Основы управления персоналом в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в изучении понятия управления, определении субъектов и объектов управления, анализа специфики управления в социальных системах, а также управленческие отношения и их виды.

Содержание

Введение 3
Раздел I Теоретическая часть 4
Глава 1. Сущность управления. Роль управления в обществе 4
1.1 Понятие и сущность управления 4
1.2 Субъекты и объекты управления 6
1.3 Специфика управления в социальных системах 9
1.4 Управленческие отношения и их виды 12
Раздел II Расчетная часть 19
Определения ключевых понятий 19
Глава 2. Организационная структура управления лесозаготовительным предприятием 20
2.1 Исходные данные 20
2.2 Нормативная численность аппарата управления лесозаготовительного предприятия 21
2.3 Организационная схема 23
2.4 Штатное расписание лесозаготовительного предприятия 24
Глава 3. Организационная структура управления лесопильно-деревообрабатывающим предприятием 26
3.1 Исходные данные 26
3.2 Нормативная численность аппарата управления лесопильно-деревообрабатывающего предприятия 27
3.4 Штатное расписание лесопильно – деревообрабатывающего предприятия 29
3.3 Организационная схема 30
3.5 Должностная инструкция 32
Заключение 38
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КР теория(отраслевой менеджмент).doc

— 117.00 Кб (Скачать)

        Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта  управления к руководству, какие  цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:

      1) субъект управления не должен  иметь возможности достижения  своих целей за счет управленческой  деятельности в независимости  от достижения целей управления;

      2) степень достижения субъектом  управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.

        Полная привязка потребности  субъекта управления управлять  к результатам функционирования  объекта управления наблюдается  в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата. Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам.

      Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

      1) он должен обладать действенностью  на протяжении всего времени функционирования объекта и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

      2) механизм стимулирования должен  увязывать уровень стимулирования  со степенью достижения конечных  целей. 

      В настоящее время в мировой  практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.  
 

      1.3 Специфика управления в социальных системах 
 

      Управление  является элементом организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических, экономических, организационных). Соответственно этим системам выделяются три основных вида управления: в живой природе, в неживой природе, в обществе (социальное управление). Каждый из этих видов имеет несколько разновидностей.

        Наиболее сложным видом управления  является социальное управление. Оно подразделяется на три  группы: экономическое (хозяйственными  организациями); социально-политическое (общественными организациями, государством и т.п.); духовной жизнью общества.

      Изучение  научной литературы по управлению показывает, что категория управления определяется неоднозначно. В наиболее общем виде управление определяется как процесс  воздействия на любую систему, обеспечивающий поддержание её в определённом состоянии или перевод в новое состояние в соответствие с присущими данной системе объективными законами и конкретными целями.

      Социальная  система  - совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность. Наиболее важным является выделение системообразующих связей, обеспечивающих свойство целостности - условие относительно обособленного функционирования и развития социальной системы.

     В социальных системах действует три вида управления: целевое управленческое воздействие; организационный порядок и самоорганизация.

     Механизм  целевого управленческого воздействия  состоит из целеполагания и целеосуществления. Другими словами, цели должны быть осуществимыми, а вся деятельность должна полагаться постановкой целей. Суть же самого процесса управления состоит в достижении запланированного результата.

     Единство  целеполагания и целеосуществления  – это основа эффективности социального управления. Поэтому целевое управляющее воздействии реализуется через два этапа деятельности по управлению: определение целей-заданий и разработка технологии их реализации.

     Существуют  два вида целевого управляющего воздействия, которые различаются главным образом источником такого воздействия.

     Управление  социальными объектами (организациями) может осуществляться извне, когда  орган управления находится за рамками  самих объектов. Подобное «внешнее», или централизованное управление позволяет достичь большой степени концентрации управленческой энергии. Его преимущества – в обозримости максимального числа звеньев системы и в едином целенаправленном воздействии на них, исходя из интересов целого. Его недостатки в ограниченности интеллектуального потенциала единого управляющего звена, в отрыве его от задач и интересов низовых звеньев, в отсутствии личной заинтересованности.

     Но  «внешнее» управление представляет собой лишь один из видов целевого управляющего воздействия. Другим является самоуправление.

     Деятельность  по управлению, как и всякий труд, нацелена на определенный результат  и имеет свою продукцию. Продукты управленческого труда приобретают  затем относительно самостоятельное  существование. Продукция «прошлого» управленческого труда довольно разнородна. Она реализуется, например, в организационных отношениях, в частности в таких элементах этих отношений, как право, административный распорядок, режим и другие правила. Продуктами управления являются связи: позиции, зависимости, структуры, а также такие объекты, как целевые группы, организации, социальные институты. «Прошлый» управленческий труд воплощается и в фактах сознания: целях, установках, знаниях, представлениях и т.д. Овеществляются они в материальных формах: документах, технических средствах. Речь идет о своеобразном явлении социального автоматизма. Последний обеспечивает известную стабильность коллективного взаимодействия и дает возможность экономии управляющей энергии: «работает» порядок, а не руководитель, правят законы, а не люди. Кроме того, социальный, а в нашем контексте - организационный порядок, является важным элементом преодоления субъективизма в управлении, ограниченности интеллектуальных возможностей управляющего: сэкономленную управленческую энергию он может направить на дополнительное число объектов.

