Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 13:04, шпаргалка
Стратегическая задача повышения качества продукции через решение проблем стандартизации, сертификации, метрологии.
Стандартизация, как упорядочение деятельности в любой области; выявление оптимального решения.
Сертификация, как оценка третьей независимой стороной соответствия качества продукции (услуг), производств, систем качества, требования нормативных документов.
Метрология, как наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Теория Портера – Лоулера - эта теория включает в себя элементы теории ожидания и справедливости, 5-ть элементов:
Затраченные усилия
Восприятие затраченных усилий
Полученные результаты
Вознаграждения
Степень удовлетворенности.
Эта модель основывается на том, что мотивация- это функция потребностей, ожиданий, восприятие работниками справедливого вознаграждения. П.Л. – считает , что результативность труда порождает удовлетворенность трудом.
РОЛЬ КОМПЕНСАЦИИ В МОТИВАЦИИ.
Сторонники человеческих отношений утверждают, что важнейшее значение имеют социальные потребности людей.
А сторонники теории научного управления (Тейлор) стоят на том, что вознаграждение материального характера усиливает мотивацию .
Герцберг пришел к выводу, что большинство людей относят оплату относят только к гигиеническим факторам. Бисевиористы считают , что деньги в определенной ситуации могут служить мотивирующим фактором ( поведенческая школа).
Маслоу считал, что з/пл, позволяет удовлетворить потребности различного типа.
60. Понятие и классификация методов управления и их особенности в социально-культурной сфере.
Понятие методов управления в социально-культурной сфере и туризме. Классификация методов. Административные методы, их характеристика, способ реализации, формы и масштабы применения. Роль и место административных методов в социально-культурной сфере и туризме в условиях переходной экономики. Экономические методы, их сущность, формы и способы применения. Преимущества экономических методов и условия их успешного применения. Социально-психологические методы, их особенности, формы и значение в управлении современной фирмой. Убеждение как основное средство воздействия на людей. Самоуправление как современная форма участия работников в управлении организацией.
Методы управления - это совокупность способов и приемов воздействия на управляемый объект для достижения цели.
Классификация методов. Административные методы, их характеристика, способ реализации, формы и масштабы применения. Роль и место административных методов в социально-культурной сфере и туризме в условиях переходной экономики.
Основой использования этих методов выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Задача -координация действия подчиненных. Посредством этих методов реализуется организационная функция. Эти методы опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. Эти методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т. д. В рамках организации возможны 3 формы проявления этих методов: обязательные предписания (приказ, запрет); согласительные методы (консультации, разрешение компромиссов); рекомендации, пожелания (советы, разъяснения, предложения). Эти методы отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. В общем виде система этих методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов - воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления) и воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями). Административное воздействие с тремя типами подчинения:
вынужденным и внешне навязанным. Оно сопровождается чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим "сверху",
пассивным. Характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;
осознанным, внутренне обоснованным.
Эти методы - основа управления в условиях административно-командной системы, существовавшей в СССР. После рыночных реформ большая часть ведомственных предприятий и учреждений социально-культурной сферы получила хозяйственную самостоятельность и независимость. В условиях рынка эффективность применения административных методов зависит прежде всего от умений, способностей, авторитета и опыта менеджеров.
Экономические методы, их сущность, формы и способы применения. Преимущества экономических методов и условия их успешного применения.
ЭМ отводится центральное место в управлении. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. ЭМ - совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива и личности в частности. Воздействие осуществляется на экономические интересы управляемого объекта. Формы ЭМ: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование систем материального поощрения. В отличие от административных методов ЭМ предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием, сколько экономическим стимулированием.
