Основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство есть прежде всего мыслительный процесс. Каждый предприниматель, обладая собственным стереотипом мышления, и применительно к конкретной сфере; деловой активности, его успехи, естественно, должны быть различными. Уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно. Большую, а иногда и очень большую роль играют случай, удача, везение и т.п., которые сопутствуют лишь тому, кто обладает свойством диалектического мышления.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по основам.docx

— 56.33 Кб (Скачать)
    1. Типы предпринимателей

     Многие  предприниматели забывают или не умеют, чётко определиться в своём  бизнесе. Они не пытаются понять какое место они сами занимают в собственном бизнесе. Предприниматель владеет и управляет бизнесом, что предполагает значительную ответственность за риски и результаты работы предприятия. Но если это предприятие вместо прибыли зарабатывает, лишь потери или, что еще хуже, бизнес вообще не удается - вы не предприниматель.Предпринимателя можно определить, как человека, который хочет и может преобразовать новую идею или изобретение в успешные инновации.

Можно определить четыре отличительных  типа предпринимателя:

  1. Новатор; 
  2. Изобретатель;
  3. Грамотный продавец;
  4. Организатор, создатель бизнес структур.
 

Эти типы связаны не с личностью самого предпринимателя, они относятся  к типу возможностей бизнеса, с которыми предприниматель неизбежно сталкивается.  
 
1) Это человек, который решил построить бизнес, чтобы заработать себе на жизнь и этим удовлетворить свои личные потребности и мотивы. При этом он обладает новаторскими идеями о построении бизнеса и претворяет, или пытается их претворить в жизнь.

2) Этого предпринимателя можно классифицировать как "находка для богатых". Он обычно ищет инвесторов и пути реализации своего изобретения. Такой человек, как правило, не любит и не умеет продавать. Он сам со своим изобретение и знаниями представляет своего рода капитал. Эти предприниматели не будут даже рассматривать вопрос о продаже своего бизнеса или выходе из своей компании, так как она им абсолютно необходима для реализации изобретений. 
3) Этот тип предпринимателей особенно любят ангелы инвесторы. Они обычно используют для своего бизнеса уже хорошо известные и отработанные схемы. Таких предпринимателей большинство. Их иногда ещё называют «серийными предпринимателями». Они, как правило, ориентированы на продажи, и денежные выплаты являются их главной мотивацией.  
4) Этот тип предпринимателей ориентирован на создание новых бизнес - структур. Задача создания новых бизнес - структур наиболее рискованная с точки зрения инвестиций, но в случае удачи, может оказаться наиболее интересной. В научных исследованиях всё чаще признаётся тот факт, что предпринимательским навыкам во многом можно научиться. Успех зависит от развития этих качеств, но также необходимы навыки в управлении.  
Каждый человек имеет потенциал, чтобы стать предпринимателем.
 
 
 
 

Глава II. Способы влияния личностных качеств на деятельность

предприятия

2.1. Личностные качества, способствующие успеху на предприятии

     Одно  из несомненных положительных качеств  личности предпринимательства — это его лидерские качества.

     Предприниматель не может не быть лидером, так как  он должен сплотить вокруг себя людей и воодушевить их для достижения высокой цели. Он достигнет успеха в бизнесе, только если сможет убедить своих сотрудников в способности достичь такого уровня выполнения заданий, который раньше казался им недоступным. Эта способность лидера тесно связана с такими качествами, как умение создавать оптимистические планы, усиливать надежды на успех, объяснять суть инноваций, сплачивать коллектив в кризисных ситуациях и т. д. По мнению А. Менегетти, лидер — это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. Развивая собственную деятельность, он распределяет материальные блага и обеспечивает работой сотни людей. При этом попутно лидер стимулирует прогресс в обществе и вносит оживление в экономику, что дает толчок эволюции общества3.

     Для удовлетворения интересов общества предпринимателю необходимо:

  • изучить интересы определенной группы людей;
  • предложить какие-то способы удовлетворения существующих интересов или решения актуальных проблем;
  • суметь при помощи предпринимательской активности извлечь \ собственную выгоду, разрешая социальную проблему.

