Основные методы управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 13:04, шпаргалка

Описание работы

Стратегическая задача повышения качества продукции через решение проблем стандартизации, сертификации, метрологии.
Стандартизация, как упорядочение деятельности в любой области; выявление оптимального решения.
Сертификация, как оценка третьей независимой стороной соответствия качества продукции (услуг), производств, систем качества, требования нормативных документов.
Метрология, как наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Работа содержит 1 файл

gos.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

Основные показатели, определяющие структуру капитала фирмы и их интерпретация. Вложение капитала должно быть эффективным. Под эффективностью использования капитала понимается величина прибыли, приходящаяся на один рубль вложенного капитала. Эффективность капитала включает в себя использование оборотных средств, основных фондов, нематериальных активов. Поэтому анализ эффективности капитала проводится по отдельным частям его, затем делается сводный анализ. 1. Эффективность использования оборотных средств характеризуется прежде всего их оборачиваемостью (продолжительность прохождение средствами отдельных стадий производства и обращения. Время, в течение которого оборотные средства находятся в обороте, составляет период оборота оборотных средств. Оборачиваемость исчисляется продолжительностью одного оборота в днях или количеством оборотов за отчетный период Коэффициент оборачиваемости характеризует размер объема выручки от реализации в расчете на один рубль оборотных средств. 2. Эффективность использования основных фондов измеряется показателями фондоотдачи и фондоемкости. Фондоотдача определяется отношением объема выручки от реализации продукции к средней стоимости основных фондов. Фондоемкость - величина, обратная фондоотдаче 3.  Эффективность использования нематериальных активов измеряется, как и использование основных фондов, показателями фондоотдачи и фондоемкости. 4.  Эффективность использования капитала в целом. Это лучше всего отражается его рентабельностью. Уровень рентабельности капитала измеряется процентным отношением балансовой прибыли к величине капитала.

 

 

56.  Простейшая модель поведения фирмы.

Понятие модели поведения фирмы. Основные вопросы, стоящие перед фирмой: что производить, сколько производить, на какие результаты можно рассчитывать. Валовая, средняя и предельная выручка фирмы и ее связь с издержками. Предельные издержки. Закон убывающей предельной производительности. Достижение максимума прибыли в точке совпадения предельных издержек и предельной выручки. Выводы из этого закона в условиях разных рыночных структур. Определение условий, при которых фирме целесообразно прекратить свою деятельность.

Понятие модели поведения фирмы. Основные вопросы, стоящие перед фирмой: что производить, сколько, на какие результаты можно рассчитывать. Любое предприятие, сталкиваясь со сложностью рыночных механизмов, встает перед проблемой создания модели своего поведения, которая отражала бы метода взаимодействия фирмы и рынка. Эта модель может быть связана с показателями о количественных результатах работы, которые необходимо достигнуть, а может служить достижению конкретных целей — выход на определенный  рынок, разработка нового товара и т.д. Создание модели поведения фирмы осуществляется при помощи наблюдений за рынком, рыночных исследований и соотнесения тенденций и запросов рынка с задачами и возможностями фирмы. Деятельность любой фирмы протекает в постоянно меняющейся экономической ситуации. Фирма оказывается в той или иной экономической модели, но каждый раз перед ней встают стандартные вопросы: 1. следует ли производить? 2. если да, то в каких количествах? 3. на какую прибыль можно рассчитывать или какой убыток придется покрывать? Набор ответов на поставленные вопросы представляет собой модель фирмы.  Предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, следовательно производится будут лишь те товары, производство которых может принести прибыль. Предопределяет получение прибыли и ее отсутствие: общий доход, который фирма получает от продажи своего продукта, общие издержки его производства. Общий доход исчисляется умножением цены продукта на количество проданного продукта. Общие издержки исчисляются умножением цены каждого ресурса на количество использованного в производстве, а затем суммированием затрат на каждый ресурс. Валовая, средняя и предельная выручка фирмы и ее связь с издержками. Целью любого предприятия на рынке является получение максимальной прибыли, однако, выходя на рынок со своим товаром предприниматель предполагает прежде всего получить выручку, а то, как выручка покроет затраты - это вопрос вторичный Выручка от продаж - материальные ценности в денежном выражении либо денежные суммы, полученные в результате коммерческой или предпринимательской деятельности после реализации (продажи) товаров и услуг. Валовая выручка - денежная сумма, получаемая продавцом при продаже определенного количества товара по определенной цене: Валовая выручка = Количество товара * Цена.

