Основы конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе изложены основные положения по определению конкурентоспособности товаров. В теоретической части работы представлены понятия и сущность конкурентоспособности, показатели конкурентоспособности и основные методы ее определения.
В третьей главе курсовой работы приведена характеристика исследуемого товара, оценка его конкурентоспособности и выводы по результатам анализа.

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………1
Введение…………………………………………………………………………..2
1 Теоретические основы конкурентоспособности……………………………..4
1.1 Понятие и определение конкурентоспособности………………………….4
1.2 Показатели конкурентоспособности………………………………………...9
1.3 Методики определения конкурентоспособности…………………………16
2 Исследование оцениваемого образца………………………………………...21
2.1 характеристика исследуемого объекта …………………………………….21
2.2 методы определения конкурентоспособности……………………………..23
2.3 Оценка конкурентоспособности вин……………………………………….27
2.4 результаты оценки конкурентоспособности………………………………33
3 рекомендации по улучшению конкурентоспособности……………………36
3.1 Обзор рынка вин ……………………………………………………………36
3.2 Пути повышения конкурентоспособности………………………………...38
3.3 Практические рекомендации по улучшению конкурентоспособности….40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

основы конкурентоспособности.rtf

— 1.57 Мб (Скачать)
 

     Престижность торговой марки оценивается по 5-ти балльной шкале.

     Для получения максимальных оценок вино лдолжно придерживаться следующих характеристик :

     По прозрачности - безупречное, кристально чистое, вино блестит в бокале.

     По цвету - красивое, чистое, яркое, соответствующее сотру и способу приготовления.

     По букету - чистое, тонкое, яркое, развитое, полностью соответствует сорту, месту и возрасту приготовления.

     По вкусу - гармоничное, сформировавшееся, полностью соответствует сорту, месту и возврату приготовления.

     По типичности - вино гармоничное, круглое, полностью соответствует сорту, месту и возрасту приготовления. /5/

     Оценка качества, как было указано ранее, оценивается по 10-балльной системе, как было сказано выше. Средний бал рассчитывается как среднее арифметическое из оценок участников дегустации с точностью до второго десятичного знака.

     Проведем оценку конкурентоспособности вин на основе показателей, полученных при проведении дегустации.

     Дегустационная комиссия состоит из десяти членов, допущенных к органолептическим исследованиям. Чтобы не повлиять на экспертов, участникам не сообщается ценовой показатель вин, так как определяющее значение в конкурентоспособности вин является цена и престижность, и российский потребитель опирается на мнение «хорошо- означит дорого».

     Для определения конкурентоспособности вин были специально подобраны вина одного сорта винограда, но одни из них изготавливались из натурального сырья, другие - из вино материалов.

     Итоговые средне-арифмические результаты проведенной органолептической оценки образцов вин 

     
показатели Значение показателей, баллы
Образец 1 Образец 2 Образец 3 Образец 4
Прозрачность 0,5 0,5 0,4 0,5
цвет 0,5 0,5 0,43 0,5
букет 3,0 2,7 1,7 2,4
вкус 5,0 4,3 3,2 4,1
типичность 1,0 0,7 0,4 0,7
Престижность торговой марки 5,0 3,0 3,0 3,0
 

     Воспользуемся определения относительных показателей конкурентоспособности дифференцированным методом. За базовую продукцию примем образец №1, продукцию молдавского винно-водочного завода, вино виноградного сорта Мерло, красное столовое полусладкое. Рассчитаем относительные показатели конкурентоспособности образцов по формуле (1):

      ,

     где - относительный единичный показатель конкурентоспособности,

      -значение i-го единичного показателя конкурентоспособности базового товара,

      - значение i-го единичного показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.

     Порядок расчета относительных показателей потребительских свойств для образца №2 показан в таблице 1.

     табл.1 Расчет относительных показателей потребительских свойств образца (по отношению к базовому образцу) 

     
№ п/п Показатели, баллы Порядок расчета
1 Прозрачность q1=0,5/0,5=1,0
2 Цвет q2=0,5/0,5=1,0
3 Букет q3=2,7/3,0=0,9
4 Вкус q4=4,3/5,0=0,86
5 Типичность q5=0,7/1,0=0,7
6 Престижность торговой марки q6=3,0/5,0=0,6
 

     Результаты расчета по другим образцам представлены в таблице 2.

     табл.2 

     
показатели Образец №3 Образец 4
Прозрачность 0,8 1
Цвет 0,86 1
Букет 0,56 0,8
Вкус 0,64 0,82
Типичность 0,4 0,7
Престижность торговой марки 0,6 0,6
 

     Рассчитаем комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам по формуле (2):

       ,

     где qi - i-й показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам, рассчитанный выше, mi - весомость i-го показателя потребительского свойства в общем наборе из n показателей, характеризующих потребность; n- число показателей.

     Определим весомость i-го показателя потребительского свойства в общем наборе из n показателей, характеризующих потребность по методу предпочтения по формуле (3):

      ,

     где Wij - место, на которое поставлена весомость i-го показателя у j-го эксперта; r - количество экспертов; n- количество показателей.