     Анализ  деятельности российских и зарубежных предпринимателей показывает, что среди разнообразных личностных качеств можно выделить пять наиболее важных:

  • самостоятельность;
  • амбициозность;
  • настойчивость;
  • трудолюбие;
  • стойкость (Табл. 3.1).

     Таблица 3.1.

     Личностные  качества успешных предпринимателей

Интеллектуальные  способности Черты характера личности Приобретенные умения
Развитое  логическое

мышление

Проницательность

Оригинальность  мышления

Любопытство

Способность усваивать  новые знания и навыки

Интуиция

Образованность

Инициативность

 Гибкость

Склонность к  творчеству

Смелость

Уверенность в  себе

Уравновешенность 

Амбициозность

Самостоятельность

Надежность 

Работоспособность

Независимость

Умение заручаться поддержкой Умение сотрудничать

Умение завоевывать  популярность и престиж

Умение выражать мысли

Такт и дипломатичность

Умение брать  на себя риск и ответственность

Умение организовывать других людей

Умение убеждать

Умение понимать юмор

Умение разбираться  в людях

 

     Первое  качество — самостоятельность в глобальном смысле можно определить как стремление человека самому определять свою жизнь, самостоятельно выбирать цели в работе и средства для их достижения. Наличие таких черт личности — одно из важнейших условий успеха. Предпринимателями становятся в первую очередь те люди, которых не устраивает их роль наемного работника, которым не хватало самостоятельности на их прежней работе.

     Амбициозность также является важным качеством, которое помогает начинающему бизнесмену преодолевать любые преграды на его пути к успеху. Интересно отметить, что отношение людей к данному личностному качеству значительно различается в разных культурах. В США оно оценивается как достоинство, а в России — чаще как недостаток, по крайней мере, о таких людях нередко говорят с осуждением.

     Трудолюбие  как личностное качество в полной мере характеризует многих успешных людей в бизнесе. Они работают не только потому, что хотят заработать побольше денег, а потому, что им нравится сам процесс труда, потому что он доставляет им удовольствие.

     Стойкость к жизненным неурядицам и умение держать  удары судьбы состоит из двух компонентов: способности не падать духом при неблагоприятных обстоятельствах и умения извлекать позитивный опыт из неудач.

     Еще один важный момент, касающийся эффективного руководства, заключается в том, что успешный руководитель должен всегда уметь находить оптимальный баланс между двумя крайностями. Анализ личностных особенностей наиболее успешных лидеров бизнеса Америки показывает, что большинство из них обладают парами качеств, которые на первый взгляд кажутся взаимоисключающими друг друга:

    • Амбициозность — Скромность;
    • Стратегическое мышление — Внимание к мелочам;
    • Энтузиазм — Внутреннее спокойствие;
    • Способность идти на риск — Умение извлекать пользу из ошибок.

     Амбициозность — важнейшее качество предпринимателя, которое дает успешному руководителю ту энергию, без которой невозможна победа в современном бизнесе. В то же время скромность лидера проявляется в том, что он не будет приписывать себе все достижения организации, в противном случае у его подчиненных может возникнуть ощущение, что шеф просто использует их.

     Удачная стратегическая идея — это то, что отличает успешную компанию от посредственной, выдающегося лидера — от подражателя чужим идеям.

     Энтузиазм — это то, что заражает эмоции, что заставляет совершать трудовые подвиги. Ни один великий проект не был выполнен только на основе холодного расчета. Вера в будущее, вера в успех, гордость за свою организацию, радость совместного труда — все эти факторы значительно усиливают ресурс организации, при этом они исходят от ее лидера.

