Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:04, дипломная работа
Стимулирование играет огромную роль в организации деятельности предприятия, так оно направлено на мотивацию работника к эффективному и качественному труду, который не только покрывает издержки работодателя на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль. Тогда как полученная прибыль идет не только в карман работодателю, а используется на выплату налогов в федеральный и местный бюджеты, на расширение производства. Таким образом, стимулирование труда наемных работников не является частным делом конкретного предприятия и организации, а играет важную роль в экономическом развитии страны, в процветании национальной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1. Проблемы экономики и организации управления персоналом предприятия 9
1.1.1. Состав персонала 15
1.1.2. Эффективность использования персонала 18
1.2. Условия управления персоналом 24
1.3. Экономически инструменты управления персоналом 26
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СИСТЕМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 39
2.1. Понятие стимулирования труда 39
2.2. Роль и значение процесса стимулирования труда 46
2.3. Основные методы стимулирования труда 54
2.4. Исследование системы стимулирования российских и зарубежных предприятий 59
3. ОБЩИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО “РАЗНОСОРТ” 63
3.1. Общая характеристика предприятия 63
3.1.1. Финансовое состояние предприятия 65
3.2. Анализ системы материального поощрения работников 70
3.3. Разработка эффективной системы стимулирования труда 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Определяющих
эффективность исполнения и
2. Влияющих на уровни вознаграждения;
3. Влияющих на корпоративную культуру в организации;
4. Обуславливающих удовлетворенность сотрудников системой вознаграждения.
Факторы, влияющие на уровни вознаграждения, следующие:
—индивидуальная ценность, внешние соотношения (относительность);
- внутренние соотношения, давление внутри рабочего коллектива.
Существует
множество факторов, влияющих на удовлетворенность
сотрудников системой вознаграждения.
Степень удовлетворенности
Оплата
труда работников — это цена трудовых
ресурсов, задействованных в
Месячная оплата труда работника, полностью отработавшего определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже минимального месячного размера оплаты труда (МРОТ).
В настоящее время минимальный размер оплаты, труда выполняет три основные функции:
- является государственной гарантией минимального размера оплаты труда;
- выполняет роль норматива при исчислении административных штрафов, налогов, сборов и иных платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- служит критерием для определения размера пособий, и компенсаций, выплачиваемых в соответствии с законодательством по социальной защите населения.
Работодатель в своей деятельности сталкивается с тем, что любой фактор, вовлекаемый в производство, должен быть оплачен. Он покупает станки, машины, оборудование, сырье и, чтобы начать производство, нанимает рабочую силу, и оплата за труд — это и есть оплата труда. С одной стороны, оплата должна компенсировать расход физических и интеллектуальных сил работника, с другой стороны, работник не должен чувствовать себя ущербным, сравнивая оплату своего труда с оплатой аналогичного труда на родственном предприятии. Однако предпринимателя ограничивает ряд факторов внешнего характера: установленный государством минимальный уровень заработной платы, условия договора между предпринимателем и коллективом работающих, требования профсоюзных комитетов.
При организации оплаты труда работодатель должен:
- определить форму и систему оплаты труда работников своего предприятия;
- разработать систему должностных окладов для служащих, специалистов, управленческого персонала;
- выбрать критерии и определить размеры доплат как для работников, так и для управленческого персонала.
В распоряжении
работодателя имеются широкие возможности
в выборе тех или иных форм или
систем заработной платы, они еще
шире при определении премиальных
доплат, поощрений. Но искусство руководителя
заключается в том, чтобы из имеющегося
арсенала средств выбрать те из них,
которые в наибольшей мере соответствуют
конкретному предприятию и
В таблице 3.4., показано как происходит организация заработной платы на ООО “Разносорт”.
Проанализируем данную таблицу.
