Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:21, курсовая работа
Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им. Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.
Введение 4
Глава 1. Понятие управления в таможенном деле 6
1.1 Понятие принципов и методов управления 6
1.2 Таможенное дело как объект управления 16
Глава 2. Понятие и сущность делегирования полномочий.
Полномочия и их виды 25
Глава 3. Основные принципы и способы делегирования
полномочий 32
3.1. Принцип делегирования на основе ожидаемых результатов 32
3.2. Принцип функциональной дефиниции 33
3.3. Скалярный принцип 33
3.4. Принцип уровня полномочий 34
3.5. Принцип единоначалия 35
3.6. Принцип безусловной ответственности 36
3.7. Принцип соответствия полномочий и ответственности 37
Заключение 38
Список использованных источников
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
Глава 1. Понятие управления в таможенном деле 6
1.1 Понятие принципов и методов управления 6
1.2 Таможенное дело как объект управления 16
Глава 2. Понятие и сущность делегирования полномочий.
Полномочия и их виды 25
Глава 3. Основные принципы и способы делегирования
полномочий 32
3.1. Принцип делегирования на основе ожидаемых результатов 32
3.2. Принцип функциональной дефиниции 33
3.3. Скалярный принцип 33
3.4. Принцип уровня полномочий 34
3.5. Принцип единоначалия 35
3.6. Принцип безусловной ответственности 36
3.7. Принцип соответствия полномочий и ответственности 37
Заключение 38
Список использованных источников 39
В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.
Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им. Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.
Практика показывает, что управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов.
Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления.
В данной работе будет рассмотрены основные понятия и сущность делегирования полномочий, основные принципы и способы делегирования полномочий в таможенной структуре. Целью работы является формирование знаний о системе управленческих полномочий, их распределении и делегировании. Основой задачей является усвоение на базе ранее изученной дисциплины «Общий менеджмент» знаний о понятии, сущности, содержании, основных функциях управления в таможенных органах.
Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.
В научной литературе описываются многие принципы управления и их типологии. Однозначного решения этого вопроса нет. Различные авторы выделяют разное количество принципов управления и наделяют их разным содержанием. Причем дело здесь не только в субъективном факторе – целях, знаниях, обобщенном опыте, практической и теоретической базе исследователей, но и, преимущественно, в различности областей исследования. Большая часть исследований в этой области посвящена управлению организацией, под которой понимается, как правило, коммерческое предприятие, либо же управление одним из элементов организации, как правило, человеческими ресурсами.
Что же касается таможенного дела, то здесь большое внимание уделено принципам управления в таможенных органах. Управление в таможенных органах имеет свои особенности, в частности, таможенные органы являются государственными органами, в которых субъект управления не является собственником, и следовательно, не имеет потребности в управлении в общепринятом смысле этого значения. Кроме того, таможенные органы являются, по сути, обширной системой организаций, имеющей сложную структуру, в результате чего, процесс управления значительно усложняется.
В нашем случае, объектом управления является таможенное дело, причем таможенные органы, в свою очередь, составляют один из элементов таможенного дела, которое представляет собой достаточно сложно организованный объект.
Для того, чтобы определиться с принципами управления применительно к предмету нашего исследования, обратимся к сущности принципа управления. Принципами в научной теории называют основные положения, с помощью которых выстраивается теория и объясняются анализируемые факты. Теоретико-познавательный и методологический аспекты — неотъемлемые признаки принципов управления как научных положений. В системе государственного управления принципы выступают в своей главной ипостаси — в качестве основных и исходных положений управленческой деятельности, выработанных наукой и сформулированных государством. Они являются надежным средством организации и регулирования целенаправленного процесса воздействия на общество, а также одновременно и собственно функционирования управляющего субъекта. Принципы объективны в своей основе и по содержанию постольку, поскольку они выражают научное знание об объективных законах и функциях управления, отвечают критериям научной истины. Однако объективность принципов в указанном смысле нельзя отождествлять с объективно существующими общественными процессами и присущими им объективными законами. Принципы управления независимы от сознания и воли субъекта только в смысле адекватного отражения объективных законов, потребностей государства и общества. Познаются и формулируются они людьми с различными субъективными способностями и возможностями. Поэтому было бы ошибочно интерпретировать положение об объективном содержании принципов управления так, что будто бы объективность гарантирует адекватное их осуществление любым субъектом и при любых условиях.
Таким образом, по нашему мнению не только нормативность, но и действительность должна быть предметом анализа реализации принципов управления в практической деятельности государственных органов.
Существенной особенностью принципов государственного управления является выраженность и закрепленность их в большинстве своем в правовых нормах. Правовое закрепление принципов, бесспорно, вносит большую конкретность и устойчивость в управленческие отношения [4].
Принципы управления весьма разнообразны. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности деятельности. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.
Таким образом, представляется целесообразным выделить следующие группы принципов управления:
- общеметодологические принципы, сформулированные на основе познания общих законов социального и государственного управления, закрепленные в политических и правовых нормах, или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций;
- специфические, выделенные на основе особенностей объекта управления.
К числу общеметодологических принципов управления могут быть отнесены:
1. научность;
2. системность и комплексность;
3. единоначалие и коллегиальность;
4. демократический централизм (делегирование полномочий);
5. принцип обратной связи.
Принцип научности. Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности — противоречие теории и практики. Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными системами, максимально эффективного использования имеющихся ресурсов. Другое важное противоречие принципа научности — единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется в тем большей степени, чем больше сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук и в других областях.
Принцип системности и комплексности. Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д. Таким образом, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность — развернуть их по горизонтали. Поэтому системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность — к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.
Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя. Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ. Так, например, в фирме вице-президенты по науке, производству, маркетингу и другим направлениям несут полную ответственность за соответствующий сектор деятельности фирмы. Проблема заключается в том, что перед любой системой, образуемой субъектом и объектом управления могут возникать качественно новые задачи, решение которых не предусмотрено регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех или иных задач и выполнение тех или иных работ, но и подчиненные проявить разумную инициативу.
Принцип демократического централизма (делегирования полномочий). Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия — соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладает централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творческим является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим. На уровне систем государственных органов, например, таможенных, принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности региональных таможенных управлений, таможен, постов, но и степень их ответственности за выполняемые действия. Далее, принцип демократического централизма определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.
Информация о работе Основные принципы и способы делегирования полномочий