Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:58, курсовая работа
Ресторанный бизнес всегда приносил своим владельцам немалую прибыль. Рынок общественного питания, к которому относятся кафе, бары и рестораны уверенно развивается и продолжает расти, а вмести с этим, растут и требования людей к заведениям, куда они приходят отдохнуть и вкусно поесть. Потребитель всегда будет нуждаться в том ресторане, что сможет предложить высокий уровень обслуживания. Возможно, именно таким станет ресторан, который откроется, полагаясь на готовый бизнес-план ресторана.
Введение
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления
1.1. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия
1.2. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия
Глава 2. Анализ технико-экономических данных
2.1. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию
2.2. Анализ внутренней среды организации
Глава 3. Выбор стратегии развития предприятия социально-культурной сферы
3.1. Основные направления стратегического развития предприятия
3.2. Ситуационный анализ
3.3. Составление стратегического плана предприятия
Заключение 39
Список литературы 41
Анализ структуры предприятий общественного питания с учетом принадлежности к определенной группе районов показывает, что продолжается снижение доли закусочных, буфетов, столовых в структуре районов промышленных, пригородных и массовой застройки.
Одним из приоритетных направлений сектора общественного питания города является развитие предприятий с национальной кухней. У горожан и гостей Северной столицы с каждым годом все больше возможностей выбирать рестораны, кафе, бары не только по интерьеру и набору сервисных услуг, но и по кухне. На начало 2010 года данный тип предприятий составил 630 предприятий с представлением кухонь 41 страны мира. В прошедшем году по темпам прироста следует отметить предприятия с русской кухней (34), итальянской (27), японской кухней (21).Среди них лидерами являются: предприятия с русской кухней – 128, китайской – 98, японской – 77, итальянской – 54. (рис.2.4)
Рис.2.3. Количество предприятий с различными кухнями
Размещение предприятий (количество) с национальной кухней по районам города характеризуется следующим образом:
- Центральный район – 195
- Петроградский район – 94
- Адмиралтейский район - 69
- Московский район – 38
- Приморский район - 37
- Василеостровский – 33
- Невский – 29
- Красногвардейский район – 23
Если говорить о соотношении дорогих и средних кафе в Санкт – Петербурге в 2008 году, то они распределились следующим образом:
- рестораны со средней стоимостью ужина от 10 до 20 евро – 54%;
- от 20 до 40 евро – 37%;
- свыше 40 евро – 9%, из них свыше 60 евро – около 10 ресторанов.
Новым направлением в развитии ресторанного рынка Северной столицы 2006 года являлось открытие по-настоящему загородных ресторанов в северной части Финского залива с средним чеком от 30 до 50 долларов (кафе «Золотая ORDA, кафе «Атлантис», кафе «Макрель», кафе «Банзай», кафе «Varadero.ru»).
При растущей конкуренции дифференциация спроса привела к поиску наиболее эффективных методов обслуживания населения.
Первый фаст-фуд в Санкт-Петербурге представляли американские бренды Subway и Pizza Hut, немецкий Grillmaster и финский Carrols, лидировавший на рынке вплоть до кризиса, который его подкосил.
По состоянию на 01.01.2009 г. сеть предприятий быстрого питания составляла около 1706 предприятий.
Предприятия быстрого питания составляли 34,1 % от общего количества предприятий общественного питания с общим количеством посадочных мест 70,8 тысяч. Средняя обеспеченность по городу предприятиями быстрого питания – 15 пос. мест на 1000 жителей.
Сегодня в Петербурге более 15 сетей фаст-фуда. Наиболее крупные из них – «Чайная ложка» (31), «Макдональдс (21), KFC (15), Sbarro (9), Subway (6), «Блин дональт s» (7), Hizza – Ollis (4), La Cucaracha (10) и «Аль – Шарк» (8), «Иль Патио» (2) – чуть ли не единственный оператор этого рынка, специализирующийся на ближневосточной кухне.
Уличной вариант быстрого питания в Петербурге представляют две сети: ООО «Русские блины Северо-Запад» развивает бренд «Теремок», ООО «Штиль» - «Масленица». Остальные по мере сил пытаются копировать фирменный стиль одного из основных операторов.
