Основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство есть прежде всего мыслительный процесс. Каждый предприниматель, обладая собственным стереотипом мышления, и применительно к конкретной сфере; деловой активности, его успехи, естественно, должны быть различными. Уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно. Большую, а иногда и очень большую роль играют случай, удача, везение и т.п., которые сопутствуют лишь тому, кто обладает свойством диалектического мышления.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по основам.docx

— 56.33 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Предпринимательство есть прежде всего мыслительный процесс. Каждый предприниматель, обладая собственным стереотипом мышления, и применительно к конкретной сфере; деловой активности, его успехи, естественно, должны быть различными. Уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно. Большую, а иногда и очень большую роль играют случай, удача, везение и т.п., которые сопутствуют лишь тому, кто обладает свойством диалектического мышления. На основе такого мышления предприниматель контролирует в сознании собственную картину мира как исходную базу для анализа, любого явления, факта, характеризующего окружающую действительность. Мышление в предпринимательстве конкретно воплощается в форме делового проектирования - начальной точке любой планируемой предпринимателем деловой операции или активности.

     Важным  резервом повышения эффективности  производства и улучшения на этой основе жизни народа в рыночной экономике, как показывает практика развитых стран мира, является интенсивное и всестороннее развитие малого предпринимательства. Нынешние масштабы развития малого предпринимательства в КР остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой.

     Актуальность  темы исследования заключается в  том, что в условиях кыргызской рыночной экономики не удовлетворена общественная потребность в глубоком практическом и теоретическом познании сущности, роли, конкретных функций личностных качеств предпринимателя. Это необходимо для функционирования социально-ориентированной рыночной системы, важным элементом которых являются, как показывает практика развитых рыночных стран, человеческий фактор и личностные качества предпринимателя.

     Несмотря  на многообразие литературных источников, в которых анализируются роль предпринимателя, его личностных качеств в условиях рыночной экономики в целом остаются недостаточно изученными. Поэтому эта проблема вызывает необходимость более глубокого ее изучения. Все это определяет актуальность темы курсовой работы , а также постановку ее целей, задач и структуру работы.

     Цель работы состоит в изучении личностных качеств предпринимателя и их влияния на деятельность предприятия, в данном случае на примере компании «TADU».

Достижение  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:

  • Определить понятие и структуру личности предпринимателя;
  • Выяснить социально-психологические свойства поведения предпринимателя;
  • Определить методы влияния личностных качеств на деятельность предприятия.
 

     Объектом  исследования является личность предпринимателя  как решающего фактора в системе предпринимательского сектора в условиях рыночных отношений.

     Предметом исследования выступает: выявление роли и возможности внутренних личностных качеств предпринимателя.  
 
 
 
 
 

Глава I. Личностные качества предпринимателя

    1. Понятие и структура личности предпринимателя

     Предприниматель — энергичный и инициативный человек, открывающий и ведущий на свой риск предприятие (бизнес). Сегодня к предпринимателям относят владельцев компаний; менеджеров — наемных управляющих, которые не являются собственниками компании; организаторов бизнеса, сочетающих в одном лице владельцев и управляющих. Предпринимательская способность находит свое выражение в развитии предпринимательства.

     Предпринимательство — способ ведения бизнеса на самостоятельной независимой основе.

     В качестве модели иерархической структуры  личности можно взять концепцию  советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры.

     Этот  психолог представлял структуру  личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические  особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности. Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим.1

     Например, социальная направленность предпринимателя  зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов она ориентируется  больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как  у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности: так, у всех успешных предпринимателей независимо от пола и возраста отмечаются такие личностные качества как трудолюбие, настойчивость, активность и пр., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.

     Наиболее  важную роль в структуре личности играет ее направленность, понимаемая как совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей.

     Эта характеристика личности всегда социально  обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.

     Выделяют  три основных вида направленности личности: личная, общественная и деловая.

     Личная  направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.

     Общественная  направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.

     Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для человека не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.

     Среди предпринимателей преобладают люди первой и третьей группы, причем, хотя вступают на путь предпринимательства  чаще люди первой группы, действительно  выдающихся успехов в бизнесе  достигают лица с преобладанием деловой направленности.

