Основы организации управления персоналом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:04, дипломная работа

Описание работы

Стимулирование играет огромную роль в организации деятельности предприятия, так оно направлено на мотивацию работника к эффективному и качественному труду, который не только покрывает издержки работодателя на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль. Тогда как полученная прибыль идет не только в карман работодателю, а используется на выплату налогов в федеральный и местный бюджеты, на расширение производства. Таким образом, стимулирование труда наемных работников не является частным делом конкретного предприятия и организации, а играет важную роль в экономическом развитии страны, в процветании национальной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1. Проблемы экономики и организации управления персоналом предприятия 9
1.1.1. Состав персонала 15
1.1.2. Эффективность использования персонала 18
1.2. Условия управления персоналом 24
1.3. Экономически инструменты управления персоналом 26
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СИСТЕМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 39
2.1. Понятие стимулирования труда 39
2.2. Роль и значение процесса стимулирования труда 46
2.3. Основные методы стимулирования труда 54
2.4. Исследование системы стимулирования российских и зарубежных предприятий 59
3. ОБЩИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО “РАЗНОСОРТ” 63
3.1. Общая характеристика предприятия 63
3.1.1. Финансовое состояние предприятия 65
3.2. Анализ системы материального поощрения работников 70
3.3. Разработка эффективной системы стимулирования труда 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Совершенствование системы оплаты труда.docx

— 163.71 Кб (Скачать)

Процесс управления должен быть целенаправленным, то есть всегда осуществляться "не просто так", а быть ориентированным на решение каких-то проблем, стоящих  в данный момент перед организацией.

Важным  принципом управленческой деятельности является функциональная специализация  в сочетании с универсальностью. То есть к каждому объекту управления должен быть индивидуальный подход, соответствующий  направленности и особенностям его  функционирования.

Любой управленческий процесс должен основываться на принципе последовательности. Это означает, что действия, из которых он состоит, располагаются в строго определенном порядке, как в пространстве, так  и во времени. Нельзя, например, сначала  принимать решение, а уж затем  осмысливать ситуацию. В ряде случаев  последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, предполагающий их повторение в том  же виде через определенные промежутки времени.

Управление  должно быть непрерывным. Это позволяет  своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, а следовательно, обеспечивать стабильное развитие и  функционирование организации, что  требует оптимального сочетания  централизованного регулирования  и самоуправления отдельных элементов  организации. Так как само управление осуществляется людьми, оно невозможно без соблюдения такого важного принципа, как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей  межличностных отношений и группового поведения. Это обеспечивает нормальный морально-психологический климат в  организации и принятие взвешенных решений, которые будут надлежащим образом исполняться.

Для того чтобы управленческий процесс протекал нормально, необходимо соблюдение такого важного принципа, как обеспечение  единства прав и ответственности  в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому  произволу; недостаток же парализует деловую активность и инициативу, так как даже небольшой "перебор" здесь может привести к крупным неприятностям.

Важным  принципом процесса управления считается  состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью  различных мотиваторов, таких как  материальное поощрение, возможность  продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.

В современных  условиях управление не может быть по-настоящему результативным без соблюдения такого принципа, как максимально  широкое вовлечение исполнителей в  процесс подготовки решений, причем уже на самых ранних его стадиях. [1]

Персонал  организации - это один из видов ее ресурсов. Данный вид отличается от других (финансовых, материальных, сырьевых) тем, что работник имеет право  отказаться от условий, на которых его  собираются использовать, вести переговоры об уровне оплаты труда, переучиваться  другим профессиям, участвовать в  забастовках, увольняться по собственному желанию, решать, какие профессии  являются социально неприемлемыми. В целом персонал не может рассматриваться  как однородная субстанция; каждый работник имеет индивидуальные мотивы и ценности.

В литературе по менеджменту представлено множество  определений понятия "управление персоналом". Это и менеджмент персонала, и маркетинг персонала, и экономика персонала, и кадровый менеджмент, и менеджмент человеческих ресурсов, и социальный менеджмент. Изучая различные источники, приходим к выводу, что какое бы определение  мы ни выбрали, суть останется неизменной - в основе лежит деятельность организации, направленная на человека, на целевое  изменение его мотивации, чтобы  добиться от него максимальной отдачи, а следовательно, достижения высоких  конечных результатов всей деятельности организации. Управление персоналом - это совокупность множества элементов. Принципиальную схему управления персоналом можно представить в таблице 1.

