Основы социального управления, его принципы и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:14, реферат

Описание работы

Социальное управление (или, просто, управление), в отличие от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций.

Содержание

Введение

1. Сущность, содержание социального управления. Обоснование необходимости

2. Информационный потенциал в сфере социального управления

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Основы социального управления, его принципы и функции.docx

— 46.19 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1.  Сущность, содержание социального управления. Обоснование необходимости

2.  Информационный потенциал в сфере социального управления

Заключение

Список литературы

 

Введение

«В современном  мире нет бедных и богатых стран, а есть плохо или хорошо управляемые  государства».

Питер Дракер

Социальное управление (или, просто, управление), в отличие от технического и биологического, - это  управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо  существование человека, поэтому  происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций. При этом под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую  разумное поведение, подобно живому организму. Разумное поведение означает способность организации адекватно  реагировать (отвечать) на вызовы или  решать свои проблемы. Именно благодаря  этой способности, обеспечиваемой управлением, социальные организации сохраняют  свою целостность и жизнеспособность. Примерами социальных организаций  являются семьи, первобытные общины, поселения, города, нации, фирмы, партии, общества (цивилизации), мировые сообщества, человечество в целом. История управления начинается с первобытного человеческого  стада. Уже в те далекие времена (примерно 1 млн. лет назад) на заре человечества управление уже существовало на Земле, однако носило неосознанный характер. Поведение человека в стаде определялось в основном инстинктами (безусловными рефлексами), и было подобно поведению  других так называемых социальных животных (муравьев, пчел).

Прошло много времени, прежде чем люди начали сознательно  относиться к окружающему их миру, начали отделять себя от природы с  ее могучим действием загадочных сил (землетрясений, громов, молний, дождей, пожаров, снега и др.), которые  люди пытались объяснить с помощью  мифов, главными действующими лицами которых  являлись различные божества, олицетворяющие властителей мира. Именно с этого  момента человек начинает подчиняться  не только своим инстинктам, которые  постепенно стали оттесняться на второй плана, некими новыми факторам (в частности, идеей бога), которые  Э.Дюркгейм назвал «социальными фактами», заметно влияющими на поведение  людей.

Так появился институт власти как первый и неизменный атрибут  управления. Институт власти часто  отождествляют с самим управлением. Так, в «Толковом словаре» В.И.Даля в качестве одного из возможных толкований слова «власть» находим: Власть - начальствование, управление.

Вслед за институтом власти появляются и другие «социальные  факты», природа которых была столь  же загадочна, и которые также  заставляли им подчиняться. По мере роста  числа и многообразия «социальных  фактов» человек постепенно превращается в «общественное животное», т.е. он все больше и больше подчиняется  не личным, а общественным интересам. Он начинает осознавать себя частицей общества, которому должен подчиняться.

Таким образом, в основе феномена социального управления лежит институт власти и другие «социальные факты», изучаемые социологией и социальной психологией. Поэтому современная  теория управления должна тесно взаимодействовать  с ними, взаимно обогащая друг друга. Осознание управления дало мощный толчок социальной эволюции, так как стало  возможным появление принципиально  новых социальных организаций, где  заботу о них берет на себя не природа, а сам человек.

Именно благодаря сознательному  отношению человека к общественным интересам и проблемам и постепенному осознанию управления стал возможен переход от первобытных общин  к поселениям, затем к городам, затем к нациям (странам), далее  к мировым сообществам, а в  ближайшем будущем - к глобальному  обществу. Таким образом, без преувеличения  можно сказать, что управление открыло  дорогу социальной эволюции.

 

Сущность, содержание социального управления. Обоснование  необходимости

В узком значении социальное управление определяется как процесс  воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами  машин) изучается в основном техническими науками.

Управление как воздействие  на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному управлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.

Существуют и развернутые  определения управления, подробно излагающие содержание этого процесса, например: «Управление есть выработка управляющим  органом управляющей информации, соответствующей программе управления, передача ее объекту управления, получение  и анализ осведомительной информации от объекта управления о его фактическом  поведении, а также соответствующая результатам этого анализа корректировка или выработка новой управляющей информации с целью оптимизации функционирования объекта управления».

Или, иными словами, управление есть функция системы, направленная либо на сохранение ее основного качества (совокупности свойств, утрата которых  приводит к разрушению системы), либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования и достижение определенной цели.

Необходимость социального  управления обусловлена, прежде всего  фактом разделения труда в группах  людей, в крупных коллективах, в  масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как  совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым  элементом общего труда, существования  и развития общества.

Ключевое  понятие управления - воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

Однако воздействие в  социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости от этого  меняется содержание самого понятия  управления.

В государственном управлении управленческая деятельность, как известно, связана с государственной властью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической и  т. п.), и все же первое и отличительное  свойство социального управления состоит  в том, что это - процесс целенаправленного  воздействия управляющей системы  на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.

Следовательно, основным элементом  управления, с чего оно начинается, является целеполагание.

Цель управления - желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления - главный и начальный этап управления.

Целеполагание - процесс обоснования  и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей, исходя из реальных возможностей их наиболее полного  удовлетворения.

Содержание социального  управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (оперативных, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных  социальных групп, определяющих мотивы поведения людей.

Именно интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к управленческой деятельности, способны достигать наилучших результатов  в управлении общественными делами, обеспечивать упорядоченность и  высокий уровень организации  социальных систем. Поэтому важнейшей  функцией управления выступает наиболее полное включение в управленческую деятельность наиболее одаренных в  этом отношении граждан, создание своего рода "управленческой элиты", облеченной доверием общества, профессионально  выполняющей его главную миссию - создание простора для саморазвития, самопроявления сущностных сил самой  сложной социальной системы и  отдельных структурных образований: региональных, муниципальных, трудовых, семейных, каждого человека в отдельности  на основе самоуправления и саморегулирования.

Поэтому управление - это  особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, организации, но и  представляет собой средство поддержания  целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.

Феномен управления тесно  связан с понятием социальная организация. В самом деле, в течение многих веков управление из бессознательной  деятельности превращалось в обычай, традицию, общественный институт с  помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения в поколение  передавала навыки управления.

Таким образом, социальное управление - это во многом продукт социальных организаций.

Чтобы осмыслить сущность социального управления, необходимо определить базовые понятия, с помощью  которых оно описывается. В качестве таковых можно выделить следующие: субъект управления, объект управления, цель управления, управленческая деятельность.

Под субъектом управления понимается физическое или юридическое  лицо, от которого исходит властное воздействие. От субъекта управления необходимо отличать субъект управленческой деятельности. Последний может быть только физическим лицом, живым человеком.

Специфика субъекта определяет разные виды управления. Если субъектом  управления выступает государство, то речь идет о государственном управлении. Там, где власть олицетворяют жители населенных пунктов и административных территорий, функционирует местное  самоуправление. Если власть сосредоточена  в собственности, принадлежащей  тем или иным экономическим субъектам, то речь идет о менеджменте. В случае, когда субъектом воздействия являются многообразные общественные объединения, то имеет место общественное самоуправление.

Здесь важно подчеркнуть, что при всех субъектах управления всегда осуществляется одна и та же по смыслу деятельность: формирование и реализация управляющих воздействий, что находит внешнее проявление в управленческих решениях и организационных  действиях.

Объектами управления, т. е. тем, на что направлено властное воздействие  субъекта управления, могут выступать  физические и юридические лица, а  также социально-экономические системы  и процессы. Необходимо учитывать, прежде всего, что функционирование управляемых  объектов осуществляется в соответствии с особенностями различных видов  человеческой деятельности. Поэтому  нельзя управлять вообще, по общему шаблону или собственной прихоти: следует досконально знать управляемые  виды деятельности, их состояние, многообразное  обеспечение, типичное и уникальное в них, их человеческий потенциал  со всеми его проявлениями.

Кроме того, важно понимать, что управляемые объекты рационально  и эффективно функционируют только в адекватных им организационных  формах, которые на практике создаются  субъективно. Как показывает исторический опыт, найти такие формы совсем не просто. В компонентно-структурном  аспекте надо выстраивать отношения  «человек – коллектив – общность – общество», в видовом отношении  учитывать особенности экономических, социальных, духовных и политических процессов.

И, наконец, надо учитывать, что  управляемые объекты – это  разные проявления человеческой деятельности, и они не могут не обладать самоактивностью, целенаправленным характером такой  активности, адаптивностью к условиям и факторам природного и социального  бытия, самоуправляемостью своей жизнедеятельности  и своим развитием.

В результате в системном  взаимодействии субъектов и объектов управления не только субъекты воздействуют на управляемые объекты, но и последние, в свою очередь, влияют на субъекты управления. Если выбор формы управляющего воздействия зависит от субъекта управления, то содержание его должно детерминироваться управляемыми объектами. Иначе возможен разрыв, а то и  противопоставление потребностей, интересов  и мыслей взаимосвязанных субъектов  и объектов управления.

По каким признакам  следует различать субъект и  объект управления? В числе основных критериев, как правило, рассматриваются  статус и функции; права и полномочия; активность воздействия; очередность  или инициатива воздействия; сила и  интенсивность воздействий; рациональность воздействий; отношение к цели, целеполаганию  и целедостижению.

Однако различия между  субъектом и объектом по всем этим параметрам имеют тенденцию к  нивелированию в современных  организациях, если целью управления в них является совместное движение в определенном направлении. В таком  случае определить, кто из участников движения задает его скорость, ритм и направление, от кого исходит сила, интенсивность и рациональность воздействий, становится все труднее. Социальные системы специфичны тем, что подчиненные, работники выступают  субъектами своей деятельности в  той же степени, что и их руководители. Они испытывают сопоставимые потребности, так же анализируют ситуацию, строят прогнозы, ставят цели и осуществляют деятельность. Каждый из участников взаимодействия стремится достичь и достигает  во взаимодействии собственной цели, каждая из которых может рассматриваться  в качестве цели управления.

Цель в управлении –  это желаемое состояние, достигнутое  посредством других. Тем самым  поведение другого также выступает  в качестве цели, сопутствующей главной  цели. Но для того чтобы этот другой стал менять свое поведение, необходимо создание таких условий, при которых  желаемая модель поведения другого  станет желаемой для него самого. И  такие условия становятся также  целью управляющего. Следовательно, любое управленческое воздействие  предполагает обязательное наличие  трех типов целей:

Информация о работе Основы социального управления, его принципы и функции