Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:42, курсовая работа
Цель моей курсовой работы состоит в изучении понятия управления, определении субъектов и объектов управления, анализа специфики управления в социальных системах, а также управленческие отношения и их виды.
Введение 3
Раздел I Теоретическая часть 4
Глава 1. Сущность управления. Роль управления в обществе 4
1.1 Понятие и сущность управления 4
1.2 Субъекты и объекты управления 6
1.3 Специфика управления в социальных системах 9
1.4 Управленческие отношения и их виды 12
Раздел II Расчетная часть 19
Определения ключевых понятий 19
Глава 2. Организационная структура управления лесозаготовительным предприятием 20
2.1 Исходные данные 20
2.2 Нормативная численность аппарата управления лесозаготовительного предприятия 21
2.3 Организационная схема 23
2.4 Штатное расписание лесозаготовительного предприятия 24
Глава 3. Организационная структура управления лесопильно-деревообрабатывающим предприятием 26
3.1 Исходные данные 26
3.2 Нормативная численность аппарата управления лесопильно-деревообрабатывающего предприятия 27
3.4 Штатное расписание лесопильно – деревообрабатывающего предприятия 29
3.3 Организационная схема 30
3.5 Должностная инструкция 32
Заключение 38
Список используемой литературы
Важным моментом является то,
какие мотивы побуждают
1)
субъект управления не должен
иметь возможности достижения
своих целей за счет
2) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.
Полная привязка потребности
субъекта управления управлять
к результатам
Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:
1)
он должен обладать
2)
механизм стимулирования
В
настоящее время в мировой
практике управления разработан и широко
применяется достаточно большой арсенал
средств стимулирования, отвечающих данным
требованиям. Формирование механизма
мотивирования должно строиться преимущественно
на ситуационной основе.
1.3
Специфика управления
в социальных системах
Управление является элементом организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических, экономических, организационных). Соответственно этим системам выделяются три основных вида управления: в живой природе, в неживой природе, в обществе (социальное управление). Каждый из этих видов имеет несколько разновидностей.
Наиболее сложным видом
Изучение научной литературы по управлению показывает, что категория управления определяется неоднозначно. В наиболее общем виде управление определяется как процесс воздействия на любую систему, обеспечивающий поддержание её в определённом состоянии или перевод в новое состояние в соответствие с присущими данной системе объективными законами и конкретными целями.
Социальная система - совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность. Наиболее важным является выделение системообразующих связей, обеспечивающих свойство целостности - условие относительно обособленного функционирования и развития социальной системы.
В социальных системах действует три вида управления: целевое управленческое воздействие; организационный порядок и самоорганизация.
Механизм
целевого управленческого воздействия
состоит из целеполагания и
Единство
целеполагания и
Существуют два вида целевого управляющего воздействия, которые различаются главным образом источником такого воздействия.
Управление социальными объектами (организациями) может осуществляться извне, когда орган управления находится за рамками самих объектов. Подобное «внешнее», или централизованное управление позволяет достичь большой степени концентрации управленческой энергии. Его преимущества – в обозримости максимального числа звеньев системы и в едином целенаправленном воздействии на них, исходя из интересов целого. Его недостатки в ограниченности интеллектуального потенциала единого управляющего звена, в отрыве его от задач и интересов низовых звеньев, в отсутствии личной заинтересованности.
Но «внешнее» управление представляет собой лишь один из видов целевого управляющего воздействия. Другим является самоуправление.
Деятельность
по управлению, как и всякий труд,
нацелена на определенный результат
и имеет свою продукцию. Продукты
управленческого труда
Примечательной особенностью организационного порядка следует также считать его принципиальную неполноту. Такие «полости» в рамках организационного порядка заполняют деятельность по управлению - «живой» управленческий труд.
Социальная самоорганизация проявляется в обществе на всех уровнях начиная с него самого и кончая малыми группами. Отличительные ее свойства – самопроизвольность, отсутствие единого организующего начала. Это не значит, конечно, что элемент субъективного; человеческая воля, план, цель здесь полностью исключены. Но они не выступают как сознательно образуемая общая основа процесса. При этом каждый преследует свою цель, но процесс, который в итоге возникает, оказывается самосовершающимся. То, что на уровне индивида есть целенаправленное поведение, на более широком уровне теряет субъективную целенаправленность и выступает как самоорганизация системы.
Итак,
механизм социального управления не
сводится лишь к целевому управляющему
воздействию, но включает в себя организационный
и процессы самоорганизации.
1.4
Управленческие отношения
и их виды
Реализуя
цели и задачи социального управления,
осуществляя выработку и
Во-вторых, управленческие отношения рассматриваются в узком смысле. Как и любые общественные отношения, управленческие отношения являются результатом определенного вида человеческой деятельности— управленческой деятельности. В узком смысле управленческие отношения — это связи между субъектами управления. Они (связи) возникают при взаимодействии людей в процессе выполнения ими специальных функций по упорядочению и развитию жизнедеятельности общества, когда имеет место непосредственный обмен управленческой деятельностью.
Существование подобного вида управленческих отношений в системе социального управления не вытекает с необходимостью только из выполнения людьми управленческих функций. Возникновение таких отношений определяется взаимосвязанностью действий участников управления, взаимообусловленностью осуществляемых функции в рамках управляющей системы, обеспечивающей реализацию конкретной цели. Управленческие отношения предполагают единую основу совместной управленческой деятельности людей. Изолированные действия участников управленческого процесса не порождают управленческих отношений.
Субъектами управленческих отношений являются все носители управленческой деятельности, соучастники управления независимо от их положения в структуре управляющей системы. В каждом случае субъект управленческих отношений может выступать и как субъект, и как объект управления в зависимости от направленности отдельного управленческого воздействия и характера взаимодействия.
Виды управленческих отношений:
Функционирование и развитие общественного организма осуществляется как диалектическое единство движения социального целого и его отдельных элементов. Отсюда возникает необходимость выполнения одновременно как общих, так и частных функций в социальном управлении, иерархичности субъектов управленческой деятельности, что порождает соответствующую систему управленческих отношений. Одним из видов таких отношений являются отношения централизма и самостоятельности.
Обе стороны этих отношений органически присущи деятельности субъектов управления, существуют неразрывно, в диалектическом единстве. Свое конкретное выражение отношения централизма и самостоятельности находят в распределении прав и обязанностей между отдельными участниками управленческого процесса.
Отношения централизма — это формы связи между вышестоящими и нижестоящими субъектами управленческих отношений по поводу реализации управленческих функций, при которых вышестоящие органы управления имеют права и обязанности определять содержание и направленность деятельности нижестоящих в соответствии с движением к общей цели в пределах единого объекта управления. При этом положение вышестоящего или нижестоящего субъекта управленческих отношений определяется в зависимости от выполнения общих или частных функций управления. Такого рода отношения существуют, например, между общегосударственным аппаратом и отраслями, отраслями и объединениями, предприятиями, предприятием и цехами, их органами управления. Отношении самостоятельности предполагают наличие у субъектов управленческих отношений круга прав и обязанностей, которые дают возможность им определять содержание и направленность деятельности в соответствии со своими интересами, не игнорируя в то же время общих интересов.
Информация о работе Основы управления персоналом в организации