Таблица 1.1.Принципиальная схема управления персоналом                                         организации

Разработка и проведение кадровой политики

Оплата и стимулирование труда

Групповое управление, взаимоотношения  в коллективе и с профсоюзами

Социально-психологические аспекты  управления

Принципы подбора и расстановки  персонала

Формы оплаты труда

Вовлечение работников в управление

на низовом уровне

Мотивация труда работников и творческая инициатива

Условия найма и увольнения

Пути повышения производительности труда

Рабочие бригады и их функции

Организационная культура фирмы

Обучение и повышение квалификации

Поощрительные системы оплаты труда

Взаимоотношения в коллективе

Влияние управления персоналом на деятельность фирмы и ее организацию

Оценка персонала и его деятельности

 

Взаимоотношения с профсоюзами

 

 

Результатом эффективного управления персоналом является сосредоточение усилий работников на выполнении задач, намеченных стратегией организации, обеспечение эффективного использования интеллектуальных и  физических возможностей занятых работников, реализацию их потенциала, повышение  качества жизни, укрепление трудовых отношений  в духе сотрудничества и улучшение  морального климата, достижение взаимной выгоды индивидов, профессиональных и  социальных групп персонала организации, формирование у работников необходимых  организации интересов и поведения  с целью интеграции ожиданий организации  с их интересами. Конечная цель работы с персоналом - обеспечение максимального сближения ожиданий организации и интересов работника, связанных с профессиональной деятельностью.

Появление в России в сложившейся экономической  ситуации самостоятельного вида деятельности специалистов-менеджеров по управлению персоналом означает отказ от минимальных  вложений в человеческие ресурсы, затрагивающих  лишь внешние производственно-бытовые  стороны труда. Новая концепция  исходит из экономических критериев  деятельности работников, ориентируется  на инвестиции, необходимые для обучения и тренинга персонала, максимального  раскрытия возможностей и способностей, как отдельной личности, так и  профессиональных и социальных групп.

Принцип соотнесения денежных затрат на развитие персонала и получаемых результатов  в виде прибыли становится не только общепризнанным, но и первостепенным для менеджмента в России. Такой  подход базируется на долгосрочной стратегии  бизнеса, полностью соответствует  ей и способствует видоизменению  деятельности персонала в производственно-технической  и социально-экономической сферах. Систему управления персоналом можно  разделить на две подсистемы: тактическую  и стратегическую. На первую возложены  такие функции, как организация  набора рабочей силы (поиск, собеседование, тестирование, оформление документов); подготовка, переподготовка и повышение  квалификации кадров; организация распределения, перемещения, продвижения, увольнения работников, оценка и выработка рекомендаций об их дальнейшей судьбе; текущий учет и планирование потребностей в кадрах в рамках года на основе анализа  их состояния.

Стратегическая  подсистема ориентируется на разработку перспективной кадровой политики на основе трудового законодательства, анализа структуры персонала, эффективности  использования рабочего времени, прогнозов  развития производства, занятости.[2]

 

1.1.1. Состав персонала

Персонал  или кадры - это основной штатный  состав работников организации, выполняющих  различные производственно-хозяйственные  функции. Он характеризуется прежде всего своей численностью, которая  определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.

Эти факторы  задают нормативную численность  работников, которую на практике почти  никогда не удается обеспечить, поэтому  кадровый потенциал более объективно характеризуется списочной численностью, то есть теми сотрудниками, которые  официально работают в организации  в данный момент. В условиях дефицита кадров списочная численность может  существенно отличаться от нормативной.

К списочной  численности относятся все категории  работников: постоянные, сезонные, временные, оформленные не менее чем на пять дней.

Так как  не все работники по тем или  иным причинам ежедневно бывают на рабочем месте, истинную величину персонала  в каждый данный момент характеризует  его явочная численность. Персонал не является чем-то застывшим: он находится  в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других.

Поскольку списочная и явочная численность  персонала постоянно меняются, на практике принято определять их среднюю  величину. Для этого суммируются  соответствующие каждодневные показатели, в том числе за праздничные  и выходные дни, которые приравниваются к предшествующим рабочим дням, и  полученный результат делится на количество дней за период.

