Основы стратегического управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Ресторанный бизнес всегда приносил своим владельцам немалую прибыль. Рынок общественного питания, к которому относятся кафе, бары и рестораны уверенно развивается и продолжает расти, а вмести с этим, растут и требования людей к заведениям, куда они приходят отдохнуть и вкусно поесть. Потребитель всегда будет нуждаться в том ресторане, что сможет предложить высокий уровень обслуживания. Возможно, именно таким станет ресторан, который откроется, полагаясь на готовый бизнес-план ресторана.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления
1.1. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия
1.2. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия
Глава 2. Анализ технико-экономических данных
2.1. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию
2.2. Анализ внутренней среды организации
Глава 3. Выбор стратегии развития предприятия социально-культурной сферы
3.1. Основные направления стратегического развития предприятия
3.2. Ситуационный анализ
3.3. Составление стратегического плана предприятия
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

Основы стратегического управления.doc

— 677.00 Кб (Скачать)

VI. Следующей особенностью стратегического менеджмента является большая концентрация в общей стратегической деятельности таких работ как проектирование и прогнозирование.

         Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

 

 

1.2. Порядок разработки и реализации стратегии развития

предприятия

Согласно теории стратегического менеджмента, изложенной А. А. Томпсоном и А. Дж. Стриклендом, стратегический менеджмент включает решения пяти взаимосвязанных задач, которые также можно считать этапами стратегического управления, в которых анализ не выделяется в качестве самостоятельной составляющей, а предусматривается в составе каждого этапа [6, с. 138]:

1. определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений развития, т. е. необходимо обозначить цели и долгосрочные перспективы развития;

2. превращение общих целей в конкретные направления работы;

3. умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей;

4. эффективная реализация выбранной стратегии;

5. оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее осуществление на основе приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.

Процесс стратегического управления состоит из нескольких этапов, выполняемых непоследовательно: циклично, параллельно-последовательно (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Основные этапы процесса стратегического управления

 

          Стратегическое управление является процессом, который в свою очередь состоит из ряда логически связанных процессов (субпроцессов). Существенной характеристикой процесса стратегического управления является постоянная корректировка результатов каждого этапа и наличие обратной связи, учитывающей опыт реализации стратегий, динамику факторов среды.

В состав основных этапов стратегического управления входят:

      Исследование и анализ внешней и внутренней среды или непрерывное слежение – мониторинг среды в том случае, если эти процедуры становятся обязательными и постоянными.

      Долгосрочное планирование – если среда стабильна или, если фирма является монополистом и уверена в незыблемости своего положения.

      Прямое стратегическое планирование – построение сценариев развития ситуаций, как возможных альтернатив будущего. При этом очень важно спрогнозировать – что произойдет с выявленными на этапе исследований и анализа проблемами организации, не приведет ли их развитие и действие на фирму внешних факторов к кризису и банкротству. Если фирму устраивают прогнозируемые альтернативные варианты, то, в принципе, она может остановиться на данном этапе стратегического управления, сконцентрировав усилия на текущем управлении хозяйственной деятельностью.

      Формулировка миссии организации или корректировка имеющейся миссии при изменившихся условиях среды. Если предприятие создается вновь, то в качестве предварительной миссии принимается предпринимательская идея.

      Проектирование системы целей организации. Цели организации отражают те состояния, которые она желает достичь.

      Проектирование системы стратегий. Система стратегий должна «пронизывать» деятельность всей фирмы и быть самым тесным образом увязана с миссией и системой целей организации. При разработке стратегий очень важным является вопрос распределения ресурсов, так как стратегии конкурируют между собой за ограниченные ресурсы фирмы. Поэтому необходимо установить приоритеты стратегий.

      Проектирование целевых программ, основу которых составляют бизнес-проекты, планы и бюджеты. Через целевые программы происходит превращение миссии, целей, стратегий в конкретные действия. Здесь же устанавливается система нормативных показателей необходимых в будущем для реализации и контроля запланированных действий.

      Корректировка сценариев с учетом запланированных действий организации. Оценка приемлемости прогнозируемых сценариев-альтернатив.

      Реализация стратегий состоит из двух этапов – подготовительного и основного. Подготовительный этап включает проведение реструктуризации – организационной, производственно-технической, финансовой, обеспечение необходимыми ресурсами. Основной этап – это осуществление конкретных действий, установленных целевыми программами.

      Оценка результатов и внесение необходимых корректив [4, с. 57].

Порядок следования этапов может меняться.

Систему стратегического управления должны обеспечивать следующие составляющие:

      стратег-лидер, то есть человек, находящийся во главе организации и являющийся «духовным отцом» имиджа, концептуального представления, стратегического видения организации;

      наличие методологии стратегического управления – политики, тактики, правил и процедур;

      структура организации, соответствующая принятой стратегии;

      организационная культура, обеспечивающая принятую стратегию;

      адекватный стратегии персонал, наличие системы его отбора и обучения;

      наличие достаточных финансовых ресурсов [7, с. 95].

С учетом рассмотренных различных точек зрения наиболее общей и целесообразной может быть признана следующая последовательность этапов стратегического управления на предприятиях (Приложение 1).

Исходя из анализа работ по стратегическому менеджменту, содержание показанных в Приложении 1 этапов может быть следующим:

Этап 1. Предварительная оценка состояния предприятия и влияния внешней среды, определение основных ориентиров (целей и миссии) предприятия и периода разработки стратегии;

Этап 2. Углубленное исследование внешней среды предприятия и определение рынков сбыта;

Этап 3. Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия;

Этап 4. Выбор ориентиров и определяющей стратегической модели развития предприятия с учетом стадии его жизненного цикла и вариантов стратегии в рамках этой модели;

Этап 5. Выбор и проработка собственной стратегии и формирование системы стратегических целей;

Этап 6. Конкретизация целевых показателей стратегии по периодам ее реализации, разработка стратегического плана;

         Этап 7. Реализация стратегии и оценка результатов деятельности [8, с. 198].