Социально-психологические методы управления, их особенности, формы и значение в управлении современной фирмой
СПМ - совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. СПМ основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращение административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигает посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т. д.). Главная цель применения СПМ - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Умение учитывать человеческий фактор позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и в конечном счете сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Формы СПМ: критика и самокритика, постоянно действующие производственные совещания, разного рода ритуалы и обряды. Объектом социально-психологического руководства в трудовом коллективе является взаимоотношения работников, их отношения к средствам труда и окружающей среде. Убеждение как основное средство воздействия. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Самоуправление как современная форма участия работников в управлении организацией. Самоуправление - децентрализация управления, обеспечивающая работникам возможность в различных формах участвовать в процессе принятия решений, влиять на положение дел в фирме. Полностью самоуправляемой считается система, если она не имеет над собой ни одного вышестоящего органа управления. Рыночная экономика предусматривает высокую степень децентрализации управления и является гарантом становления и развития самоуправления трудовых коллективов. С одной стороны, самоуправление предполагает определенную самостоятельность хозяйственных звеньев фирмы по отношению к высшим органам фирмы, а с другой - полную самостоятельность, обеспечивающую объекту управления полноту власти принимать решения и по мере необходимости выполнять его. Самоуправление возможно только в таких экономических условиях, в которых каждый работник и трудовые коллективы реализуют себя в качестве субъектов собственности. В условиях самоуправления труд соединяется с управлением через отношения собственности
61. Стиль и методы руководства и их особенности в социально-культурной сфере.
Понятие и характеристика стилей руководства. Особенности руководства в социально-культурной сфере и туризме. Авторитарный, демократический и либеральный стили, их описание, характерные черты и рациональные масштабы применения. Характеристика стилей, основанная на сочетании основных факторов (направленность на результат, способы мотивации, привлечение подчиненных к управлению и требовательность). Управленческая решетка ГРИД. Поведенческие факторы и элементы. Деятельность менеджера в силовом поле "забота о производстве" и "забота о людях" (решетка ГРИД). Дополнительные стили управления, их характеристика, области применения.
Классификация стилей руководства (лидерства)
Для классификации стиля руководства используют так называемую теорию «грида» (от англ. grate — решетка) или «решетку менеджмента», разработанную американскими исследователями Р. Блейком и Д. Мутон (1995), включающую 5 основных стилей лидерства (рис. 4). «Решетка менеджмента» представляет собой двумерную классификацию по следующим основаниям («силовым линиям») — ориентация на результат и на персонал (человека).
Первая из «силовых линий» ориентирована на производство. Постоянные цели — максимально высокий объем прибыли, снижение издержек производства и т.п. Вторая «силовая линия» ориентирована на человека. Она нацелена на то, чтобы условия труда как можно больше соответствовали потребностям и желаниям персонала. Хорошее самочувствие и удовлетворение от своей работы — вот основная цель.
А — внимание к потребностям людей при хороших взаимоотношениях на работе способствует формированию дружественной атмосферы в коллективе и рабочего ритма, удовлетворяющих сотрудников;
В — работа выполняется людьми, увлеченными своим делом, их сотрудничество основано на общем понимании целей организации и осознании того, что достижение этих целей требует взаимного доверия, уважения, ответственности;
С — нормальное функционирование организации достигается при разумном сочетании внимания к выполняемой работе и поддержании хорошего социально-психологического климата;
D — минимальных усилий, предлагаемых для выполнения порученной работы, достаточно, чтобы остаться сотрудником организации;
Е — эффективность функционирования — результат такой организации труда, при которой контакты между сотрудниками сведены к минимуму.
Рис. 4. «Решетка менеджмента» (Блейк Р., Мутон Д., 1995)
Р. Блейк и Д. Мутон считали, что реальная работа выполняется как бы в «силовом поле» этих противоречащих друг другу линий. Исходя из «решетки менеджмента», они описали пять основных типов руководителей (управляющих):
тип 1.1 — страх перед бедностью. От руководителя требуется лишь минимум усилий, чтобы добиться качества работы, позволяющего избежать увольнения работника;
тип 1.9 — дом отдыха. Руководитель акцентирует внимание на хороших, теплых взаимоотношениях в коллективе, но почти не заботится об эффективности выполнения заданий;
тип 9.1 — авторитет — подчинение. Руководитель заботится об эффективности выполняемой работы, но недостаточно уделяет внимания моральному настрою подчиненных;
тип 5.5 — организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Зачастую половинная заинтересованность работников при половинном внимании к производству дают слабые результаты;
тип 9.9 — команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективным подходам к работе руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к достижению целей организации. Это обеспечивает высокий моральный настрой и производительность.
Стиль руководства - общая характеристика способов взаимодействия руководителей и подчиненных. Это методы работы руководителя, организация деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающая система ценностей, тип культуры и др.