Число принятых или выбывших работников за соответствующий  период времени есть оборот персонала. Он может быть необходимым, то есть который составляют те, кто уволился или был уволен по объективным  причинам (призыв на военную службу, сокращение штатов вследствие изменения масштаба деятельности, структуры организации, системы управления ею, выход на пенсию и так далее), и излишним, связанным с субъективными причинами (уход по собственному желанию, увольнения за нарушения трудовой дисциплины). Излишний оборот характеризует текучесть кадров. Движение персонала можно охарактеризовать с помощью ряда показателей, таких как интенсивность оборота, коэффициент постоянства, коэффициент текучести и так далее.

 Состав  персонала любой организации  неоднороден, так как люди различаются  по естественным и приобретенным  признакам - полу, возрасту, образованию,  стажу работы, профессии, специальности,  квалификации, занимаемой должности.

На их основе выделяют группы работников, которые  образуют структуру персонала. По-другому  ее называют социальной структурой. Она  может быть статистической и аналитической.

Статистическая  структура персонала отражает его  распределение и движение в разрезе  категорий и групп должностей. Например, можно выделить персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских  подразделениях, аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг  или осуществляющие обслуживание этих процессов), и неосновных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального  хозяйства, подразделения социальной сферы). Все они в своих подразделениях занимают должности руководителей, специалистов, инженерно-технических  работников, служащих, рабочих.

Аналитическая структура определяется на основе специальных  исследований и расчетов и подразделяется на общую и частную. В отношении  общей структуры персонал рассматривается  по таким признакам, как стаж работы, образование, профессия; частная же структура отражает соотношение  отдельных категорий работников; например, "занятые простейшим трудом с помощью простейших приспособлений и без них", "выполняющие работу вручную, не при машинах", "выполняющие ручную работу по обслуживанию машин и механизмов" и так далее.[3]

Остановимся подробнее на составе персонала торгового  предприятия.

Понятие персонала торгового  предприятия характеризуется численностью и составом  занятых  на  нем  работников.  В  целях  эффективного   управления процессом формирования и использования персонала  на  предприятиях  торговли применяется  классификация работников по следующим  основным  признакам:

1. По категориям. В составе  персонала предприятий  торговли  выделяют три категории работников:

а) персонал управления;

б) торгово-оперативный персонал;

в) вспомогательный персонал.

Деление  персонала  торгового  предприятия  по  категориям  работников представляет  собой  наиболее  общую  форму  функционального  разделения  их труда.

2. По должностям и профессиям. На предприятиях  торговли в   составе   персонала   управления   выделяются   должности   руководителей  (менеджеров), специалистов и т.п. 

3. По специальностям. В  составе  должностей  специалистов  выделяют экономистов,  финансистов,  товароведов,  бухгалтеров  и   т.п.

4. По уровню квалификации. Работники основных должностей, профессий  и специальностей  в зависимости от уровня знаний,  умения  и  трудовых  навыков  подразделены на ряд квалификационных  категорий.

5. По полу и возрасту. В соответствии с действующим  порядком  учета на предприятиях  торговли выделяются мужчины  в возрасте до 30 лет; от  30  до 60 лет; свыше 60 лет; а женщины  соответственно до 30 лет; от 30 до  55  лет; свыше 55  лет. 

6. По  стажу  работы  в  торговле.  Действующей   практикой   учета предусматривается  группировка  работников  торговых  предприятий  со  стажем работы  в торговле до 1 года; от 1 года  до 3 лет; от 3 до 10  лет;  свыше  10 лет. В конкретных целях управления  персоналом эта  группировка   также  может быть детализирована.

7. По отношению к собственности.  В зависимости от этого признака  на предприятиях торговли выделяют  работников — собственников   его  имущества  и наемных  работников.

8. По характеру трудовых  отношений.  По  этому  признаку  работники торговых предприятий  подразделяются на постоянных  и временных.

С  учетом  изложенных   принципов   классификации   строится   процесс управления персоналом торгового предприятия.

Главная цель управления персоналом состоит в формировании  численности  и состава работников, отвечающих специфике  деятельности  данного  торгового предприятия  и  способных  обеспечивать  основные  задачи  его  развития   в предстоящем  периоде.[4]

Информация о работе Основы организации управления персоналом предприятия