкурентной борьбе.

3.4.Стиль управления

Принципиально важным моментом, определяющи м подх од к практике управления, является то, что традиционно американские управляющие были ориентированы на некие индивидуальные ценности и результаты, в то время как японский подход заключается в обеспечении эффективной деятельности группы, а не отдельного работника. При этом вся управленческая деятельность в американских компаниях базируется на механизмах индивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов, выработке четких, количественно выраженных и, как правило, краткосрочных целей. Идеальный американский управляющий обычно предстает в виде лидера—сильной личности, замыкающей на себя весь процесс управления и способной заставить своих подчиненных интенсивно работать выполнять поставленные перед ними конкретные цели.

Информация о работе Особенности американского менеджмента