         Изложенный выше материал позволяет сделать следующий вывод. Стратегическое управление является непрерывным процессом. После того как стратегии внедрены, необходимо их отслеживать и производить в определенные периоды оценку их реализации. Важным условием при этом является выбор соответствующих критериев, которые определяют, насколько удачно выбрана стратегия с точки зрения стратегического анализа. Это, прежде всего, ее осуществимость, т.е. степень трудности и объем усилий для того, чтобы данная стратегия была применена на практике, а также ее приемлемость, т.е. определение того, в какой мере результаты применения конкретного стратегического варианта направлены на выполнение миссии организации и достижение ее целей.       

Стратегический менеджмент развивает широту управленческого мышления руководителей, делает их более полезными для организации.

Итак, в первой главе курсовой работы было изучено значение стратегического управления в деятельности хозяйствующих субъектов, его особенности и ключевые понятия: стратегическое управление, функции, стратегии и их виды, стратегические цели. Также была рассмотрена структура разработки и реализации стратегии предприятия: этапы и их содержание. Выбор стратегии предполагает изучение альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации.


Глава 2. Анализ технико-экономических данных

 

2.1. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на

организацию

          Кафе «Мечта» основано в 2000 году, путем создания общества с ограниченной ответственностью «Мечта», зарегистрированном в государственном реестре от 24 апреля 2000г. Вид объекта – кафе на 40 посадочных мест, специализация – общественное питание. Полное наименование общества: общество с ограниченной ответственностью «Мечта». Сокращенное наименование общества: ООО «Мечта».

В закусочной есть два подразделения: бар и кухня. Основными поставщиками бара являются: ООО «1-я Федерация» (пиво), ООО «Алко ДВ», НВТ (алкогольная продукция). Основные поставщики кухни: ООО «Борисик», ООО «Полюс» (морепродукты), закуп мяса осуществляется на сельскохозяйственном рынке.

Рабочий день руководителей и персонала длится с 11:00 до 23:00. Обслуживающий персонал работает в две смены три через три.

В рамках управления маркетингом проведем анализ рынка общественного питания.

Потребительский рынок Санкт-Петербурга емкий, разнообразный, динамично развивающийся, включает в себя различные сферы деятельности, где одним из лидеров по обороту, востребованности услуг, количеству предприятий и численности занятых работников сегодня, несомненно, является общественное питание.

Вместе с тем отрасль, как никакая другая, в ходе реформирования экономики, претерпела революционные изменения.

С начала 90-х годов сеть предприятий общественного питания увеличилась в 6,0 раз, ежегодный прирост составляет в среднем 4% или около 200 предприятий и на 01.01.2007 сеть насчитывала 5005 предприятий в т. ч.: Ресторанов – 8%; Баров – 12%; Кафе – 49 %; Закусочных – 21%; Буфетов – 5%; Столовых – 4%; Кулинарий – 1%

Рис.2.1. Структура заведений питания

В летний период сеть увеличивается за счет открытия летних кафе и выносных столиков (около 700 точек).

Оборот общественного питания за 2010 год составил 13,1 млрд. рублей, или 104% к аналогичному периоду 2009 года. Число работающих в отрасли составляет 120 тысяч человек, обеспеченность посадочными местами - 118% или 47,2 пос. мест на 1000 жителей (относительно норматива 40 пос. мест на 1000 жителей).

Вместе с тем, в девяти районах (Фрунзенский, Красносельский, Приморский, Красногвардейский, Калининский, Кировский, Выборгский, Кронштатский, Колпинский) уровень обеспеченности ниже гарантируемого норматива стандарта (40,3 посадочных места на 1000 жителей).

Структура предприятий общественного питания определяется принадлежностью к определенной группе районов. Так в центральных районах (Центральный, Василеостровский, Адмиралтейский, Петроградский) в общем количестве предприятий наибольший удельный вес кафе, баров в общем количестве предприятий составляет 76,5 %, в промышленных районах (Московский, Невский, Красногвардейский, Кировский, Калининский) и в районах массовой застройки (Приморский, Красносельский, Фрунзенский, Выборгский) больше кафе, закусочных, столовых, буфетов (соответственно 83% и 85%).

Рис. 2.2. Структура заведений питания по районам

          Перечисленные характеристики важны для понимания экономической особенности отрасли, в которой действует организация ООО «Мечта». Они влияют на формирование будущей стратегии. В таблице 2.1 приводятся примеры некоторых экономических параметров отрасли, ситуация в отрасли, складывающаяся под их влиянием и стратегические выводы, которые можно сделать  при формировании стратегии.

Таблица 2.1

Примеры стратегических выводов из некоторых  экономических характеристик отрасли

Характеристики отрасли

Стратегические выводы

Емкость рынка

Маленькие рынки  - обычно не привлекают крупные компании.

Темпы роста отрасли

Замедленный рост -  порождает усиленную конкуренцию и потрясения для небольших и слабых компаний.

Прибыльность отрасли

Высокоприбыльная отрасль  - привлекательна для потенциальных конкурентов.

Потребность в капитале

Низкая потребность  в капитале делает инвестиционные решения критичными, создает барьеры для входа и выхода.

Барьеры входа-выхода

Низкие барьеры не защищают позиции и прибыль ООО «Мечта».

Вертикальная интеграция

Поднимает потребности в капитале, часто создает конкурентные различия среди частично не интегрированных фирм.

Информация о работе Основы стратегического управления