Средняя выручка - общий размер выручки от продажи продукции, деленный либо на количество проданной продукции, либо на количество продукции, на которую предъявлен спрос. Если вся продукция фирмы продана по одной цене, то средняя выручка есть цена, по которой продан продукт. Предельный доход - дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции. Предельный доход равен изменению общего размера выручки, деленному на изменение количества проданного продукта

Предельные издержки (англ, marginal cost) - приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Обычно под этим понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции. В реальной жизни при увеличении выпуска продукции наступает такой момент, когда дополнительные (предельные) издержки и предельная выручка фирмы совпадают. Следовательно, предельная прибыль оказывается равной нулю. Это означает, что при прочих равных условиях дальнейшее наращивание выпуска продукции будет сопровождаться уменьшением выручки.

Закономерности, которым подчиняется изменение издержек в долгосрочном временном интервале, позволяют фирме правильно выбрать размер предприятия, определить объемы выпуска продукции.

Предельная производительность - Понятие предельного продукта предполагает, что в неизменных технических условиях последовательное увеличение одного из производственных факторов на единицу при неизменной величине других ведет к снижающемуся приросту продукции. В неоклассической теории это положение называется законом убывающей производительности последовательных затрат. Согласно этому закону применение каждого фактора зависит от соотношения цен предельного продукта и единицы фактора, на который относится данный предельный продукт (одного рабочего, одной производственной установки, единицы земельной площади и т.д.). Когда наступает равновесие, дальнейшее увеличение затрат фактора становится нерентабельным.  Закон убывающей предельной производительности. Если предположить, что каждая следующая единица переменного ресурса (труда) приобретается по одной и той же цене, то предельные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции будут падать, пока предельная производительность каждого добавочного рабочего будет возрастать. Так происходит потому, что предельные издержки представляют собой цену или издержки на оплату дополнительного рабочего, деленные на его или ее предельную производительность. В то же время, падение предельной производительности будет выражаться в росте предельных издержек. Кривая предельных издержек представляет собой зеркальное отражение кривой предельной производительности. Достижение максимума прибыли в точке совпадения предельных издержек и предельной выручки. Выводы из этого закона в условиях разных рыночных структур. На начальных стадиях производства, когда объем выпуска относительно небольшой, предельный доход будет обычно (но не всегда) превышать предельные издержки. Но на последующих стадиях производства, когда объем велик, предельные издержки будут превышать предельный доход. Эти 2 интервала разделяет точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам. Отсюда следует правило, определяющее объем производства: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам. Это правило не ограничивается особым случаем чистой конкуренции и является ориентиром для всех фирм (монополии, олигополии и т.д.). Так как в условиях чистой конкуренции предельная выручка равна цене товара, то фирма достигает максимума прибыли, когда предельные издержки становятся равными цене. МС = Р. Чем больше степень контроля производителя над ценой, тем больше последняя отклоняется от величины предельной выручки или предельных издержек. Фирма получает прибыль до тех пор, пока цена больше средних валовых издержек. Фирма стремится максимизировать свою прибыль, ели цена больше минимума средних валовых издержек. Фирма стремится минимизировать свой убыток, и ее не следует закрывать, если цена меньше минимума средних валовых издержек, но больше минимума средних переменных издержек. Определение условий, при которых фирме целесообразно прекратить свою деятельность. Фирма стремится минимизировать свой убыток путем закрытия фирмы, если цена меньше минимума средних переменных издержек. Когда не существует объема производства, при котором фирма может покрыть свои средние переменные издержки, значительно меньшие ее средних валовых издержек, фирме будет выгоднее закрыться. Т.е. это заставляет модифицировать правило MR(P)=MC: конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочно периоде, производя такой объем продукции, при котором MR(P)=MC при условии, что цена превышает минимальное значение средних переменных издержек.

 

 

57. Основные этапы развития менеджмента. Развитие менеджмента в России.