Авторитарный - централизация власти в руках руководителя, распоряжения в приказной форме без всяких объяснений, дистанция между руководителем и подчиненными, официальный характер отношений. Он обеспечивает максимальную производительность, помогает решению задач в сложных ситуациях. В будущем снижается эффективность труда, инициатива, социально-психологический климат, повышается текучесть. Эффективен напр., в армии, в спорте. Демократический - вопросы решаются коллегиально, систематическое информирование коллектива о состоянии дел, правильная реакция на критику. Разделение власти и участие всех в принятии решений. Стимулирующие методы -поощрение. Коллектив стремиться к творчеству и инициативности. Используется, когда важно не количество, а качество. Либеральный - стимулирование творческого подхода исполнителей к реализации целей, руководитель не вмешивается в деятельность коллектива, работникам предоставлена полная самостоятельность, отмена ранее принятых решений, если это угрожает популярности руководителя. Свойственны уговоры и просьбы, руководитель «плывет по течению». В коллективе -хороший морально-психологический климат, доверие, добровольное принятие на себя полномочии и ответственности. Этот стиль может трансформироваться в попустительский, когда руководитель полностью отстраняется от дел, коллективом от его имени управляют «выдвиженцы», а руководитель создает видимость руководства. Разрешение конфликтных ситуаций - в зависимости от способов разрешения конфликтов, они играют роль факторов, порождающих «разрушение» либо способствующих развитию творческих или консервативных начал. Руководитель, способный разрешить к., вызывает уважение к себе, в противном случае - падение авторитета.
Принятие решений - эффективность управленческого труда зависит от типа управления через процессы принятия решений. Решение может приниматься единолично, либо совместно с подчиненными, т.е. осуществляется коллективная работа.
Критический анализ - совокупность методов, приемов изучения (исследования) и решения проблем. Выявление альтернативных возможностей повышения эффективности управленческого труда. Это изучение предшествующего опыта, критического анализа явлений и процессов. На основе анализа строится обратная связь в системе «руководитель-подчиненный»
62. Личность, власть, авторитет современного менеджера в социально-культурной сфере.
Понятие сущности современного менеджера в социально-культурной сфере и туризме, требования к нему, содержание его труда. Особенности определения конечного результата труда менеджера. Типы менеджеров в соответствии с вертикальным и горизонтальным разделением труда. Основные задачи менеджера на фирме. Требования к менеджеру в отношении его физических, личностных, интеллектуальных качеств и способностей. Власть и личное влияние менеджера в социально-культурной сфере и туризме. Основные формы власти и воздействия руководителей на подчиненных. Способы управленческого воздействия. Авторитет менеджера и его значение для успешного управления в современных условиях.
Менеджер - член туристской организации, осуществляющий управленческую деятельность. М-ы тур.организаций играют разкообразные роли. Но можно выделить 3 главные, кот. решают все менеджеры, независимо от тина нх туристской организации н вида обслуживаемых ими путешественников. 1) это выполнение функций но подготовке, принятию н реализации управленческих решений. Право приняли решений (в рамках своей компетентности) имеет только менеджер. Это главная его функция. Менеджер наделен правом принимать управленческие решения, он же несет и ответственность за их последствия. 2) это информационная роль менеджера, поскольку для того, чтобы принять эффективное управленческое решение, необходимо получить и обработать достоверную экономико-управленческую информацию о развитии системы управления туризмом (о внутренней и внешней среде организации). От того насколько полной инф-ей владеет менеджер, насколько он может ясно и четко доводить нужную информацию до исполнителей, в большой мере зависит и результат его работы. 3) менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов тру до во •-о коллектива на достижение практических и стратегических целей организации. Критерии-требования современного менеджера. Знания и умения м. Т.к. м-р достигает своего труда, воздействуя на др. лиц, г данные профессиональные знания нужные м-ру, находятся в области социальной психологии, Дополняет эти знания владение отраслью. Личные качества — нестандартное мышление, решительность и настойчивость в достижении цели, инициативность, умение выполнять обязательства и обещания, высокий уровень эрудиции, твердость характера, справедливость, тактичность, опрятность и аккурат1юсть, умение расположить к себе, чувство юмора и хорошее здоровье. Этические нормы — это соблюдение норм прежде всего деловой этики, т.е. этические нормы поведения менеджера в рыночной экономике, его нравственные принципы и идеалы. Применительно к туризму речь прежде всего должна идти о следующем: