Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Проблема образования цены товара и услуг стоит перед всеми фирмами, предприятиями и организациями. В условиях рынка ценообразования представляет собой процесс, подверженный воздействию многих факторов. Выбор направления в ценообразовании, подходов к определению цен на изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации товарооборота, услуг и повышения производства, укрепление рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинговых исследований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Ценовая политика предприятия. Классификация цен и тактика ценообразования 4
2. Ценообразование с использованием менеджмента 11
Заключение 18
Библиографический список 19

Работа содержит 1 файл

основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

      Проблема  образования цены товара и услуг  стоит перед всеми фирмами, предприятиями  и организациями. В условиях рынка  ценообразования представляет собой процесс, подверженный воздействию многих факторов. Выбор направления в ценообразовании, подходов к определению цен на изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации товарооборота, услуг и повышения производства, укрепление рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинговых исследований.

      Цены  находятся в тесной зависимости  от других сторон деятельности фирмы. От уровня цен во многом зависят  и коммерческие результаты деятельности фирмы. Суть целенаправленной ценовой  политики – устанавливать такие  цены на товары, которые давали бы возможность маневра в зависимости от ситуации на рынке и его коньюктуры, чтобы овладеть максимальной долей, добиться прогнозируемой прибыли, успешно решать все стратегические и тактические задачи.

      Компании  применяют несколько методов  ценового стимулирования сбыта товаров.

      Разработав  собственную стратегию ценообразования  компании могут столкнуться с  ситуациями, когда они будут вынуждены  снизить или повысить цены.

      Любое изменение цен затрагивает потребителей, конкурентов, дистрибьюторов и поставщиков, а также может спровоцировать ответные действия правительства.

      В зависимости от ситуации, сложившейся  на рынке (уровня спроса, уровня цен, конкуренции и др.) фирма придерживается определенной ценовой стратегии или комбинирует некоторые из них.

      Рассмотрим  основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен.

1. Ценовая политика предприятия. Классификация цен и тактика ценообразования

      Рынок – это система воспроизводственных  товарно-денежных отношений, через  категории которых она регулирует общественное воспроизводство. Основными элементами рынка являются продавец, покупатель, товар и цена. Предложения характеризуются динамикой, спрос – эластичностью. И спрос, и предложение регулируются ценой, а она, в свою очередь, зависит от соотношения спроса и предложения. Задачами ценовой стратегии являются: завоевание рынка, обеспечение выживаемости, максимизация прибыли, завоевание лидерства на рынке по удовлетворению спроса, завоевание лидерства на рынке по параметрам товара.

      Для решения задач ценовой политики необходимо тщательно изучить и проанализировать обширную информацию, которую можно свести в шесть блоков:1

      1. Информация о рынке в целом должна включать ответы на следующие вопросы:

  • На каких сегментах рынка может быть продан товар?
  • На какие группы покупателей можно рассчитывать?
  • Какой объем рынка?
  • Как взаимодействуют отдельные сегменты рынка?

      2. Информация о конкурентах на рынке. Рынок открыт для товара, который собирается производить фирма. В этом случае следует получить информацию:

  • Какие конкурирующие товары продаются на рынке?
  • Каковы особенности требований покупателей?
  • Как изменяется цена?
  • Динамика цен зависит от очень многих факторов и может быть разнонаправленной.
  • Изменяется ли доля рынка отдельных товаров?
  • Изменяется ли доля рынка конкурентов?
  • Каково финансовое положение конкурентов?
  • Каковы предполагаемые действия конкурентов в случаях изменения условий рынка при внедрении товаров фирмы на рынке?

      3. Информация о ценах в третьем блоке должна быть следующей:

  • Каковы цены конкурентных товаров? Какова система, сложившаяся на рынке?
  • Имеется ли товар, занимающий лидирующее место по ценам?
  • Какое сложилось соотношение между ценой и объемом продаж, какова эластичность спроса?
  • Каковы возможности использования ценовых инструментов для стимулирования сбыта и увеличения объема продаж, скидки в кредит, премиальных цен?
  • Реклама может изменить конъюнктуру рынка, какова она?

      4. В этом блоке приводится информация по правительственной политике в отношении цен и решаются следующие проблемы:

  • Оказывает ли правительственная политика влияние на рынок и в чем  оно выражается?
  • Как воздействует правительственная политика на отдельные цены?
  • Какие фирмы являются основными поставщиками для правительственных организаций?
  • Как рассчитывать на правительственные заказы, на финансирование и поддержку, твердые цены и т.д.?

      5. В этом блоке приводится информация о производственных затратах. Он должен оценивать возможности производства и сопоставить их с условиями, которые диктует рынок:

  • Возможные объемы производства и складские запасы фирмы в настоящее время;
  • Уровень затрат;
  • Затраты, имеющие наибольшее значение для ценообразования. Особенности структуры затрат, динамика отдельных статей затрат, их зависимость от внутренних и внешних факторов;
  • Влияние на затраты, оказываемое изменение объема производства. Каковы уровень и доля постоянных расходов, их влияние на стоимость;
  • Соответствует ли задачам ценообразования имеющаяся информация?

      6. Итоговый блок информации о выручке от продажи товара и прибыли. При изучении следует проанализировать вопросы целесообразности выхода на рынок и рассмотреть следующие задачи:

  • Соотношение между выручкой от продажи, прибылью и затратами;
  • Воздействие объема производства на выручку от продажи и на прибыль;
  • Влияние на выручку от продажи при стимулировании сбыта рекламой, скидками;
  • Рентабельность товара и ее отличие от аналогичного показателя у конкурентов?