Нельзя обойти вниманием развитие в Санкт-Петербурге пиццерий. Сейчас на потребительском рынке работают около 60 предприятий данного формата («Pizza Hut», «Marko Pizza», «Pizza Ollis»).
Отдельное место занимают фут – корты, расположенные в торговых центрах. Каждый представляет в среднем 7 – 10 операторов быстрого общепита. В настоящее время в Петербурге открыто несколько крупных развлекательных центров нового поколения, например, «Варшавский экспресс, «Южный полюс» и «Континент», чей фут – корт рассчитан на 300 посадочных мест. Инвестиции в проектирование, строительство и обустройство ресторанного дворика составляли более $ 1,7 млн.
Растет в Санкт-Петербурге и количество предприятий быстрого обслуживания, работающих (или предлагающих работать) по франчайзингу. Число франшиз на петербургском рынке кафе за прошлый год увеличилось в три раза. Свои имена выставили на продажу около 30 предприятий, среди них – «Чайная ложка», «Кошкин дом», «Гурме», The Bus. Несомненный лидер петербургского фаст-фуда – сеть «Чайная ложка», насчитывающая уже более 30 точек, также расширяет сферу влияния за счет франчайзинга. Ту же политику проводит близкая ей по ассортименту сеть «Теремок - Русские блины», но она придерживается в основном формата уличной торговли, хотя имеет и несколько стационарных точек.
Несмотря на активное развитие питерского фаст – фуда, на рынке достаточно места для новых игроков. Вместе с тем несетевым компаниям добиться успеха будет трудно.
Из-за недостатка ликвидных площадей в центре и на пересечении ведущих транспортных магистралей целесообразно при размещении бизнеса осваивать вторые этажи и торгово-развлекательные комплексы, обеспечивающие достаточный клиентский поток.
Особенностью рынка Санкт-Петербурга является развитие сетей кофеин. Рынок этот «молодой», всего 7 лет, но есть предприятия, успевшие себя прекрасно зарекомендовать – сеть кофеин «Идеальная чашка», «Республика кофе», «Рикко», «Марко», «Гурме», «Кофе Хаус» и др. Первоначальные инвестиции в каждую кофейню составляют от 70 до 150 тыс. $. Кофейни не составляют конкуренцию «сладким» кафе («Сладкоежка», «Онтромэ», «Буше», «Лидо», «Денисов и Николаев», «Аврора»), поскольку эти предприятия занимают различные ниши. Кофе-кондитерские посещают люди других возрастов, сладкое любят и малыши и бабушки с внуками. Кофейни начинают составлять серьезную конкуренцию кафе только в том случае, когда организуют собственное производство кондитерских изделий. Пока петербургские кофейни в основном покупают торты и пирожные на стороне. Для этих предприятий характерно: небольшие площади, освоение территории с большой проходимостью, доступность предприятия. Поэтому в первую очередь они стали появляться в центральных районах города, где сконцентрирована деловая, торговая активность, культурно-развлекательный бизнес. Так, например, сегодня в Центральном районе работает – 34, в Адмиралтейском – 18, в Петроградском – 15, в Василеостровском – 9 специализированных предприятий.
Развитие сферы массового питания создает иллюзорное представление у непрофессионалов о предприятиях общепита, как об источнике получения больших и быстрых денег. Предприниматели открывают кафе, бары, закусочные и т.п. без проведения исследований рынка и обоснования необходимости и экономической целесообразности открытия предприятий в конкретном месте, что нередко приводит к их скорому краху.
Основная масса открывается сегодня в центральных районах города, на втором месте районы массовой застройки, затем промышленные районы и пригородные.
Наиболее высокий процент закрытия предприятий относительно открытия – в промышленных районах (73), далее – районы массовой застройки (59). В центральных районах процент закрытия предприятий составляет 34% , т.е. его уровень в два раза ниже среднеотраслевого уровня по городу (53%).
Соотношение закрытых предприятий над вновь введенными предприятиями по России составляет 60% на 40 %, в Санкт-Петербурге 53% на 47%.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- обеспеченность посадочными местами в предприятиях общественного питания в ряде районов ниже гарантируемого значения норматива и колеблется от 16 до 200 пос. мест на 1 000 жителей;
- по основным направлениям развития предприятиями общественного питания мы отстаем от европейских городов.
Для решения имеющих место проблем и выполнения стандарта проживания в области потребительского рынка, в свое время была разработана и принята Правительством Санкт-Петербурга Концепция развития потребительского рынка Санкт-Петербурга на 2007-2009 гг. (27.09.2007 №1420).
Способность организации реализовать свое конкурентное преимущество на рынке зависит не только от прямой конкуренции, но и от влияния других конкурентных сил, которые определил и объединил в своей теории «пяти сил конкуренции» М. Портер. Она помогает понять, какие силы действуют в конкурентной среде организации, и каким образом. Модель пяти сил конкуренции представлена на рисунке 2.4.
Способность поставщиков торговаться | Потенциальные конкуренты | Угроза прихода новых конкурентов | ||||
Поставщики
|
| Соперничество между действующими фирмами (центральный ринг) |
| Клиенты | ||
| ||||||
Товары-заменители | Угроза товаров-заменителей |
Рис. 2.4. Модель пяти сил конкуренции М. Портера
Соперничество между действующими фирмами.
Основную конкуренцию кафе ООО «Мечта» составляют кафе «Пиросмани», ресторан «Чинар».
Потенциальные конкуренты.
Потенциальными конкурентами являются: пиццерия «Mama Roma», пиццерия «пицца Хат», пиццерия «Сборро».
Давление со стороны поставщиков.
Основными поставщиками бара являются: ООО «1-я Федерация» (пиво), ООО «Алко ДВ», НВТ (алкогольная продукция). Основные поставщики кухни: ООО «Борисик», ООО «Полюс» (морепродукты), закуп мяса осуществляется на сельскохозяйственном рынке.
С помощью построения карты стратегических групп и конкурентной карты рынка (табл. 2.2) можно определить количество и состав конкурентов, а также, какие компании занимают сильнейшие (слабейшие) позиции в отрасли.
Таблица 2.2
Конкурентная карта рынка
Организации | Лидеры рынка | Организации с сильной конкурентной позицией | Организации со слабой конкурентной позицией | Аутсайдеры рынка |
С быстро улучшающейся конкурентной позицией |
| 2. кафе «Пиросмани» |
|
|
С улучшающейся конкурентной позицией | 1. ресторан «Чинар» | 3.ООО «Мечта» | 4. пиццерия «Mama Roma» |
|
С ухудшающейся конкурентной позицией |
|
|
| 6. пиццерия «Сборро» |
С быстро ухудшающейся конкурентной позицией |
|
| 5. пиццерия «пицца Хат» |
|
Главным инструментом оценки рыночной позиции конкурентов служит карта стратегических групп (рис.2.5).
Высокий
Уровень
цены
Средний
Низкий
1- ресторан «Чинар»;
2- кафе «Пиросмани»;
3- ООО «Мечта»;
4- пиццерия «Mama Roma»;
5- пиццерия «пицца Хат»;
6- пиццерия «Сборро».
Рис. 2.5. Карта стратегических групп
Из рис. 2.5 видно, что кафе «Мечта» обладает широким ассортиментом продукции, т.е. кафе имеет разнообразное меню, и при этом том же в кафе низкие цены, в отличие от ресторана «Чинар», где цены значительно выше, но ассортимент также высок. Также, кафе занимает пока еще маленький сегмент рынка, в отличие от пиццерии «Сборро». Это объясняется тем, что пиццерия имеет много своих торговых точек в разных частях города, несмотря на то, что обладает узким ассортиментом продукции.
В общем, факторы внешней среды в долгосрочной перспективе создают дополнительные возможности для роста и развития кафе «Мечта», что необходимо учитывать при разработке стратегии развития.
Общее количество работающих на данном предприятии на 1 декабря 2010 г. составляет 20 человек (с учётом расширения численности за счёт летней торговли). Структура закусочной «Мечта» основана на принципе иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему. Осуществляется принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.