Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 13:04, шпаргалка
Стратегическая задача повышения качества продукции через решение проблем стандартизации, сертификации, метрологии.
Стандартизация, как упорядочение деятельности в любой области; выявление оптимального решения.
Сертификация, как оценка третьей независимой стороной соответствия качества продукции (услуг), производств, систем качества, требования нормативных документов.
Метрология, как наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Классическая модель рынка характеризуется следующими чертами: множеством независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих, что производить, кому и как реализовывать; • стихийным установлением цен под влиянием спроса и предложения; • множеством независимых потребителей, самостоятельно решающих, у кого покупать продукцию; • эквивалентным обменом по стоимости; • стихийным установлением цен под влиянием спроса и предложения; • стихийным регулированием воспроизводственных пропорций; • свободной конкуренцией, свободным "переливом капитала". «Великолепное достоинство рынка состоит в том, что он сам себя охраняет. Если цены на товары или некоторые виды платежей отклоняются от предписанных обществом уровней, рынок приводит в движение силы, которые возвращают их на этот уровень.
В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый, что привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства. Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства — это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей. Субъекты рыночного хозяйства: 1. Домашнее хозяйство — это экономическая единица в составе одного или
нескольких лиц, которая: • обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, • самостоятельно принимает решения, • является собственником какого-либо фактора производства, • стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. 2. Предприятие — экономическая единица, которая: • использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи, • стремится к максимизации прибыли, • самостоятельно принимает решения. 3. Банк —- финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования рынка. 4. Государство — правительственные учреждения, осуществляющие юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйствующими субъектами и рынком для достижения общественных целей. Связь "производитель-потребитель" является одной из основных в системе рыночных отношений. Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства приведена на Объекты рыночного хозяйства: товары и услуги, факторы производства (труд, земля, средства производства), деньги, капитал, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и преференции. Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе кругооборота ресурсов предприятия, формирование его денежных доходов и накоплений. Финансы предприятий обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала, взаимоотношения с государственными органами, налоговой системой, бюджетами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми компаниями и так далее. В каждом государстве любая государственная система включает финансовую систему. Она состоит из двух подсистем: -общегосударственные финансы; -финансы хозяйствующих субъектов. Формы проявления финансов предприятий: Отношения с другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения выручки (нематериальные отношения): -штрафы, пени, неустойки; -отношения аренды; -выпуск и реализация ценных бумаг; -совместная деятельность;
-коммерческое кредитование; -отношения с работниками по выплате заработной платы. В настоящее время целесообразно выделять самостоятельную группу финансовых отношений, которые складываются у предприятия со своими работниками по поводу распределения прибыли: выплаты дивидендов, выплаты за паи в уставном капитале. Финансовые отношения с собственными структурными подразделениями. Сюда же относятся отношения внутри производственных объединений и отношения предприятия со своими дочерними структурами. Отношения с налоговой службой. Значительная часть отношений - отношения с банковской системой. Это не просто система расчетов и кредитования, ведь появились новые формы отношений: факторинг, траст, залоги и так далее. Отношения с различными страховыми компаниями по всем видам страхования. Отношения с органами государственного управления (таможня, Министерство внешних отношений, различные бюджеты, внебюджетные фонды и так далее).
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят: разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей; повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек; · ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий; · создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции; · обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией; · сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики; · содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности; · обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда; · поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.
43. Международное движение товаров, услуг и факторов производства.
Государственная политика в области внешней торговли; современные тенденции изменения конкурентоспособности; формы международной кооперации и перелива капиталов, международных экономических объединений; основы международной торговли, оценка последствий внешнеторгового обмена, выгоды торговли; современная трактовка влияния факторов производства на структуру внешней торговли, изменения структуры факторов, влияние технического прогресса, цикла жизни товара на структуру внешней торговли; традиционные и нетрадиционные ограничения, эффект введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей, покупателей и государства; протекционистская политика, практика введения импортных квот, тарифные ограничения, "добровольные" экспортные ограничения, экспортные субсидии, "новый" протекционизм, роль торговых союзов, зон свободной торговли, ЕЭС, североамериканская зона свободной торговли; валютный курс и платежный баланс, спрос и предложение валют, валютные рынки, эволюция международной валютной системы, торговый баланс; международное движение капитала и рабочей силы.