Исходя, из данных таблицы можно сделать вывод о том, что основной вид заработанной платы это повременная оплата труда. При повременной оплате работникам устанавливаются нормированные задания. При этом для выполнения отдельных функций и объемов работ могут быть установлены нормы обслуживания или нормы численности работников.
На анализируемом предприятии используется простая повременная система оплаты труда, которая производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ.
Таблица 3.4 – Организация заработной платы
№ |
Наименование заработной платы |
зарплата в рублях |
1 |
2 |
3 |
1 |
Повременная оплата труда |
296.898 |
2 |
З/п работников работающих по договорам |
8.630 |
3 |
Начисления стимулирующего характера -за работу в ночное время -доплата за сверхурочные -доплата за работу в праздники |
8.290 3.240 2.734 |
4 |
З/п во время учебных отпусков |
2.209 |
5 |
Оплата отпусков текущего месяца |
26.785 |
6 |
Выплата пособий по временной нетрудоспособности |
3.480 |
7 |
Надбавки, обуслов. район. регулир. труда в т.ч. -начисл. по район коэф. за отраб. время -за работу в праздничные дни -за работу сверхурочно -за работу в ночное время |
228.124 1.914 2.268 5.803 |
8 |
Северные надбавки в т.ч. -отработанное время -за работу в праздничные дни -за работу сверхурочно -за работу в ночное время |
260.714 2.187 2.592 6.632 |
9 |
Итого: |
862.500 |
Исходя из данных таблицы можно сделать вывод о том, что основный вид заработанной платы это повременная оплата труда. При повременной оплате работникам устанавливаются нормированные задания. При этом для выполнения отдельных функций и объемов работ могут быть установлены нормы обслуживания или нормы численности работников.
На анализируемом предприятии используется повременно-премиальная система оплаты труда, которая рассчитывается исходя из отработанного времени плюс премия.
На наш взгляд такой вид оплаты труда совершенно не подходит для торгового предприятия, он скорее подойдет для предприятия где присутствует производственный процесс.
Проведем анализ элементов заработанной платы по категориям персонала.
Весь персонал организации можно разделить на две групп:
1. управленцы
(главный бухгалтера, главный экономист,
управляющий сбытом, менеджер по
рекламе, менеджеров по
Таблица 7
Элементы заработанной платы по категориям персонала
Должность отдел |
Кол-во человек |
Отработанное время, час |
Размер зарплаты |
Премия,% | ||
2002 |
2003 |
2004 | ||||
директор |
1 |
24 |
6000 |
6000 |
6000 |
10 |
Гл. бухгалтер |
1 |
24 |
4000 |
4000 |
4000 |
10 |
бухгалтерия |
7 |
24 |
14000 |
14000 |
14000 |
10 |
Управляющий сбытом |
1 |
24 |
3000 |
3000 |
3000 |
10 |
Гл. экономист |
1 |
24 |
3000 |
3000 |
3000 |
10 |
Плановый отдел |
5 |
24 |
12500 |
12500 |
12500 |
10 |
Менеджер по рекламе |
1 |
20 |
2500 |
2500 |
2500 |
10 |
Отдел маркетинга |
10 |
24 |
15000 |
15000 |
15000 |
10 |
Менеджер оптовой торговли |
1 |
24 |
2500 |
2500 |
2500 |
10 |
Менеджер розничной торговли |
1 |
24 |
2500 |
2500 |
2500 |
10 |
Маркетолог |
1 |
15 |
1200 |
1200 |
1200 |
10 |
Склад |
50 |
24 |
75000 |
75000 |
75000 |
10 |
Торговые агенты |
113 |
12 |
169500 |
169500 |
169500 |
10 |
продавцы |
170 |
30 |
340000 |
340000 |
340000 |
10 |
Итого |
363 |
- |
650700 |
650700 |
650700 |
150 |
Из данных таблицы видно, что заработанная плата вот уже на протяжении трех лет не меняется, хотя предприятие является прибыльным.
Основную часть заработанной платы составляет доля отработанного времени – это 90% от общей суммы зарплаты.
Премиальная часть заработанной платы составляет лишь 10% - это ничтожно мизерная доля в заработанной плате. Причем премиальная часть всегда одинаковая, она не зависит от прибыли предприятия и от выработки каждого работника по отдельность. Графически это можно изобразить так:
Рисунок 3.2. Доля повременной и премиальной части заработанной платы
Исходя из сказанного выше можно сделать вывод о том, что у работников и у управленцев нет стимула эффективнее работать и приносить предприятию большую прибыль, потому что на их заработанной плате это не сказывается. При разной усидчивости они получают одинаковую заработанную плату.
Исходя из таблицы можно заключить, что система стимулирования на рассматриваемом торговом предприятии практически не развита.
Из методов стимулирующего характера на предприятии используется только начисления стимулирующего характера:
-за работу в ночное время;
-доплата за сверх урочные;
-доплата за работу в праздники.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что существует реальная необходимость в разработке эффективной системы стимулирования труда на ООО “Разносорт”.
Соотношение валового дохода, издержек обращения и заработанной платы можно представить следующим образом:
Рисунок 3.3. Соотношение показателей
Исходя из диаграммы, можно сделать вывод о том, что расходы на заработанную плату составляют сравнительно не большую долю от валового дохода предприятия, из этого можно сделать вывод, что у торгового предприятия есть резервы для увеличения заработанной платы.
Система стимулирования работников торговых предприятий в общем виде должна содержать дополнительные выплаты и премиям. Заработанная плата работников должна состоять из нескольких частей:
-во-первых,
исходя из описания трудовых
функций на ООО “Разносорт”
необходимо установить базовые
ставки на основе состояния
рынка труда. Каждый агент по
сбыту или торговый агент,
-во-вторых,
необходимо ввести
-в-третьих,
можно ввести специальные
Для работников торговых предприятий формализовать профессиональные требования непросто. В сфере маркетинга важны знание товаров и рынков, способность убеждать клиентов, осуществлять эффективные межличностные коммуникации, интуиция и импровизация. Однако главное условие повышения вознаграждения — рост бизнеса на продуктовом направлении или на закрепленной территории. Экономические реалии, такие как сокращение жизненного цикла продукции, расширение ее многообразия, индивидуализация производства, энергичная переориентация на запросы потребителей, ужесточение конкуренции по качественным критериям, усиливают давление на деятельность сбытовиков и соответственно вносят коррективы в системы стимулирования.
Можно предположить, что если на ООО “Разносорт” внедрить децентрализованную политику вознаграждения, внедрить альтернативные формы поощрения, усложнить маркетинговые цели, то благодаря эффективной политике стимулирования можно добиться наилучших результатов, повысить прибыль предприятия.
Разрабатывать систему стимулирования на предприятии необходимо в нескольких направлениях (см. рис. 1)
Рисунок
3.3. Организационная структура
Исходя
из организационной структуры
Первый
уровень – стимулирование высшего
звена организационной
На ООО “Разносорт” к этому уровню можно отнести:
-главного бухгалтера;
-главного экономиста;
-управляющего сбытом;
-менеджера по рекламе;
-менеджеров по оптовой и по розничной торговле.
Оплата работников, руководящих должностей должна, осуществляется в соответствии с несколько иными принципами, чем система стимулирования для рядовых работников. Во-первых, для них трудно бывает определить конкретные результаты деятельности, а следовательно, основания для дополнительного вознаграждения должны быть другими по сравнению с рядовыми работниками. Во-вторых, решающей для управленцев является не постоянная, а переменная часть вознаграждения, причем чем выше должность, тем меньшую величину составляет доля твердого оклада. В-третьих, рост окладов руководителей с их возрастом должен замедляться, так как в начале карьеры нарастание опыта и ответственности, а также потребностей происходит более быстрыми темпами.
Информация о работе Основы организации управления персоналом предприятия