    1. Психологические особенности  личности предпринимателя

     Предпринимательские способности - это талант особого  рода. Психологический портрет отечественных предпринимателей указывает на их отличительные от других людей черты: самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к новаторству.

     Исследования  доктора психологических наук В. Русало дополняют личностный портрет предпринимателя такими качествами:

  • выражена жажда деятельности;
  • постоянное стремление к напряженному труду;
  • избыток сил;
  • высокая работоспособность;
  • широкий круг контактов;
  • высокая общительность;
  • легко устанавливают новые социальные связи;
  • более выражена скорость движения;
  • более высокая эмоциональная стабильность;
  • высокая уверенность в себе;
  • менее ранимы в случае неудач в работе и общении.

     Известный индийский исследователь С. Сингх, изучив личностные свойства предпринимателей, влияющие на их профессиональный рост, нарисовал следующий портрет предпринимателей:

  • повышенная дисциплинированность;
  • радикальность;
  • эмоциональная стабильность;
  • самостоятельность;
  • высокая мотивация достижений;
  • более высокая эмоциональная стабильность;
  • более высокая работоспособность и выносливость;
  • уверенность в себе;
  • более высокая готовность к переменам;
  • большая старательность и пунктуальность;
  • более выражено чувство соревновательности.
 

     Согласно  И. Шумпетеру, главное в личности предпринимателя - это замечать и делать то, чего не замечают и не делают другие люди. Предприниматель ломает старый традиционный кругооборот ради становления нового, обеспечивающего динамизм экономической системе, чтобы быть способным к выполнению предпринимательских функций, надо иметь такие черты, как острота видения, умение идти вперед в одиночку непроторенной дорогой. Лучше всего к этому приспособлен тот, кто обладает ограниченным, избирательным интеллектом в сочетании с развитой интуицией, восполняющей недостаток информации.

     Следующее важнейшее качество предпринимателя, по мнению И. Шумпетера, сильная воля. Она помогает преодолевать инерцию собственного мышления, а также активное и пассивное сопротивление среды: традиций, правовых и моральных норм. Вера в свои силы, оптимизм выполняют такую важную функцию: с одной стороны придают предпринимателю упорство при решении проблем, а с другой стороны, позволяют ему спокойно бросить трудную задачу, как только он убедится в ее не решаемости, при этом самооценка предпринимателя не страдает. Это очень важно, поскольку в реальной жизни от предпринимателя требуется умение быстро пересматривать свои планы в зависимости от обстановки и не «застревать» на безнадежных проектах2.

     А. Чирикова в результате своих наблюдений выявила, что в большинстве случаев при принятии решений предприниматели в большей степени ориентируются на интуицию, нежели на рациональный расчет. К числу личностных черт, обеспечивающих эффективную деятельность, относятся следующие:

  • адекватность самооценки;
  • спокойное отношение к недостаткам;
  • способность быстро принимать неожиданные решения;
  • умение рисковать;
  • коммуникативные преимущества;
  • агрессивность характера;
  • интуитивные способности;
  • умение работать с людьми;
  • устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях;
  • амбициозность;
  • эгоизм.

     Проведенный анализ психологических особенностей личности успешного предпринимателя позволяет составить портрет личности предпринимателя:

1. Успешный  предприниматель обладает хорошим  природным интеллектом, который  дополняется высоким уровнем  профессионализма.

2. Необходимая  черта успешного предпринимателя  - творческий характер, умелое использование  конструктивных идей. Это позволяет  избегать стереотипных решений и находить выход из ситуации неопределенности.

3. Успешный  предприниматель обычно отличается  высокой, трезвой самооценкой, что позволяет ему реалистично взвешивать свои возможности, продуктивно оценивать собственный опыт и восполнять пробелы в знаниях.

Таким образом, успешный предприниматель  имеет такие качества, как:

    • склонность к действию, наличие образования, квалификации и жизненного опыта;
    • открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений;
    • инициативность, энергичность, приспособляемость к новым условиям существования, способность предвидеть, уметь составлять план;
    • умение обеспечить выгоду, преимущество, личную заинтересованность, высокую мотивацию;
    • умение действовать по интуиции и предвидению, отделять существенное от несущественного.

Успешные  предприниматели самостоятельны, независимы, умеют принимать решения в  неопределенных ситуациях, склонны  к риску.

Информация о работе Основы менеджмента