Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:19, курсовая работа
Предпринимательство есть прежде всего мыслительный процесс. Каждый предприниматель, обладая собственным стереотипом мышления, и применительно к конкретной сфере; деловой активности, его успехи, естественно, должны быть различными. Уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно. Большую, а иногда и очень большую роль играют случай, удача, везение и т.п., которые сопутствуют лишь тому, кто обладает свойством диалектического мышления.
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство есть прежде всего мыслительный процесс. Каждый предприниматель, обладая собственным стереотипом мышления, и применительно к конкретной сфере; деловой активности, его успехи, естественно, должны быть различными. Уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно. Большую, а иногда и очень большую роль играют случай, удача, везение и т.п., которые сопутствуют лишь тому, кто обладает свойством диалектического мышления. На основе такого мышления предприниматель контролирует в сознании собственную картину мира как исходную базу для анализа, любого явления, факта, характеризующего окружающую действительность. Мышление в предпринимательстве конкретно воплощается в форме делового проектирования - начальной точке любой планируемой предпринимателем деловой операции или активности.
Важным резервом повышения эффективности производства и улучшения на этой основе жизни народа в рыночной экономике, как показывает практика развитых стран мира, является интенсивное и всестороннее развитие малого предпринимательства. Нынешние масштабы развития малого предпринимательства в КР остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях кыргызской рыночной экономики не удовлетворена общественная потребность в глубоком практическом и теоретическом познании сущности, роли, конкретных функций личностных качеств предпринимателя. Это необходимо для функционирования социально-ориентированной рыночной системы, важным элементом которых являются, как показывает практика развитых рыночных стран, человеческий фактор и личностные качества предпринимателя.
Несмотря на многообразие литературных источников, в которых анализируются роль предпринимателя, его личностных качеств в условиях рыночной экономики в целом остаются недостаточно изученными. Поэтому эта проблема вызывает необходимость более глубокого ее изучения. Все это определяет актуальность темы курсовой работы , а также постановку ее целей, задач и структуру работы.
Цель работы состоит в изучении личностных качеств предпринимателя и их влияния на деятельность предприятия, в данном случае на примере компании «TADU».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Объектом исследования является личность предпринимателя как решающего фактора в системе предпринимательского сектора в условиях рыночных отношений.
Предметом
исследования выступает: выявление роли
и возможности внутренних личностных
качеств предпринимателя.
Глава I. Личностные качества предпринимателя
Предприниматель — энергичный и инициативный человек, открывающий и ведущий на свой риск предприятие (бизнес). Сегодня к предпринимателям относят владельцев компаний; менеджеров — наемных управляющих, которые не являются собственниками компании; организаторов бизнеса, сочетающих в одном лице владельцев и управляющих. Предпринимательская способность находит свое выражение в развитии предпринимательства.
Предпринимательство — способ ведения бизнеса на самостоятельной независимой основе.
В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры.
Этот
психолог представлял структуру
личности в виде своеобразной пирамиды,
фундаментом которой являлись генетические,
физиологические и
Например,
социальная направленность предпринимателя
зависит от его половой принадлежности:
у мужчин-бизнесменов она
Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность, понимаемая как совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей.
Эта характеристика личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.
Выделяют три основных вида направленности личности: личная, общественная и деловая.
Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.
Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.
Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для человека не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.
Среди предпринимателей преобладают люди первой и третьей группы, причем, хотя вступают на путь предпринимательства чаще люди первой группы, действительно выдающихся успехов в бизнесе достигают лица с преобладанием деловой направленности.
Предпринимательские способности - это талант особого рода. Психологический портрет отечественных предпринимателей указывает на их отличительные от других людей черты: самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к новаторству.
Исследования доктора психологических наук В. Русало дополняют личностный портрет предпринимателя такими качествами:
Известный индийский исследователь С. Сингх, изучив личностные свойства предпринимателей, влияющие на их профессиональный рост, нарисовал следующий портрет предпринимателей:
Согласно И. Шумпетеру, главное в личности предпринимателя - это замечать и делать то, чего не замечают и не делают другие люди. Предприниматель ломает старый традиционный кругооборот ради становления нового, обеспечивающего динамизм экономической системе, чтобы быть способным к выполнению предпринимательских функций, надо иметь такие черты, как острота видения, умение идти вперед в одиночку непроторенной дорогой. Лучше всего к этому приспособлен тот, кто обладает ограниченным, избирательным интеллектом в сочетании с развитой интуицией, восполняющей недостаток информации.
Следующее важнейшее качество предпринимателя, по мнению И. Шумпетера, сильная воля. Она помогает преодолевать инерцию собственного мышления, а также активное и пассивное сопротивление среды: традиций, правовых и моральных норм. Вера в свои силы, оптимизм выполняют такую важную функцию: с одной стороны придают предпринимателю упорство при решении проблем, а с другой стороны, позволяют ему спокойно бросить трудную задачу, как только он убедится в ее не решаемости, при этом самооценка предпринимателя не страдает. Это очень важно, поскольку в реальной жизни от предпринимателя требуется умение быстро пересматривать свои планы в зависимости от обстановки и не «застревать» на безнадежных проектах2.
А. Чирикова в результате своих наблюдений выявила, что в большинстве случаев при принятии решений предприниматели в большей степени ориентируются на интуицию, нежели на рациональный расчет. К числу личностных черт, обеспечивающих эффективную деятельность, относятся следующие:
Проведенный анализ психологических особенностей личности успешного предпринимателя позволяет составить портрет личности предпринимателя:
1. Успешный
предприниматель обладает
2. Необходимая
черта успешного
3. Успешный
предприниматель обычно
Таким образом, успешный предприниматель имеет такие качества, как:
Успешные
предприниматели