     Ведение предпринимательской деятельности невозможно без риска, поэтому повышенная склонность к рискованным поступкам является нормальной особенностью предпринимателя. Однако следует помнить, что риск бывает оправданным и неоправданным. В первом случае человек готов совершить какие-то действия в условиях неопределенности, если видит, что вероятность успеха достаточно велика. Если же человек не оценил вероятность наступления неблагоприятного события или же он начинает дело при крайне низких шансах на успех, риск не оправдан. Поэтому предприниматель должен, с одной стороны, уметь идти на определенный риск, но с другой — он должен быть достаточно мудрым и осторожным, чтобы не рисковать напрасно. От неудачи никто не застрахован, поэтому для предпринимателя чрезвычайно важно умение спокойно анализировать каждый свой промах и извлекать из него пользу, чтобы не повторять своих ошибок.4

2.2. Личностные качества, препятствующие успеху в бизнесе

     Качествами, которые противопоказаны предпринимателю, являются эмоциональная неуравновешенность, ленивость, пассивность, внушаемость, чрезмерная исполнительность и пунктуальность. Последние в этом списке качества традиционно относятся к положительным, однако то, что хорошо у наемного работника, является минусом для предпринимателя, который должен сам давать себе задания, а не ждать, пока кто-то скажет ему, что нужно делать. Пунктуальность хороша у бухгалтера или архивариуса, но в условиях быстро меняющейся рыночной экономики гибкость важней постоянства. Еще одно личностное качество, затрудняющее деятельность предпринимателя, — повышенная тревожность. При ее наличии бизнесмен будет слишком долго колебаться, принимая решения, и слишком медленно действовать, а то и вовсе проявит пассивность.

     Предпринимательство — это всегда риск и действия в условиях неопределенности. При таких обстоятельствах лучше действовать и ошибаться, извлекая пользу из ошибок, чем бояться провала и ничего не предпринимать. Пока бизнесмен колеблется и размышляет, время работает против него: конкуренты производят товары и захватывают рынки, налоговая служба начисляет налоги и штрафы, а хозяева помещений — арендную плату. Бизнес подобен путешествию вверх по реке: тот, кто бросил весла, не стоит на месте, а плывет назад, теряя все свое преимущество.

     Специалисты, изучающие психологические особенности  современных предпринимателей, отмечают у них набор далеко не оптимальных  личностных качеств, которые тем не менее позволяют им вести свой бизнес с учетом экономических и социальных реалий5:

    • рационалистичность — стремление все просчитать, предусмотреть и учесть;
    • недоверчивость — восприятие мира как ненадежного, часто прямо враждебного, что приводит к стремлению усилить контроль за всем, также подозрительность по отношению к своим работникам и партнерам по бизнесу;
    • агрессивность — склонность к решению проблем силовыми методами вместо поиска компромиссов, а также подверженность аффективным вспышкам во взаимоотношениях с персоналом;
    • авторитарность — преобладание доминирующего стиля руководства, не терпящего критики или свободы мнений;
    • суеверно-мистическая настроенность — вера в приметы, гадания, порчу, астрологические прогнозы и т. д., которая объясняется невозможностью полного интеллектуального контроля над социальной, деловой и жизненной ситуацией.

     Дж. Стивене выделил ряд личностных качеств, мешающих человеку гармонично и успешно жить и действовать. Он назвал их «драконами» и показал, что личностные особенности могут быть как полезными, так и вредными для человека. К числу этих черт данный автор, в частности, отнес высокомерие, в основе которого могут скрываться страх перед собственной незащищенностью, боязнь негативных оценок или завышенное представление о собственной значимости. Другая негативная черта — нетерпеливость, которая проявляется в страхе перед возможностью упустить время. Люди, зараженные подобным страхом, постоянно пребывают в состоянии стресса, пытаются сделать многое за короткий промежуток времени и живут мечтами о будущем, не умея жить в настоящем.

     Внешним проявлением поведения таких  людей будет легкая возбудимость, грубость, раздражительность, вспыльчивость и поспешность в решениях. Внутренние проявления поведения будут проявляться в беспокойстве, склонности к панике, раздражительности и капризности. Еже один «дракон», поедающий человека, — это жадность. Внешне она проявляется в эгоизме, скупости, склонности к торгашеству и зависти к чужому богатству, а на внутреннем уровне — в чувстве обделенности и ненасытности. Дж. Стивене полагает, что совсем избавиться от этих черт характера невозможно, но их можно приручить и использовать на благо себе и людям6.

Информация о работе Основы менеджмента