Периодизация развития менеджмента применительно к этапам развития туризма. Основные школы и концепции менеджмента.  Ф.У. Тейлор и его вклад в формирование и развитие классической школы научного управления. А.Файоль и его принципы, которые заложили т.н. административную школу. Школа научного менеджмента и ее основные представители, их вклад в развитие менеджмента. Поведенческая школа управления, основанная на применении партисипативного подхода, прикладной мотивации и т.д. Количественная школа, основанная на применении  в управлении математических методов и компьютеров. Ситуационный подход и развитие теории менеджмента.

Развитие менеджмента в России. Зарождение менеджмента, как способа управления единым общенациональным рынком, возникшим в результате объединения отдельных областей, княжеств, земель. Значение петровских реформ для развития менеджмента в России. Важнейшие представители управленческой мысли в России.

Периодизация развития менеджмента применительно к этапам развития туризма. В классическом менеджменте туризма выделяются четыре периода его развития: предварительная фаза - до XIX в.; начальная фаза - 1800-1917 гг.; фаза развития и подъема - 1917-1990 гг.; фаза распада централизованных организационных структур туризма и создание туристских предприятий различных форм собственности - 1990-й год и по настоящее время. Эти периоды отличаются выбором транспортных средств; мотивацией путешествий; количеством участников и их принадлежностью к общественным слоям.

Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов. 1. Древний период. Самый длительный период - с IX - VII тысячелетия до н.э. до примерно XVIII в. Примерно около IX - VII тысячелетия до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства к производству (производящей экономике). Этот период и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента. Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ. Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Применительно к туризму самым древним путешествием следует считать морскую экспедицию (1501-1484 гг. до н.э.) в знаменитую страну благовоний Пунт, предпринятую царицей Египта Хатшепсут. Древние греки путешествовали еще в VIII в. до н.э. Римляне построили широкую сеть дорог, которые служили первоначально в военных целях и облегчали передвижение людей, менявших место проживания или пребывания. Когда сформировались определенные религиозные течения, появилась еще одна многочисленная категория путешественников - пилигримы. 2. Индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении принадлежит А. Смиту. Он сделал анализ различных форм разделения труда и дал характеристику обязанностей государя и государства. Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Одно из первых организованных туристских путешествий относят к 1841 г., когда английский предприниматель Томас Кук осуществил перевозку около 600 человек с целью прогулки по железной дороге. В 1847 г. им было организовано туристское общество, которое занималось тем, что продавало путевки для путешествий не только по Англии, но и за ее пределами. 3 Период систематизации (1856-1960). Началось структурное расширение сети туризма и экскурсий. В первые послевоенные годы в Европе отмечалась высокая миграция населения, что стимулировало спрос на международные путешествия. В международном масштабе туристскую деятельность координирует ВТО, созданная в 1968 г. 4. С 1990 г. начался период распада централизованной системы управления туризмом. Этапы и школы в развитии менеджмента. 1. Школа "научногоуправления". Связана с именами Ф. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилберт. Г. Гантта. Они занимались: анализом содержания работы и ее основных элементов, замерами затрат времени на выполнение приемов труда, рабочих движений, выявлением непродуктивных движений, разработкой рациональных приемов труда - все это рассматривалось как средство совершенствования производства. Также предлагались эффективные процедуры, инструменты и оборудование. Основоположниками (Ф. У. Тейлор) школы предлагалось стимулирование с целью повышения заинтересованности работников в увеличении производительности и объема производства. Кроме того, предусматривалась необходимость отдыха и неизбежных перерывов в работе, чтобы время, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным. Также устанавливались нормы выработки, за превышение которых нужно платить дополнительно. Признавались важность отбора людей, которые соответствуют выполняемой ими работе, и необходимость обучения. Управленческие функции выделялись школой научного управления в отдельную сферу профессиональной деятельности. 2. Классическая (административная) школа управления. Представители: А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик, Г. Эмерсон. Целью школы было создание универсальных принципов успешного управления работой организации в целом. Были выработаны две группы принципов: Рациональная система управления организацией. Школа рекомендовала разделять организации на подразделения по функциональному принципу и рассматривать управление, как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, например, как планирование и организация. Структура организации и управление работниками. Примером может служить принцип единоначалия, по которому человек должен получать приказы только от одного начальника.

