Основы социального управления, его принципы и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:14, реферат

Описание работы

Социальное управление (или, просто, управление), в отличие от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций.

Содержание

Введение

1. Сущность, содержание социального управления. Обоснование необходимости

2. Информационный потенциал в сфере социального управления

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Основы социального управления, его принципы и функции.docx

— 46.19 Кб (Скачать)

• цели-задачи – цели руководителя, цели управления, цели организации;

• цели-условия – связанной  с интересами работника, подчиненного;

• цели-средства – обеспечивающей подчинение одного другому, обслуживающей  взаимопонимание объекта и субъекта управления.

Поэтому сущность управления следует определять как процесс  совмещения, согласования целей организации  с целями работников.

Важной категорией, связанной  с динамикой общества, выступает  социальное действие. Социальное действие - это поведенческий акт (единица  поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время. Такова общая формула социального  действия. Здесь есть субъект (представитель  какой социальной группы), есть его  действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели.

Управление в обществе (социальное управление) характеризуется  как организационная деятельность по обеспечению достижения социальных целей и задач посредством  определенных методов. В данном случае термин применяется в широком  смысле слова. Развернутая трактовка  этого понятия будет дана ниже.

Содержанием социального  управления является упорядочение общественных отношений, регулирование организации  и функционирования социального  порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Во всех этих случаях объектом управления становятся социально-волевые связи, поведение человека и его действия. Однако человек — это и субъект социального управления, которое осуществляется им в отношении других людей. В каждом конкретном случае субъектом социального управления выступают как отдельные личности, так и организации: государственные, общественные, международные.

Социальное управление включает понятие социально-управленческой деятельности, которое является более  широким по отношению к термину "управление". Управленческая деятельность предполагает наличие практического  элемента в осуществлении управления, т. е. характеризуется непосредственным осуществлением функций социального  управления — исполнением норм, правил, организацией, руководством, координированием, учетом и контролем.

Создание организационной  структуры социального управления — необходимое, но недостаточное  условие достижения поставленной цели и решения задач управления. Реальность управления обеспечивается такими его  качествами, как организованность, ответственность, подчиненность, сила, воля. Взятые в совокупности, они  образуют новое качество — властность управления, т. е. наделение субъекта управленческой деятельности необходимыми полномочиями для успешной реализации возложенных на него управленческих функций. Таким образом, управление неотделимо от понятия "власть", "государственная  власть". Властность управления обусловливает  возникновение организационных  связей, обеспечивающих подчинение участников совместной общественной деятельности желанию субъекта управления, его "господствующей" воле. Власть — это необходимое  средство регулирования социальных процессов; она формирует единую, отвечающую публичным интересам  организационно-управляющую волю и  обеспечивает создание социального  порядка, демократических основ  жизни общества. Властность социального  управления включает и такое социальное явление, как авторитет. Социальное управление должно обеспечивать взаимодействие двух факторов: с одной стороны, властных полномочий и авторитета субъекта управления и самого управления (в широком  смысле — авторитета самого государства), а с другой — добровольного  исполнения людьми и их организациями  социальных норм, сознательного подчинения субъекту власти и управления, а  также его предписаниям. Баланс этих явлений и создает необходимое  качество социальной управленческой деятельности.

Социальное управление представляет собой общественные отношения между  субъектом и объектом управления, сущностью которых является властное, организующее либо регулятивное, воздействие  субъекта управления на поведение (деятельность) людей и их организаций, являющихся участниками социально-управленческой деятельности. Социальное управление характеризуется тем, что оно:

а) возникает в связи  с потребностью организации и  регулирования деятельности людей  и их организаций, а также установления стандартов их поведения и действий;

б) направлено на достижение целей и решение задач управления, заключающихся в удовлетворении публичных интересов путем осуществления  совместной деятельности людей;

г) использует имеющиеся властные полномочия и функции;

д) осуществляется на началах  подчиненности участников управленческой деятельности единой управляющей воли субъекта управления (лица, коллектива, организации).

 

Информационный  потенциал в сфере социального  управления 

 

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается  с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем  не говорил и тем более не вводил никаких определений.

Одним из ключевых понятий  при информатизации общества стало  понятие "информационные ресурсы", толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному  обществу. Этому вопросу посвящено  довольно много публикаций, в которых  отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие  эти понятия.

Информационные ресурсы  – отдельные документы и отдельные  массивы документов, документы и  массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационные ресурсы  общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые  их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались  в виде документов, баз данных, баз  знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.

Информационные ресурсы  страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Информация (от лат. informatio —  осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare — придавать форму) — в широком смысле абстрактное  понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В  узком смысле этого слова —  сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Сведения об объектах живой или неживой  природы, их свойств и взаимном влиянии  друг на друга.

В настоящее время не существует единого определения термина  информация. С точки зрения различных  областей знания, данное понятие описывается  своим специфическим набором  признаков.

Информация (в общем смысле) — это все, что может ощутить  человек.

Понятие "информация" достаточно широко используется в обычной жизни  современного человека, поэтому каждый имеет интуитивное представление, что это такое. Но когда наука  начинает применять общеизвестные  понятия, она уточняет их, приспосабливая к своим целям, ограничивает использование  термина строгими рамками его  применения в конкретной научной  области.

Большое разнообразие информации, используемой, а практике управления, нуждается в развитии классификационных  подходов. Классификация информации преследует разнообразные цели:

1) развитие системного  и комплексного подхода к управлению;

2) совершенствование технологии  управленческой деятельности;

3) совершенствование системы  профессиональных знаний руководителей;

4) поиски путей повышения  эффективности управления.

Классифицировать информацию, используемую для управления, можно  по самым разнообразным признакам. Наиболее часто применяются следующие  принципы классификации (рис.20):

·  по различным аспектам управления (характеру возникающих задач);

·  по характеру восприятия человеком;

·  по форме представления;

·  по источникам возникновения;

·  по времени использования;

·  по отношению к хозяйственному субъекту;

·  по возможности использования.

Используемая в управлении информация по источникам может быть подразделена на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация может отражать влияние на систему (фирму) как непосредственного  окружения, так и более отдаленных сфер внешней среды. Так, для фирмы  эта информация относится к тем  сферам, которыми само предприятие  управлять не может, - экономические  циклы, политическая обстановка, рыночная конъектура, погода, климат и т.п. Внутренняя информация характеризует состояние  управляющей, а не управляемой систем, например, состояние системы управления, ее кадровое обеспечение, материальные и финансовые ресурсы управляемой  системы, имеющуюся технологию.

В то же время вся управленческая информация, из каких бы источников она ни шла, и кто бы ни выступал ее носителем, непременно должна соответствовать  требованиям актуальности, достоверности, достаточности, доступности и аутентичности.

Актуальность означает, что  собранная информация является свежей, отличается оперативностью сбора и  передачи, новизной, соответствует  задачам сегодняшнего дня и может  способствовать их решению. Часто именно актуальность обусловливает возможности  информации.

Достоверность информации определяется ее способностью схватывать и отражать факты, события и особенно их причины  и взаимосвязи. Ее получение представляет собой очень сложный познавательный и аналитический процессы, требующие  привлечения специалистов и использования  современных научных процедур.

Достаточность свидетельствует, что информация получена по целому ряду системно увязанных вопросов, глубоко и всесторонне раскрывает исследуемый процесс, особенно его  внутренние источники, движущие пружины  и внешние детерминанты, характеризует  процесс в целом, содержит предпосылки  для прогнозирования и моделирования  возможных новых состояний данного  процесса.

Доступность информации связана  с ее открытостью, гласностью, возможностью ее оперативного получения в нужном объеме. Часто информация имеется, но она закрыта и используется очень  узким кругом должностных лиц. В  таком случае коэффициент ее полезного  действия очень низок.

Аутентичность обусловливает  текстуальное и словесное выражение  информации в понятной людям форме, соответствие их познаниям в области  языка. Засоренность информации различными узкоспециальными терминами или  иностранными, редко употребляемыми словами усложняет постижение и  практическое использование информации.

Информация - это особый вид  знаний. Это знание, которое представляет полезность для лиц, принимающих  решения.

Информация - это структурированные  данные, собранные для решения  определенной задачи согласно выставленной цели, и потому имеющие значимость.

Руководители получают множество  сведений, которые могли бы быть классифицированы как информация, не являясь таковой, так как она  не имеет значения для решения  определенной задачи. Также информация должна не просто соотноситься с задачами руководителя, но и:

подходить к применяемым  моделям процессов или сочетаться с ними;

дать возможность на базе полученной информации разрабатывать  свои модели.

Информация должна быть значимой. Она является таковой лишь в том  случае, если может влиять на принимаемые  решения. Для того чтобы быть информативными, данные должны обладать потенциалом  для расширения кругозора но принимаемым  решениям. Очевидно то, что изменяет видение проблемы одного руководителя, не обязательно изменит видение другого. Иными словами, информация должна быть приспособлена.

Принципиально ценность информации может быть измерена в денежном выражении, эквивалентном разнице между  решениями, принимаемыми менеджером в  случае наличия информации, и если данная информация недоступна. В общем, стоимость информации зависит от сложности и степени важности проблемы и ее решения. Чем важнее решение, тем больше информации необходимо, тем выше ее стоимость.

Для сбора информации в  организации должна быть разработана  информационная система или, как  ее еще иногда называют, информационная система управления (ИСУ). Основа ИСУ  состоит в том, что управленческие решения могут быть запрограммированы, и что большинство решений  может быть сведено к алгоритмической  последовательности. Для этого проблема, поставленная руководителем, должна быть четко структурирована в соответствии с правилами решения задачи. Там, где есть возможность структурирования проблемы, компьютер может применяться  для:

упрощения работы с обширными  базами данных;

упрощения процедур функционального  анализа и методов перевода данных в компьютерный вид для дальнейшей обработки;

научных целей управления, при разработке оптимизационных  моделей или моделировании последствий  предпринимаемых действий.

На самом общем уровне информация служит принятию решений  посредством описания состояния  дел и объяснения происходящего. Как результат, на основе информации происходит прогнозирование событий, оценка предложенного направления  деятельности и рекомендация плана  действий.

Информационные качества (иными словами, информационный уровень) управленческих решений представляют собой сгусток информации, заключенный  в решении, отражающий определенную управленческую ситуацию, задачу, проблему и содержащий "заряд" (потенциал) управляющих воздействий, призванный перевести их на новый уровень. Здесь  вполне проявляется возможная и  реальная обусловленность, обоснованность и эффективность управленческих решений.

С точки зрения информации, заложенной в управленческих решениях, к последним предъявляются следующие  требования.

Прежде всего, необходимо, чтобы управленческое решение и  в констатирующей, и в резолютивной частях отличалось полнотой информации, относящейся как к анализу  и оценке, так и к последующему изменению, развитию рассматриваемого вопроса. Учитывая сложность управленческих проблем, на практике стремятся отразить в одном решении лишь их отдельные  аспекты, стороны, взаимосвязи. Так  легче готовить и принимать решения. Но при этом упускают из виду, что  главный смысл информации в управленческом решении связан с будущим, с его  влиянием на управляемые процессы. Для их преобразования как раз  и нужна полная информация, выраженная в управленческом решении.

Информация о работе Основы социального управления, его принципы и функции