Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:00, контрольная работа
Целью этой работы является изучение основных школ управления, их общие характеристики и различия. В процессе изучения ставятся следующие задачи:
Определить достижения школы научного управления; рассмотреть основные принципы, сформулированные Тейлором и его школой; привести основные положения концепции административной школы и ее вклад в развитие управленческой мысли; сформулировать концепцию управления школы человеческих отношений, рассмотреть критику со стороны школы человеческих отношении к двум другим школам, увидеть отличие этих школ между собой.
Введение
Глава 1. История возникновения школ управления
Глава 2. Основные школы управления.
2.1 Школа научного управления. Система Тейлора
2.2 Основные положения административной школы управления Анри Файоля
2.3 Основные положения школы психологии и человеческих отношений
2.4 Количественная школа или школа науки управления
Глава 3. Сравнительный анализ школ управления
Заключение
Литература
Существующая
система, предусматривающая одинаковую
оплату разным работникам за ежедневную
выработку, неизменно ведет к
тому, что наилучшие рабочие
За интенсивность труда Тейлор платил больше, премии достигали от 30 до 100%. Все это давало прирост производительности труда в 2—3 раза, а заработная плата в среднем вырастала на 60%. Те же рабочие, кто не смог достичь определенного уровня производительности (рассчитанного научными методами), увольняются и заменяются специально подобранными новыми работниками.
3. Непроизводительные, грубо практические методы производства, применяя которые рабочие затрачивают даром значительную долю своих усилий. Любую выполняемую работу можно рационализировать путем проведения научных экспериментов. Следует заменить грубо практические, устаревшие методы ее выполнения на научные, полученные путем устранения лишних движений и замены медленных и малопроизводительных движений быстрыми и более эффективными. Тейлор не просто изложил свою теорию, он доказал ее практически.
Подбору
и подготовке рабочих Тейлор уделял
особое внимание: каждому работнику
следует поручать такую работу, для
которой он подходит лучше всего.
Каждый работник должен получить от своего
руководства необходимый
В итоге учение Тейлора можно свести к четырем основным принципам научной организации труда:
1) выработка
научного фундамента, заменяющего
собой старые и грубо
2) тщательный
отбор рабочих на основе
3) сотрудничество
администрации и рабочих в
направлении достижения
4) установление
равномерного и справедливого
распределения труда и
Наиболее известными и активными представителями школы научного управления помимо Тейлора являлись Г. Эмерсон, супруги Ф. и Л. Гилбрет, Г. Гантт, Г. Форд и др.
2.2 Основные
положения административной
Административная школа связана с именами А. Файоля — во Франции, Л. Урвика — в Великобритании, Дж. Муни, Э. Рейли, Л. Гыолика, У. Ньюмэна, Л.Э. Аллена - в США, М. Вебера - в Германии и пр.[7].
По мнению американских историков менеджмента, А. Файоль является наиболее значительной фигурой, которую дала науке управления Европа в первой половине XX в.
А. Файоль
родился в 1841 г.; он был самым молодым студентом
в группе выпускников Горного института
Франции. Ему было всего 19 лет, когда он
стал работать инженером на шахте компании
«Комментри-Фуршамболь-
Выйдя в отставку в 1918 г., Файоль возглавил созданный им Центр административных исследований (впоследствии объединившийся с его согласия с французской организацией последователей Тейлора). Слава, признание, богатство — все это было у Файоля. Он прожил долгую жизнь и умел ей радоваться: был общительным, подвижным человеком, много занимался с внуками и правнуками, неустанно пропагандировал свою теорию и даже в последний год жизни не прекращал исследований — на сей раз организации работы французской табачной промышленности [8].
Файоль выделяет шесть групп операций, имеющих место в ходе осуществления производственной деятельности:
1) технические (производство, выделка, обработка);
2) коммерческие (покупка, продажа, обмен);
3) финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);
4) страховые
(страхование и охрана
5) учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.);
6)административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
Таким образом, Файоль в 1916 г. первым выделяет функции менеджмента. Функцию предвидения и планирования он понимал как исследование будущего и формулировку плана действий; организацию — как построение структуры, создание материальной базы производства и профессионального коллектива; координацию — как соединение и гармонизацию всех действий и усилий; а контроль — как отслеживание того, что все происходило в соответствии с установленными правилами и изданными приказами.
Он говорил,
что организация начинается со стратегического
плана или определения целей;
развивается, как способная их воплотить
структура; поддерживается контролем
и взаимодействием между
Файоль считал, что руководитель добивается наилучшей производительности подчиненных, используя свои лидерские качества, знания о бизнесе и подчиненных, а также культивируя миссионерский энтузиазм. Свой богатый опыт продолжительной работы в промышленности А. Файоль обобщил в 14 общих принципах менеджмента (универсальных способах осуществления управленческой деятельности, следуя которым организация обязательно добьется успеха).
1. Разделение
труда и его специализация
предоставляют возможность
2. Полномочия,
равные ответственности. «В
3. Дисциплина,
«т.е. послушание, труд, вкладываемая
энергия, поведение и внешние
признаки уважения в
4. Единоначалие:
каждый работник должен иметь
только одного начальника без
какой-либо путаницы в
5. Единство
направления. «Один
6. Подчинение
интересов одного работника
7. Достойное
вознаграждение. «Оплата труда повышает
ценность персонала, поскольку
улучшает условия жизни
8. Централизация
или децентрализация. Решение
вопроса о том, насколько
9. Скалярная
цепь, или иерархический принцип
менеджмента, — путь, «продиктованный
необходимостью передачи
10. Порядок — материальный и социальный. «Социальный порядок требует точного знания человеческих потребностей и ресурсов их наполнения, а также постоянного баланса между ними».
11. Одинаковое
отношение к подчиненным. «
12. Стабильность
рабочего места для персонала.
«В массе своей персонал
13. Инициатива.
«Успешная реализация
14. Корпоративный
дух — единство персонала.
В единении — сила. Руководству
жизненно необходимо
Файоль утверждал, что одни и те же принципы управления можно применять в организациях любой направленности, вне зависимости от их размера, — на промышленных предприятиях, в коммерческих, правительственных, политических или даже религиозных структурах, на любом уровне менеджмента. Он доказывал, что менеджмент имеет отношение ко всем сферам человеческой деятельности: бизнесу, управлению государством и даже домашнему хозяйству [1].
В рамках
административной школы большое
внимание уделялось постановке целей
как предпосылке любой
1. Группировка
работ в сектора, секторов в
отделы и более крупные
2. Делегирование полномочий.
3. Определение ответственности за исполнение.
4. Установление
формальных отношений между
Рассмотрим их краткую характеристику.
1. Сектор
— это группа рабочих с одним
руководителем, которая в
■ диапазон контроля — предельное число подчиненных одного руководителя. Группировка не должна приводить к перегрузке руководителя;
■ экономичность масштаба — объединение однородных работ может дать экономию средств вследствие расширения масштабов производства;
■ координация — группировка должна обеспечить координацию работ, а точнее, минимизировать необходимость в ее осуществлении;
■ содержание работы — важно учитывать при выборе того уровня менеджмента, который будет нести за нее ответственность. Чем серьезнее проблема — тем ближе к высшему руководству она должна быть сгруппирована.
2. Делегирование
полномочий — это передача
прав по принятию решений в
организации и использованию
ее ресурсов. В один прекрасный
момент владелец бизнеса
Информация о работе Основные школы управления: их сравнительный анализ