     Примечательной  особенностью организационного порядка  следует также считать его  принципиальную неполноту. Такие «полости»  в рамках организационного порядка  заполняют деятельность по управлению - «живой» управленческий труд.

     Социальная  самоорганизация проявляется в  обществе на всех уровнях начиная  с него самого и кончая малыми группами. Отличительные ее свойства – самопроизвольность, отсутствие единого организующего  начала. Это не значит, конечно, что  элемент субъективного; человеческая воля, план, цель здесь полностью исключены. Но они не выступают как сознательно образуемая общая основа процесса. При этом каждый преследует свою цель, но процесс, который в итоге возникает, оказывается самосовершающимся. То, что на уровне индивида есть целенаправленное поведение, на более широком уровне теряет субъективную целенаправленность и выступает как самоорганизация системы.

     Итак, механизм социального управления не сводится лишь к целевому управляющему воздействию, но включает в себя организационный и процессы самоорганизации. 
 

      1.4 Управленческие отношения и их виды 
 

      Реализуя  цели и задачи социального управления, осуществляя выработку и реализацию управленческого воздействия, люди вступают в определенные отношения, которые называются управленческими. О понимании управленческих отношений можно говорить двояко. Во-первых, в широком смысле, по факту включенности людей в систему социального управления. То есть безотносительно к тому, какой стороной этих отношений они выступают — активной или пассивной, субъектом или объектом. В таком понимании носителями управленческих отношений являются все социальные общности и индивиды, а область существования этих отношений совпадает с масштабами осуществления социальных управленческих воздействий в обществе. Следовательно, в широком смысле управленческие отношения представляют собой отношения между людьми по поводу упорядочения, организации совместной жизнедеятельности.

      Во-вторых, управленческие отношения рассматриваются  в узком смысле. Как и любые  общественные отношения, управленческие отношения являются результатом определенного вида человеческой деятельности— управленческой деятельности. В узком смысле управленческие отношения — это связи между субъектами управления. Они (связи) возникают при взаимодействии людей в процессе выполнения ими специальных функций по упорядочению и развитию жизнедеятельности общества, когда имеет место непосредственный обмен управленческой деятельностью.

      Существование подобного вида управленческих отношений  в системе социального управления не вытекает с необходимостью только из выполнения людьми управленческих функций. Возникновение таких отношений определяется взаимосвязанностью действий участников управления, взаимообусловленностью осуществляемых функции в рамках управляющей системы, обеспечивающей реализацию конкретной цели. Управленческие отношения предполагают единую основу совместной управленческой деятельности людей. Изолированные действия участников управленческого процесса не порождают управленческих отношений.

      Субъектами управленческих отношений являются все носители управленческой деятельности, соучастники управления независимо от их положения в структуре управляющей системы. В каждом случае субъект управленческих отношений может выступать и как субъект, и как объект управления в зависимости от направленности отдельного управленческого воздействия и характера взаимодействия.

      Виды  управленческих отношений:

  • Отношения централизма и самостоятельности

      Функционирование  и развитие общественного организма  осуществляется как диалектическое единство движения социального целого и его отдельных элементов. Отсюда возникает необходимость выполнения одновременно как общих, так и частных функций в социальном управлении, иерархичности субъектов управленческой деятельности, что порождает соответствующую систему управленческих отношений. Одним из видов таких отношений являются отношения централизма и самостоятельности.

      Обе стороны этих отношений органически  присущи деятельности субъектов  управления, существуют неразрывно, в  диалектическом единстве. Свое конкретное выражение отношения централизма и самостоятельности находят в распределении прав и обязанностей между отдельными участниками управленческого процесса.

      Отношения централизма — это формы связи  между вышестоящими и нижестоящими субъектами управленческих отношений по поводу реализации управленческих функций, при которых вышестоящие органы управления имеют права и обязанности определять содержание и направленность деятельности нижестоящих в соответствии с движением к общей цели в пределах единого объекта управления. При этом положение вышестоящего или нижестоящего субъекта управленческих отношений определяется в зависимости от выполнения общих или частных функций управления. Такого рода отношения существуют, например, между общегосударственным аппаратом и отраслями, отраслями и объединениями, предприятиями, предприятием и цехами, их органами управления. Отношении самостоятельности предполагают наличие у субъектов управленческих отношений круга прав и обязанностей, которые дают возможность им определять содержание и направленность деятельности в соответствии со своими интересами, не игнорируя в то же время общих интересов.

Информация о работе Основы управления персоналом в организации