3 Школа человеческих отношений. Представители: М. П. Фоллетт, Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер. Разработанные этой школой модели управления возникли в результате осмысления итогов Филадельфийского и Хоторнского экспериментов. Смысл взглядов школы может быть сведен к следующим положениям: человек - "социальное животное", которое может быть свободно и счастливо только в группе; роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными и универсальными; поведение человека на работе и результаты его труда зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у работников между собой, а также какие отношения существуют между работниками и менеджерами; работника можно побудить к эффективному труду, удовлетворив его социальные потребности.

4. Поведенческая школа. Представители: А. Маслоу, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг, К. Левин. Развитие таких наук, как психология и социология, в середине XX в. привело к возникновению т.н. бихевиористского направления в менеджменте, которое выдвинуло на главный план поведение в организации. Эти исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета и лидерства, коммуникациив организациях, коифлшчы в орханизации. Наиболее известные концепцийГТеТфия иерархии потребностей А. Маслоу и теории X и Y Д. МакГрегора.  Проблемы мотивации непосредственно связаны с теорией рабочих команд, с поисками и решениями повышения эффективности деятельности команд. Поэтому, хотя в большей степени различные подходы мотивации ориентированы на менеджеров, в условиях применения рабочих команд, и в первую очередь, в период становления команды на конкретном предприятии, необходимо вновь возвращаться к анализу различных методов теории мотивации. Так, системы стимулирования и распределения прибыли Скэнлона, Раккера и "Импрошейра" [45] могут быть в некоторой степени использованы для повышения эффективности и оценки деятельности команд. Здесь имеет смысл отметить принципы, предложенные Д.С. Синком в качестве признака хорошо разработанных систем прямого финансового поощрения и распределения выгод:  коммуникация, сотрудничество и согласие между работниками и администрацией относительно общих принципов системы; опора на обоснованную систему оценки работы; хорошо продуманные, обоснованные и приемлемые критерии измерения и оценки; "разумные" нормативы;

четко увязанное с результативностью поощрение; измерение и вознаграждение всех работ и обязанностей; простота; упор на качество; увязка вознаграждения и результативности во времени; Выявление Е. Локком незначительного, по сравнению с другими методами, влияния партисипативности на повышение эффективности труда вполне объяснимо влиянием других факторов и ограниченным спектром затрагиваемых проблем. Например, из рассмотрения были исключены вопросы делегирования прав. На эти просчеты в исследованиях Е. Локка указывает и Д.С. Синк [45]. Важность партисипативности подтверждают и последующие исследования в этом направлении. Несомненно, что без вовлечения работников теория рабочих команд не существовала бы в принципе.

5. Количественна школа. Представители: Н. Винер, Джон фон Нейман, Р. Акофф. Математика, статистика, кибернетика внесли свой склад в теорию управления. Исследование операций и математические модели применительно к решению операционных проблем организации составляют суть подхода этой школы. Математические методы и модели позволяют объективно сравнить и описать различные факторы, переменные и отношения между ними. Распространение количественного подхода. Влияние этого подхода сначала было небольшим. Однако в настоящее время положение быстро меняется, так как школы, колледжи и университеты предлагают курсы количественных методов и применения компьютеров.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Развитие менеджмента в России. Начало развития менеджмента в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств, b разв! системы государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин, сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Особую эпоху в развитии менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Преобразования Петра I в центральном и местном управлении: развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств, содействие развитию с/х, укрепление финансовой системы, активизация развития внешней и внутренней торговли. Управленческие идеи И.Т. Посошкова - разделение богатства на вещественное (богатство государства и народа) и невещественное (эффективное управление страной и наличие справедливых законов). Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Во второй половине XVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины П. особую роль в развитии менеджмента в XIX в. сыграл М.М. Сперанский. Систему власти он предложить разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте и А.С. Столыпин. Программа реформ Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией. Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917г. Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер: введение рабочего контроля, создание Высшего совета народного хозяйства, образование местных органов экономического управления. Период "военного коммунизма" характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу. В период новой экономической политики с позиций управления выделялось три уровня - высший, средний и низший.

Информация о работе Основные методы управления качеством