Основы управления персоналом в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в изучении понятия управления, определении субъектов и объектов управления, анализа специфики управления в социальных системах, а также управленческие отношения и их виды.

Содержание

Введение 3
Раздел I Теоретическая часть 4
Глава 1. Сущность управления. Роль управления в обществе 4
1.1 Понятие и сущность управления 4
1.2 Субъекты и объекты управления 6
1.3 Специфика управления в социальных системах 9
1.4 Управленческие отношения и их виды 12
Раздел II Расчетная часть 19
Определения ключевых понятий 19
Глава 2. Организационная структура управления лесозаготовительным предприятием 20
2.1 Исходные данные 20
2.2 Нормативная численность аппарата управления лесозаготовительного предприятия 21
2.3 Организационная схема 23
2.4 Штатное расписание лесозаготовительного предприятия 24
Глава 3. Организационная структура управления лесопильно-деревообрабатывающим предприятием 26
3.1 Исходные данные 26
3.2 Нормативная численность аппарата управления лесопильно-деревообрабатывающего предприятия 27
3.4 Штатное расписание лесопильно – деревообрабатывающего предприятия 29
3.3 Организационная схема 30
3.5 Должностная инструкция 32
Заключение 38
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КР теория(отраслевой менеджмент).doc

— 117.00 Кб (Скачать)

      Две стороны отношений — централизм и самостоятельность— в деятельности субъектов управления взаимно дополняют  друг друга. Чем больше прав и обязанностей у одних, тем меньше их у других. Работа механизма социального управления требует определенного соответствия между централизмом и самостоятельностью. Централизм в управленческих отношениях оправдан лишь в той мере, в которой он необходим для обеспечения движения объекта управления к общей цели. Наиболее успешно решение этой задачи в деятельности центральных органов управления достигается на основе принципа — разрешено все, что не запрещено.

  • Отношения субординации и координации

      Единство  централизма и самостоятельности  в практической деятельности участников управленческого процесса достигается  через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит  взаимосвязь отдельных видов  деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления. Отношения субординации — это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом, В отношениях субординации находит свое конкретное воплощение централизм в управлении. Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне — между руководителями и исполнителями.

      Субординация, в первую очередь, вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимосвязи с особыми интересами посредством определенной соподчинено. В соответствии с ней вышестоящие субъекты управления, объективно выражающие общий интерес во всем его многообразии, задают цели нижестоящим, которые призваны реализовать их в деятельности с учетом своего индивидуального интереса. Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается но цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственных органов управления.

      Для ведения субординационных отношений  субъекту управленческой деятельности придаются функции распорядительства, осуществление которых основано на использовании, главным образом, прямых, властных методов управленческого воздействия. Таковыми являются административные методы, суть которых состоит в том, что на основе приказов и распоряжений взаимодействия людей в системе управления, устранения стихийности в деятельности участников управленческого процесса. Однако, преобладание административных методов, характерное при чрезмерном расширении субординационных связей, ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала, к снижению действенности социального управления, а в крайних случаях к его вырождению, неспособности обеспечить общественное развитие.

      Отношения координации устанавливаются между  отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные, специфические функции и входящими в различные линии субординации. В качестве таких звеньев выступают, например, органы управления смежных отраслей, предприятий, цехов — в экономической сфере; общественных организаций — в политической сфере и т. п.

      Отношения координации предоставляют участникам управленческого процесса необходимую  самостоятельность, широкую возможность  для выражения и отстаивания  собственного интереса при осуществлении  общей работы. Происходит адаптация, их взаимное приспособление на основе достижения единой цели, что позволяет найти наилучшие пути движения к но;;, Цель выступает объективным организующим, координирующим началом, связывает особые интересы субъектов управленческих отношений и общим интерес, который придает их действиям единую направленность. Исключительную роль приобретают демократические методы выработки единой цели, социально-экономические и организационные методы формирования отношений координации при её реализации. К числу таких методов можно отнести методы обсуждения, изучения общественного мнения, программно-целевой метод и т. п.

  • Отношения ответственности

      Одним из важнейших элементов системы  управленческих отношений, обеспечивающих во взаимодействии с другими ее элементами функционирование и развитие механизма  социального управления, являются отношения ответственности. Ответственность представляет собой отношения между субъектами управленческой деятельности по поводу выполнения взаимных прав и обязанностей в процессе реализации цели. По существу, ответственность выступает как форма объективной зависимости между субъектами управленческих отношений в условиях общественного разделения труда. Механизм ответственности органически связан с принципом эквивалентности во взаимодействии между субъектами управления в том случае, если деятельность одного из них причиняет ущерб интересам другого (например, неправильные управленческие решения, некачественно выполненные работы).

      Распределение прав и обязанностей лежит в основе отношений централизма и самостоятельности, субординации и координации. Обеспечивая действие механизма выполнения прав и обязанностей, ответственность является необходимой основой существования всей структуры управленческих отношений.

      Объективной основой установления отношений  ответственности в социальном управлении являются интересы субъектов управленческой деятельности. Отношения ответственности между ними реально существуют, если они устанавливаются посредством и взаимодействия особых интересов субъектов управления, когда от выполнения принятых взаимных прав и обязанностей зависит реализация собственных интересов этих субъектов.

      Ответственность формируется как результат тех  внешних требований, которые предъявляют  друг другу субъекты управленческих отношений – индивиды, социальные группы, коллективы — по выполнению взаимных прав и обязанностей. Эти связи, образующие объективную основу отношений ответственности, устанавливаются путем закрепления соответствующих экономических, правовых и нравственных норм, плановых заданий, системы материального и морального поощрения, санкций, которые воздействуют на субъектов ответственности в целях придания их действиям необходимой направленности. В этом смысле ответственность является важнейшей предпосылкой успешного осуществления социальным управлением своих функций.

  • Отношения состязательности

      Отношения состязательности представляют собой  связи между самостоятельными субъектами управленческой деятельности по поводу нахождения наилучших способов достижения общественно необходимых целей. При отношениях состязательности устанавливается такой характер взаимосвязи между двумя к более индивидами, трудовыми коллективами в процессе общественного разделения труда, при котором получение лучших результатов позволяет более полно реализовать собственный интерес. Такое преимущество может выражаться в повышении спроса на производимый товар, в избрании на руководящую или другую должность при альтернативных выборах и т.п.

      Отношения состязательности устанавливаются  не автоматически. Их утверждение предполагает наличие независимо взаимодействующих  субъектов, управленческих механизмов, гарантирующих такую независимость при реализации общественно необходимых целей, общих и особых интересов. В условиях перестройки формирование отношений состязательности связано с ликвидацией монополизма отдельных отраслей, предприятий, научных школ, политических групп. Развитие отношений состязательности, при которых окончательным арбитром выступают воля и интересы народа, — необходимое условие преодоления антиобщественных, антидемократических явлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основы управления персоналом в организации