Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:57, курсовая работа
В данной курсовой работе изложены основные положения по определению конкурентоспособности товаров. В теоретической части работы представлены понятия и сущность конкурентоспособности, показатели конкурентоспособности и основные методы ее определения.
В третьей главе курсовой работы приведена характеристика исследуемого товара, оценка его конкурентоспособности и выводы по результатам анализа.
Аннотация…………………………………………………………………………1
Введение…………………………………………………………………………..2
1 Теоретические основы конкурентоспособности……………………………..4
1.1 Понятие и определение конкурентоспособности………………………….4
1.2 Показатели конкурентоспособности………………………………………...9
1.3 Методики определения конкурентоспособности…………………………16
2 Исследование оцениваемого образца………………………………………...21
2.1 характеристика исследуемого объекта …………………………………….21
2.2 методы определения конкурентоспособности……………………………..23
2.3 Оценка конкурентоспособности вин……………………………………….27
2.4 результаты оценки конкурентоспособности………………………………33
3 рекомендации по улучшению конкурентоспособности……………………36
3.1 Обзор рынка вин ……………………………………………………………36
3.2 Пути повышения конкурентоспособности………………………………...38
3.3 Практические рекомендации по улучшению конкурентоспособности….40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список используемой литературы……
Оценка и изучение конкурентоспособности товара должна вестись непрерывно и систематически. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться; В итоге можно вовремя принять то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести на другой рынок и т.д. Выпуск на рынок нового изделия прежде, чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности, нецелесообразен с экономической точки зрения. Вместе с тем ясно, что любой товар, как только он вышел на рынок, немедленно в той или иной мере теряет свою конкурентоспособность. Этот процесс можно замедлить, но оставить невозможно. Поэтому новое изделие должно проектироваться по такому графику, который обеспечивал бы выход на рынок именно к моменту серьезной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иными словами, конкурентоспособность товара обязана быть опережающей и долговечной.
Некоторые группы товаров, например, косметика, одежда, ткани (большинство потребительских свойств не может быть выражено параметрическими значениями, многообразие ассортимента, быстрая сменяемость моделей, подверженность влиянию моды и т.п.) затрудняют, а иногда и исключают возможность применения традиционных методов оценки уровня конкурентоспособности, поэтому целесообразнее пользоваться оценками на базе суждений потребителей. Важно выяснить, насколько товар соответствует требованиям рынка и потребителей, то есть рыночную адекватность товара.
С целью выяснения степени соответствия товара субъективным представлениям потребителей существует несколько способов:
1.простые опросы потребителей о качестве товара; Для этого можно применить рейтинг шкалы типа "хорошо - плохо" или выстраивание продуктов в зависимости от их качества. В результате исследователи конкурентоспособности получают более близкую к действительности систему покупательских предпочтений.
2.оценить конкурентоспособность можно путем дифференциальной оценки отдельных элементов и свойств продукта. Психологические модели, разлагающие целое на компоненты, делят на компенсационные и не компенсационные. Первые предполагают, что плохая оценка плохой характеристики может быть уравновешена хорошей оценкой другой характеристики. Методы второго вида отвергают это допущение. Большинство исследований покупательского восприятия основывается на линейно-компенсационном правиле. Наиболее известные, модели этого вида: модель Розенберга и модель с идеальной точкой.
Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения пригодности для удовлетворения своих потребностей. Другой вариант этого метода - измерение степени удовлетворения потребностей. При этом выясняется, какая величина характеристики ожидается потребителями, и какая величина была воспринята в реальности. По этим данным строят два профиля продукта.
Степень удовлетворения покупателя продуктом можно определить по степени соответствия профиля требуемого и реального.
Вышеизложенные методики опирались как на когнитивный (восприятие характеристики продукта), так и на мотивационный (пригодность продукта для удовлетворения потребности) компоненты оценки продукта. Существуют модели, которые основаны только на когнитивном компоненте процесса восприятия. Исходят из следующего: имеется много продуктов, каждый из которых может быть описан через определенное число атрибутов; каждый атрибут может быть представлен как ось, проходящая через психическое пространство восприятия. Эти оси образуют пространство, измерение которого равно количеству атрибутов. Можно получить суждения потребителей о том, насколько выражен определенный атрибут у того или иного продукта, и. на основании этого определить место продукта в описанном выше пространстве.
Использование статистических методов позволяет уменьшить число осей без большей потери информации и выяснить главные факторы, влияющие на восприятие продукта, затем определить позицию продукта с точки зрения этих центральных характеристик. Исследователей могут интересовать позиции продуктов по отношении друг к другу, из чего можно сделать вывод о похожести, заменяем оси и интенсивности конкуренции.
Таким образом, оценка конкурентоспособности товаров является комплексом исследований, включающих оценку качества товара, экономических, технических параметров. Кроме этого необходимо провести исследование товаров конкурентов, изучить потребности, запросы и требования потенциальных покупателей. /1/
Разработка проблемы конкурентоспособности товаров и услуг напрямую зависит от выбранного метода оценки.