     Таким образом, весомость показателя прозрачности равна 0,03; цвета - 0,08; букета - 0,27; вкуса - 0,39; типичности - 0,13; престижность торговой марки - 0,1.

     Комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам образца №2 :

      Комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам образца №3:

      Комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам образца №4:

     

     Рассчитаем комплексный экономический показатель конкурентоспособности по формуле (4):

      ,

     где З - полные затраты потребителя на оцениваемый товар,

     З0 - затраты потребителя на базовый товар.

     

     

     

     Результаты расчета комплексного показателя конкурентоспособности по потребительским свойствам и комплексный экономический показатель для всех образцов представлены в табл. 3

     Табл.3тКомплексные показатели конкурентоспособности вин 

     
Наименование показателей конкурентоспособности Значение показателей конкурентоспособности вин
Образец 2 Образец 3 Образец 4
комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам (I n) 0,83 0,4 0,78
Комплексный экономичный показатель конкурентоспособности (I э) 0,82 0,53 0,71
 

     Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности (К обр.з) по формуле (5):

     

     Анализ нормативных показателей качества вина, лежащих в основе обязательной сертификации, свидетельствует о соответствии вин требованиям действующих в Росси нормативных документах, т.е. Iнп=1.

     

     

     

     Интегральный показатель конкурентоспособности для образца №2 и №4 >1, что свидетельствует о превосходстве конкурентоспособности образцов над конкурентоспособностью базового образца. Интегральный показатель конкурентоспособности для образца №2 <1, оцениваемый товар имеет более низкий уровень конкурентоспособности, и уступает базовому. 

     2.4 Результаты оценки конкурентоспособности 

     Выбор базового образца для сравнения - являлся самым ответственным моментом в процессе оценки, так как незначительная ошибка на этом этапе может существенно исказить результаты всей работы. При выборе базового образца мы учитывали следующие факторы: принадлежность его к той же группе товаров, что и исследуемый; распространенность товара на данном рынке; предпочтительность этого вида товара покупателями. Базовым образцом был выбран образец №1 - вино виноградное натуральное полусладкое Мерло, изготовленное из виноградного сорта Мерло и выращенное на плантациях Юго-Восточной части Молдовы. Произведено и разлито СП «Сэлкуца», республика Молдова, стоимостью 140 рублей.

     По результатам социологического опроса потребителей, а также по заключениям экспертов и результатам анализа технических нормативных правовых актов (ТНПА) номенклатура потребительских свойств виноградных вин была разделена на шесть показателей: прозрачность, цвет, букет, вкус, типичность, престижность торговой марки.

     Установлено, что наиболее значимыми свойствами, определяющими покупательную способность, являются вкус, букет и престижность торговой марки.

     Итоговая органолептическая оценка вин показала, что образец №1 соответствует требованиям, чистое без посторонних примесей, ощущается характерная сладость, вино блестит в бокале, имеет чистый яркий развитый букет, оригинальную и эстетически оформленную этикетку. Образец №1 использован в качестве базового, его показатели конкурентоспособности самые высокие.

     Образец №2 по итогам экспертизы обладает привкусом «жженого сахара» и имеет не насыщенный букет. Но цвет при этом чистый, без примесей, обладает более характерным оттенком чем остальные образцы, соответствует сорту и способу приготовления.6 членов комиссии признали наилучшее оформление бутылки, подчеркнутый фирменный стиль и эстетику этикетки.

     Образец №3 имеет тусклый розовый цвет, что по мнению участников экспертизы говорит о фальсификации вина и разбавлении водой вина, присутствует ощутимый привкус металла, букет вина слаборазвитый, не чистый, типичность не достаточно гармоничная. Внешний вид бутылки не вызвал никаких эмоций.

     Образец №4 имеет терпкий вкус, сойственный данному сорту вина, насыщенный тонкий яркий букет, чистый гармоничный вкус. Оформление бутылки не произвело никаких впечатлений.

     Методика оценки уровня конкурентоспособности состояла в следующем.

     На первом этапе сравнивали показатели оценок экспериментального образца с показателями базового. Образец №2 имел приближенные значения.

     Интегральный показатель конкурентоспособности рассчитывали как отношение комплексного обобщенного показателя качества к цене потребления), т.е. к затратам на приобретение и использование продукции.

     Если К> 1, экспериментальный товар превосходит по конкурентоспособности базовый, если К= 1, то он находится на одном уровне с базовым. При К <1, экспериментальный товар уступает базовому образцу товара, и следовательно, его требуется усовершенствовать или снять с производства.

     Таким образом, конкурентоспособный товар - это такой товар, который на единицу своей стоимости (цены) удовлетворяет потребности на более высоком уровне, чем другие конкурирующие товары.

     По результатам экспериментальной оценки образцов вин установлено:

     1. Самым конкурентоспособным изделием в рамках рассматриваемой стратегической группы является образец №4. Данное обстоятельство обеспечило как конкурентным преимуществом по потребительским показателям, так и по экономическим. его показатель конкурентоспособности превышает показатель базового образца на 9%.

     2. По органолептическим характеристикам образец №4 проигрывает образцу №3. Однако, это означает, что преимущество сильнее недостатка, вызванного более высокой ценой.

Информация о работе Основы конкурентоспособности