Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:56, курсовая работа
Цель курсовой работы - выявление особенностей и характерных черт американского менеджмента с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований в сфере управления организации.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Проанализировать и изучить основные положения отечественной и зарубежной литературы в области менеджмента;
Рассмотреть возникновение американского менеджмента;
Выявить и изучить особенности американского менеджмента;
Первая консультационная фирма «Артур Д'Литлл» (одна из крупнейших в настоящее время) появилась в США в 1881 году и начала предоставлять услуги в области бухгалтерского учета. Одним из первых профессиональных консультантов в области менеджмента был Ф. Тейлор, автор известной системы.
Консультативные
фирмы, наряду со своей основной деятельностью,
также ведут работу, связанную
с повышением квалификации персонала
тех структур, в которых намечено
использовать новые системы, формы
и методы. Некоторые из этих фирм
имеют учебные центры, которые
организуют специальные курсы, семинары
и лекции для персонала компаний-
В самих американских компаниях используются два вида повышения квалификации персонала – в рамках данной компании (на рабочем месте) и за пределами компании (вне рабочего места). Такой подход используют компании и в других странах, в том числе и в современной России.
Таким образом, весь этот «мощный образовательный кулак» обеспечивает требуемый уровень компетентности персонала – специалистов и менеджеров.
Прошлой и нынешней
практикой управления доказано, что
конкурентоспособность любой
2.3. Стратегия и управление производством в американских фирмах
В США поставщик
поставляет комплектующие изделия
в сборочный цех раз в неделю
(имеется в виду автомобильная
промышленность), что характерно для
традиционных методов управления производством,
которые предусматривают
Важный принцип,
обеспечивающий лидирующее положение
американских фирм в мировой экономике,
- комплексный контроль качества (так
называемая концепция «делать с
первого раза»). В соответствии с
этой концепцией качество обеспечивается
путем включения
Еще один стратегический
принцип американского
2.3.1.Иерархическая
модель управления
В американской фирме специализация трудовых знаний на уровне цеха объединена с иерархической координацией различных цехов со стороны менеджеров.
В традиционной
модели иерархической организации,
присущей преимущественно американским
фирмам, прежде всего, имеет место
разграничение процесса принятия стратегических
деловых решений и оперативных
решений. Первый касается деловых решений
фирмы, которые определяют основные
направления ее функционирования. После
выработки первых, фирма принимает
оперативные решения для
Основной принцип
такой иерархической
1. Каждая функциональная
единица имеет не более одного
прямого начальника и не
2. Только одна
единица (центральный отдел)
Однако, иерархическая координация, основанная на жестком разграничении контроля и функционирования, равно как и специализация трудовых заданий, может потерять значительную часть своей эффективности, особенно в тех отраслях промышленности, где ассортимент товаров велик и производственный процесс включает в себя множество стадий.
Традиционный подход в американской автомобильной промышленности заключался в установлении объёмов производства в соответствии с рыночным "прогнозом" и затем определении цены - при помощи скидок, уступок и свободы выбора - на том уровне, по которому реальный рынок будет принимать произведённую продукцию. Очевидно, что в такой системе определяющее значение имеет не спрос, а предложение.
В американской фирме организация работы цеха и задача межцеховой координации основываются на принципе «подходящий человек на правильном месте» (экономия от специализации). В тоже время американские фирмы недавно начали обращать серьёзное внимание на межфункциональные горизонтальные связи, осуществляемые через многофункциональные проектные группы, менее иерархически управляемые небольшие предпринимательские подразделения и т.п. Это означает, что американские компании могут посредством изменения организационной структуры развиваться в направлении некоторой смешанной формы организации, включающей в себя горизонтальную и централизованную координацию.
2.3.2.Рынок труда
Разделение труда
(его специализация) в США является
важным фактором производительности труда
операционных работников. Специализация
труда просматривается и
Американская
фирма стремится к
Американская фирма и профсоюз пришли к соглашению о том, что продвижение от одного уровня к другому в иерархии рабочих мест, а также перемещение работника от более высокого уровня к более низкому, в случае сокращения численности работников, должно основываться на двух критериях – заслугах и трудовом стаже работника. Однако на практике критерий трудового стажа в большинстве случаев является основным.
2.3.3.Оплата труда
Известно, что оплата за труд является одним из важнейших стимулов для работников при реализации намеченных планов предприятия. Оплата труда обеспечивает связь между результатами труда и его процессом
Американская
фирма функционирует в
Конечно, существует
угроза несправедливого решения
при оценке начальником заслуг подчиненного.
Но контроль со стороны профсоюза
работников предприятия и централизация
кадров от службы могут отчасти смягчить
этот нежелательный эффект. Во-первых,
процедура оценки заслуг формализована
и стандартизована отделом
Выплаты, зависящие от должности работника, находятся в тесной связи с выплатами, зависящими непосредственно от работника, хотя в принципе определяются по американской схеме оценки трудовых заданий. В дополнение к выплатам по контракту работники получают 25% надбавку за любую сверхурочную работу и дважды в год премии.
Оплата труда - основной мотив трудовой деятельности и денежный измеритель стоимости рабочей силы.
2.3.4.Профсоюз в американской компании
Правовая основа организации профсоюза в США коренным образом отличается от японской. В США члены рабочей группы, официально набравшие большинство голосов на выборах, проходящих под контролем Национального совета по трудовым отношениям (National Labor Relation Board), получают право от местного отделения профсоюза эксклюзивное право представлять интересы рабочих и вести переговоры с администрацией. Представители рабочих на переговорах являются членами «отраслевого» профсоюза (сформированного по принципу принадлежности к определенной профессии).
В США наилучшая
стратегия для отраслевого
3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ ЯПОНСКОГО И
Для более глубокого понимания особенностей американского стиля управления представляется целесообразным рассмотреть главные различия в самом подходе к формированию системы управления производственной организацией и к осуществлению управленческой деятельности в американской и японской школах менеджмента.
3.1. Кадровая политика
Кадровая политика в фирмах США обычно строится на более или менее одинаковых принципах по следующим направлениям.
Американские фирмы, использующие традиционные принципы отбора кадров при приеме на работу, основное внимание уделяют специализированным знаниям и профессиональным навыкам. Общими критериями по подбору кадров являются: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе.
В американских фирмах делается ориентация на узкую специализацию менеджеров, так же как и инженеров и ученых. Американские специалисты, как правило, профессиональны в узкой области знаний и поэтому продвижение их по иерархии управления происходит только по вертикали, что означает, что финансист будет делать карьеру только в этой области. Это ограничивает возможности продвижения по уровням управления, что обусловливает текучесть управленческих кадров, их переход из одной фирмы в другую.
В американских
фирмах при приеме на работу потенциальные
кандидаты проходят тестирование для
выявления профессиональной подготовки.
Обычно каждая фирма разрабатывает
свои критерии отбора и порядок найма
работников. После приема на работу
проводится процедура введения в
должность, когда работника знакомят
с его обязанностями в