      Многообразие  действующих в экономике цен  образует систему, на изменение которой  оказывают влияние рыночные факторы. Эта система состоит из отдельных  подсистем цен, взаимосвязанных и взаимодействующих. Они взаимосвязаны по принципу сообщающихся сосудов: движение цен в одной подсистеме вызывает такие же изменения во всех других подсистемах. Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, обусловлены двумя обстоятельствами:

  1. Формирование цен на единой методологической основе – на законах стоимости, предложения и спроса и других экономических законах;
  2. Взаимосвязь производства предприятий, отраслей и хозяйственной деятельности, обусловленная ценами.

      Классификация цен отражает их виды в зависимости от различных факторов. Виды цен в зависимости от обслуживания отдельных отраслей или сфер экономики следующие:2

  • оптовые цены на продукцию промышленности;
  • цены на строительную продукцию;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • тарифы на платные услуги, оказываемые населению;
  • розничные цены;
  • цены, обуславливающие внешнеторговый оборот;
  • надбавки, скидки, наценки в сфере обращения.

      Виды  цен в зависимости от территории действия:

  • цены единые по стране;
  • цены региональные, поясные, зональные и местные.
  • Виды цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов:
  • цены ФОБ в месте производства продукции;
  • единые цены с включением расходов по доставке товаров в пункт назначения;
  • цены, определенные на основе базисного пункта.

      Надбавки, скидки, наценки в сфере обращения  товара изменяют исходные цены. Обычно при установлении окончательной  цены выявляется, что надбавка к  цене не снижает покупательского  спроса на товар. А это позволяет  получать больше прибыли. В качестве вознаграждения покупателей и потребителей продавцы и производители товара путем скидок изменяют исходные цены:

  • скидка за большой объем закупаемого товара или скидка за покупку товара у одного продавца;
  • скидка за платеж наличными средствами, что позволяет ускорить оплату за товар, улучшить ликвидность, сократить расходы продавца на изыскание кредитов и не залезать в долги;
  • функциональные скидки предлагают службы торговли, выполняющие функции по продаже, хранению товара и учету;
  • сезонные скидки – это уменьшение цены для потребителей, совершающих внесезонные покупки товаров и услуг. Они позволяют продавцу поддерживать стабильный уровень сбыта товара в течение года;
  • зачеты и другие скидки с прейскурантной цены при условии сдачи старого товара или зачеты на стимулировании сбыта;
  • выплаты и скидки с цены для вознаграждения дилеров за участие в программах рекламы и поддержания сбыта.

      Виды  цен в зависимости от территории называют установленными по географическому  принципу. Географический подход к ценообразованию – это принятие таких цен для потребителей в разных частях страны. Доставка товаров далеко находящемуся потребителю обходится фирме дороже, чем расположенному поблизости. Однако имеются и единые цены по стране – тогда расходы по доставке товаров компенсируют спонсоры или государство, те, кто заинтересован в снабжении населения и предприятий отдаленных областей.

      Взаимосвязь понятий цена и прибыль неразделима. Чем больше цена, тем больше прибыль, а чем меньше цена, тем меньше и прибыль. Дешевый товар или услугу легче продать; за тот же промежуток времени товар по низкой цене продается в большем объеме, чем его дорогие аналоги. При способах ценообразования важно установить взаимосвязь между ценой и объемом его продаж.

      Существуют  два способа установления цены на продукцию: исходя из издержек на производство и сбыт продукции – называемый ценообразование по издержкам; второй метод – ценообразование по спросу, когда исходят из возможностей рынка по покупательской способности. Применяется и третий способ ценообразования, основанный на ценах на конкурентную продукцию. При выборе ценообразования следует учитывать следующие факторы:3

  • фактор ценности (чтобы цена отвечала настоящей ценности товара);
  • фактор затрат (необходимо учитывать, чтобы цена покрывала затраты);
  • фактор конкуренции (следует учитывать при установлении цен ниже или выше, чем у конкурентов);
  • фактор распределения товара по пути к покупателю (это реклама и затраты на доставку, хранение на складах, маркетинг не должны быть больше, чем у конкурентов);
  • фактор общественного мнения (дает представление о товаре, его качестве и полезности для покупателей. Общественное мнение создается через рекламу, буклеты, фильмы, а также с использованием  конкурентов и партнеров).

      Стратегия ценообразования содержит концепции предприятия в определении цен на свою продукцию. Наиболее распространенные стратегии, принимаемые в условиях рыночной экономики России, следующие:

  • стратегия «снятия сливок» состоит в высокой рентабельности продаж при уникальности изделия и отсутствия аналогов на рынке;
  • стратегия следования за спросом удерживается на каждом новом снижении уровня достаточно долго до существенного сокращения спроса на рынке продаж;
  • стратегия проникновения на рынок, или ценовой порыв, проводится путем установления более низкой цены для проникновения на новые сегменты рынка. Такая стратегия подходит лишь крупным фирмам;
  • стратегия устранения конкурентов не позволяет потенциальным конкурентам выйти на рынок; ее цель также добиться максимальных продаж за короткое время. Устанавливается цена, близкая к расходам, что дает малую прибыль;
  • стратегия сохранения стабильного положения на рынке с сохранением умеренного процента рентабельности;
  • стратегия поддержания и обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия. Она связана с выбором надежных заказчиков.

      Запрещенные стратегии – это те, которые  не рекомендуется применять предприятию (или они запрещены государством, или идут в разрез с этикой рынка). К ним относятся:

Информация о работе Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен