Основы социального управления, его принципы и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:14, реферат

Описание работы

Социальное управление (или, просто, управление), в отличие от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций.

Содержание

Введение

1. Сущность, содержание социального управления. Обоснование необходимости

2. Информационный потенциал в сфере социального управления

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Основы социального управления, его принципы и функции.docx

— 46.19 Кб (Скачать)

В органической связи с  полнотой информации выступает требование плотности и чистоты записи информации. Имеется в виду количество записанной информации на единицу площади письменно  выраженного управленческого решения (на одну, скажем, машинописную страницу текста). Плотность записи информации предполагает, что в тексте решения  содержатся лишь те сведения, данные, нормы, наметки, планы, указания, требования и  т.д., которые имеют непосредственно  управленческий смысл и прямо  относятся к соответствующему вопросу. Все, что косвенно касается данного  решения, должно оставаться за его рамками. И факты, и их оценку, и способы  решения поставленных задач следует  выражать конкретно, точно и лаконичным языком. Нельзя не обратить внимания на важность правильного употребления слов, логичного построения предложений, адекватность используемых понятий, терминов, ясность и емкость формулировок, обоснованность и четкость адресных требований.

Очень важно соблюдать  требование о внутренней согласованности  информации в каждом конкретном управленческом решении. Целесообразно, например, чтобы  по содержанию, интонациям, акцентам, остроте  и т.п. констатирующая и резолютивная (постановляющая) части решения соответствовали  друг другу. Имеет значение и равномерное  расположение информационного материала, ибо на практике приходится встречаться  с решениями, в которых констатирующая часть занимает две-три, а то и  более страниц, а резолютивная состоит  из одного, или двух небольших пунктов, или наоборот. Лучшему восприятию любого управленческого решения  способствует выделение в нем  посредством курсива, абзацев, подчеркивания  или иным способом основной информации, заслуживающей пристального внимания исполнителей.

Поскольку решения являются основной формой выражения и закрепления  управленческой деятельности и постоянно  принимаются, дополняя, развивая или  отменяя друг друга, то необходимо, чтобы информация, заложенная в каждом решении, имела системный характер, была содержательно и концептуально  связана с предыдущими, ранее  изданными и действующими актами, и с теми, которые предполагается или планируется принять. Соблюдение требований системности информации способствует выработке единого, типового и наиболее эффективного подхода  к разрешению определенных проблем, позволяет на практике, причем в  разных условиях, проверять рациональность различных элементов управленческой деятельности и отбирать из них лучшие, помогает совершенствованию нормативно-правовой основы управления, дисциплинирует работу управленческих кадров и благоприятствует совершенствованию других управленческих явлений. Системность информации, заключенной в управленческих решениях, служит также одной из необходимых предпосылок для формирования информационных систем на базе современной техники. Системность информации, наконец, экономит усилия, средства и время в управлении.

Рассматривая информационные требования к управленческим решениям, нельзя не выделить требование представления  содержания решения в четкой логической форме, в модели действительного  разрешения поставленного вопроса  или проблемы. Плохо, когда в управленческих решениях много отсылочной информации к прошлому, к другим актам либо к будущему, когда вместо рассмотрения и выводов по существу даются поручения  изучить вопрос, внести в перспективе  предложения, разработать необходимые  документы, положения и т.д. и т.п. Из-за этого в подобном решении  содержится не способ перевода того или  иного социального явления, процесса, отношения из одного состояния в  другое, а лишь определенный промежуточный  момент в подготовительном этапе, а  то и просто видимость какой-то управленческой активности. Возникает иллюзия, что  вроде бы что-то сделано, намечено, предпринято, но на самом деле ничего не доведено до конца. За такими решениями обычно прячутся государственные органы и  должностные лица, когда они не хотят, не готовы или не могут принимать  необходимые исчерпывающие меры.

Решения даже государственных  органов федерального уровня по, казалось бы, актуальным вопросам бывают наполнены  лишь поручениями другим органам  и должностным лицам разработать  мероприятия, принять меры, внести предложения, изучить вопрос, подготовить необходимые  документы и т.д. Часто такой  стереотип повторяется в государственных  органах субъектов Федерации  и далее вниз.

Проблема информационных качеств управленческих решений  не ограничивается принятием информационно  насыщенных актов; она имеет "проход" и в этап их реализации, поскольку  именно в нем проявляется действенность  информационного содержания управленческих решений. Здесь тоже существуют условия, соблюдение которых способствует сохранению информационных "импульсов" и  доведению их до "места назначения":

а) передача информации, заключенной  в управленческом решении;

б) понимание, комментирование  информации, выраженной в соответствующем  управленческом решении;

в) организация обратных информационных связей, оперативного информационного  контроля, позволяющих своевременно и достоверно знать о том, как  прошла передача информации, как она  сохранилась и понята, как воспринята, усвоена и принята к исполнению.

Актуальна также нацеленность информационных качеств управленческих решений: комплексная постановка вопросов, конструктивный, созидательный характер, действительные модели, программы, способы, механизмы перевода явления, отношения, процесса, ситуации в новое состояние, обеспечение устойчивого, прогрессивного развития управляемых объектов или  подведомственных управляющих компонентов.

Известно, что в государственном  управлении циркулирует огромная по объему, разнообразию и динамике информация. Одна ее часть носит непосредственно  управленческий характер, связана с  формированием и реализацией  управляющих воздействий, другая —  по масштабам, очевидно, значительно  большая — выражает взаимосвязи  государства с обществом, его  многочисленными проявлениями, с  потребностями и интересами миллионов  граждан. В данном случае речь идет об организации управленческой информации, хотя сказанное может быть соотнесено и с информацией вообще.

Сейчас признано не только у нас, но и за рубежом, практически  во всех развитых государствах, что  существует очень сложная проблема упорядочения управленческой информации, которая для своего решения требует  общенациональных усилий. В нескольких странах уже приняты законы о "борьбе с бумажной работой", но почти нет сдвигов к лучшему. Назову только несколько направлений  совершенствования организации  управленческой информации, не требующих  особых капиталовложений или сверхусилий  и находящихся в пределах сегодняшних  возможностей государственно-управляющей  системы.

В настоящее время, несмотря на кризисную ситуацию в России, особое значение приобретает выработка  показателей, признаков, характеризующих  уровень и темпы научно-технического прогресса, рост производительности труда, снижение издержек, затрат, повышение  качества продукции, социальное развитие. Россия открылась миру, и, следовательно, все критерии и показатели, применяемые  в развитых странах, должны использоваться и у нас.

Необходимо четко структурировать  управленческую информацию. Ведь информация должна двигаться, таким образом  и иметь такие параметры, чтобы  ею удовлетворялись информационные потребности государственных органов, должностных лиц, других участников управленческих процессов. Словом, управленческая информация должна иметь ту структуру, что и организационная структура  государственного управления, и обслуживать  последнюю.

Новые информационные проблемы порождает реализация в управлении принципа федерализма и становление  местного самоуправления. Ведь при  всей самостоятельности государственных  органов субъектов Федерации  и органов местного самоуправления все они функционируют в едином информационном "поле" и должны знать о том, что и как делают другие. Предстоит еще разобраться  в потоках и каналах циркулирующей  здесь управленческой информации, с  тем, чтобы придать всему российскому  обществу необходимую управляемость.

Состояние информационного  обеспечения государственного управления во многом зависит от распределения  информации внутри государственного органа и ее качества. На первом месте здесь  стоит информационное обслуживание руководителей или руководящего звена. Эта категория должна очень  хорошо владеть информацией, входящей и исходящей. На второе место можно  поставить вопрос о распределении  информации между должностными лицами, в частности, о том, должен ли кто-либо еще, кроме непосредственного исполнителя, знакомиться с соответствующей  информацией. Руководитель может и  должен маневрировать движением  информации в возглавляемом государственном  органе, не допускать, чтобы кто-либо монопольно владел какой-то частью информации, так распределять информацию, чтобы  она всегда рассматривалась объективно. Необходимо также добиваться доступности  информации для всех должностных  лиц этого органа, ибо подобное способствует лучшему исполнению служебных  функций.

В системе управления организацией информационная система представляют собой не просто инструмент, обеспечивающий обработку информации для отделов  и конечных пользователей внутри организации. В настоящее время  наблюдается все большее влияние  информационной системы на организацию (изменение структуры организации  под воздействием информационной системы, другое распределение власти в организации, формирование иной политики и культуры, изменения в формализации, занятости, характере труда, возникновении  потребности в обучении, и т.п.). При этом следует отметить, что  имеет место и обратное воздействие  организации на информационную систему. Информационные системы становятся все более дорогостоящими и диктующими свои специфические условия к  правилам деятельности, что приводит к новым проблемам, решить которые  невозможно без применения аналитических  методов.

Использование информационных систем организациями определяет степень  современности подготовки их администрации  к управлению организацией. Информационная система управления включает совокупность разнообразных информационных систем, обеспечивающих управленческому персоналу  эффективное принятие решений по управляемому объекту.

Информационные системы  управления позволяют:

- повышать степень обоснованности  принимаемых решений за счет  оперативного сбора, передачи  и обработки информации;

- обеспечивать своевременность  принятия решений по управлению  организацией в условиях рыночной  экономики;

- добиваться роста эффективности  управления за счет своевременного  представления необходимой информации  руководителям всех уровней управления  из единого информационного фонда;

- согласовывать решения,  принимаемые на различных уровнях  управления и в разных структурных  подразделениях;

- за счет информированности  управленческого персонала о  текущем состоянии экономического  объекта обеспечивать рост производительности  труда, сокращение непроизводственных  потерь и т.д.

Следует отметить, что информационные системы оказали большое влияние  на управление человеческими ресурсами. Они содействуют созданию баз  данных человеческих ресурсов, содержащих истории рабочих мест, обзоры выполненных  работ и т. д., вместе с внешней  информацией, такой как изменения  правовой базы, тенденции рынка труда, управление персоналом в конкурирующих  фирмах, а также имеющиеся на рынке  услуги, например образовательные программы  и программы в области здравоохранения. Системы поддержки принятия решений, соединенные с этими базами данных, могут прогнозировать потребности  в персонале, проводить исследования «что если» для оценки влияния  предполагаемой шкалы окладов или  реорганизации или для согласования рабочих требований и профиля  кандидата.

 

Заключение

В настоящее время управление имеет множественные применения. Оно применяется не только для  управления социальными организациями, но также для решения сложных  социальных проблем (экономических, политических, экологических и др.), для управления любой сложной деятельностью; для  управления социальными процессами (например, социальными конфликтами) и др. Вряд ли можно назвать какую-либо сферу человеческой деятельности, обходящуюся  без управления.

Человечество добилось определенных успехов в управлении фирмами  и другими деловыми организациями, однако управлять обществом мы пока не умеем, о чем свидетельствует  история России и многих других стран.

Каждое общество на определенном этапе своего развития создает специальный  институт, называемый государством. С  этого момента жизнь каждого  человека начинает существенно зависеть от мудрости государственных деятелей, от институтов (законов, учреждений), которые  они создают, от принимаемых ими  решений. Очевидно, что решения, принимаемые  на государственном уровне должны быть максимально объективными и научно обоснованными, так как от них  зависит судьба общества страны и  каждого его члена, поэтому государственные  деятели должны использовать в своей  практической работе научные методы социального управления.

В результате информационной революции информация становится важнейшим  ресурсом не только управления, но и  всей общественной жизни.

Информация о работе Основы социального управления, его принципы и функции