Отметим, что оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец -- это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. При дифференцированном методе оценки конкурентоспособности единичный показатель конкурентоспособности товара рассчитывают по формуле:
(1)
где - относительный единичный показатель конкурентоспособности,
-значение i-го единичного показателя конкурентоспособности базового товара,
- значение i-го единичного показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.
Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби ставят величину i-гo параметра для изделия, принятого за образец.
Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используется методы оценки в баллах.
Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.
Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Он основан на сравнение товаров со сложной номенклатурой показателей конкурентоспособности. При этом учитывается степень влияния на конкурентоспособность каждого показателя. Комплексный метод позволяет более объективно оценить конкурентоспособность.
Расчет комплексного показателя конкурентоспособности по потребительским свойствам (кроме нормативных) можно сделать по формуле:
(2)
где qi - i-й показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам, рассчитанный выше, mi - весомость i-го показателя потребительского свойства в общем наборе из n показателей, характеризующих потребность; n- число показателей.
Весомость i-го показателя потребительского свойства в общем наборе из n показателей, характеризующих потребность по методу предпочтения определяется по формуле:
, (3)
где Wij - место, на которое поставлена весомость i-го показателя у j-го эксперта; r - количество экспертов; n- количество показателей.
Иными словами мы с помощью цифр можем охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам. Сопоставление продукции ведется по таблице сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:
продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;
продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе изделий на данном рынке.
Заключение дополняется выводами о преимуществах и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с аналогами, а также предложениями о мерах, которые должны быть приняты для улучшения положения ее на рынке. /8/
Классификацию методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг можно представить схемой (рисунок № 1).
\
Несколько иную классификацию имеют методы оценки конкурентоспособности предприятий - производителей товаров и услуг. Из множества различных методов оценки конкурентоспособности предприятие выбирает более подходящий, исходя из специфики своей деятельности и информационного обеспечения, любой метод оценки конкурентоспособности направлен на выработку стратегии конкурентоспособности. /21/
2 Исследование оцениваемого образца
2.1
Характеристика исследуемого образца
- вино Мерло Башспирт
Вино виноградное натуральное красное полусладкое, производится на предприятии Башспирт. Изготавливается из винограда сорта Мерло (Merlot).Сорт Мерло21 широко используется в виноделии. Нередко при переработке его смешивают с другими сортами винограда, что позволяет заложить хорошую основу будущего вина, но использование чистосортного винограда дает просто великолепные результаты при приготовлении сортового вина. Виноград сорта Мерло имеет по сравнению с Каберне Совиньон более крупные ягоды и тонкую кожицу, содержит меньше танинов, обладает более фруктовыми и овощными тонами с гораздо меньшим акцентом на черную смородину. Вместе с тем вино Мерло более разнопланово, во вкусе оно более мягкое, со средним телом, округлое, с заметными тонами трав, вишни и шоколада. При выдержке в дубовых бочках Мерло приобретает изумительный многогранный букет и очень изысканный вкус. Коллекция вин Мерло, предлагаемая фирмой Башспирт отличная находка для ценителей вин.
Вино Мерло БашСпирт характеризуется рядом конкурентных преимуществ, отличается от товара-конкурента упаковкой, ценой и научной доказанностью положительного эффекта на организм человека, исследовательностью химического и биологического (микроэлементного) состава. Конкурентной также является сама технология получения напитка и его фасовки, основанная на высокопроизводительном труде рабочих с использованием современного оборудования. Возможность снижения цены продукта за счет снижения нормы прибыли при достаточно низкой себестоимости - одно из основных его конкурентных преимуществ.
Отпускная цена (без НДС) 112руб. за бутылку. В данную цену заложена прибыль на уровне 30-35%. С учетом надбавки товаропроводящего канала розничная цена планируется на уровне 150-190% (до 220%) от отпускной. При этом отпускная цена бутылки предприятия планируется на уровне 111руб. наценка оптового покупателя примерно 3% (стоимость становится равной 115 руб.), наценка конечного продавца также на уровне 25-30% (продажная цена -140-150.).
Основу системы реализации продукта составляет оптовая торговля. Предусмотрено создание собственной дилерской сети. Разработана упаковка вина в блоки и ящики, оценены возможности доставки продукции контейнерами по железной дороге в регионы распространения.
Проведен анализ эффективного маркетинга, который позволил сделать вывод о возможных путях продвижения вина Мерло Башспирт на региональные рынки РФ.
О силах и средствах, затрачиваемых на маркетинге. Определена необходимость включения в организационно-штатную структуру предприятия группы маркетинга в составе 2-4 человек, ответственных за исследование рынка, рекламную работу, обеспечение сбыта через сеть оптовых покупателей, развертывание дилерской сети в регионах распространения.
В расчетах бизнес-плана затраты на маркетинг определены:
- в размере 5% от объема выручки (затраты не облагаются нало-гом на прибыль при их использовании для целей рекламы);
- заработной платой работников отдела маркетинга и сбыта.
Предусмотрена необходимость расширения номенклатуры выпускаемых предприятием продуктов. Возможность покупателям приобретать не один, а несколько товаров со склада предприятия или у его дилеров в значительной степени повышает конкурентность Башспирт среди производителей аналогичной продукции.