В соответствии с законом о регулировании внешней торговли в РФ таможенного кодекса и других нормативных актов, методы государственного регулирования внешней торговли делятся на экономические и административные.
Экономические методы делятся на пошлины, таможенные тарифы, пограничные сборы, импортные депозиты. Таможенные пошлины наиболее традиционный и наиболее эффективный инструмент регулирования экспорта и импорта. Таможенные пошлины делятся на импортные, экспортные и транзитные, а так же антидемпинговые и компенсационные.
Административные методы делятся на количественные ограничения, прямые запреты, специальные требования, таможенные методы и процедуры.
Прямые запреты делятся на эмбарго и блокаду. Эмбарго может устанавливать как на всю торговлю со страной, так и на отдельный вид товара. Количественные запреты делятся на: квотирование, лицензирование и добровольное самоограничение. Количественные ограничения используются для предотвращения чрезмерной конкуренции или поддержания стабильности цен, экономических ресурсов, а так же для создания условий необходимых для получения адекватных торгово-политических уступок. Квотирование – установление лимитов ввоза и вывозы. Квоты могут быть индивидуальные, глобальные, тарифные, сезонные. При лицензировании осуществляется не только количественные ограничения, но и контроль за деятельностью организаций, получивших лицензии. Лицензии делятся на разовые и генеральные. Максимальный срок, на который выдается лицензия – один год. Таможенные методы и процедуры – порядок таможенного оформления грузов, проведение досмотра оформление документов. Цель - усложнение и препятствование проникновению товаров или еще чего-нибудь в страну или из страны.
Главная цель протекционизма-увеличение инвестиций в отрасль. Протекционистская политика направлена, в первую очередь, на создание более благоприятных условий для развития национального производства и внутреннего рынка. Основная задача протекционизма-установление высоких таможенных пошлин на импорт с целью сокращения экспортируемых товаров для защиты внутреннего производителя. Однако такая целенаправленная политика может осуществляться в определенных рамках и ненадолго, пока не будет достигнута поставленная цель. Предпочтение протекционистской политике в основном отдают развивающиеся страны. В отличие от протекционизма, свободная рыночная политика разрешает свободный доступ зарубежных товаров на рынок страны, устанавливая минимальные таможенные пошлины, что, в свою очередь, обостряет конкуренцию между производителями, способствуя развитию всей отрасли производства той или иной продукции. Такие страны, как Российская Федерация, Казахстан, Грузия и Украина также проводят свободную рыночную политику. Лишь некоторые товары оговорены протоколом.
Импортные пошлины, т.е. налогообложение ввозимых в страну товаров, встречаются наиболее часто. В дальнейшем речь будет идти прежде всего об импортных пошлинах, являющихся главным средством национального протекционизма. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Если раньше импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т.е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики.
В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается. При определении условий взаимодействия субъектов мировой экономики особо следует рассмотреть дискриминационные меры государств, затрудняющих ввоз и вывоз определенных товаров, что предполагает изучение систем тарифных ограничений и систем «добровольных» экспортных ограничений различных стран. Реже используются экспортные пошлины. Их цель — получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казнь. Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. Они применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом, или в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов казны и производителей. Такая задача ставится при налогообложении экспорта риса Таиландом, какао-бобов Ганой и кофе Бразилией. Аналогичную роль играют экспортные пошлины на сырье в России. В развитых капиталистических странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование. Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки, рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и сейчас практически не применяются.
Мировая валютная система базируется на функции мировых денег. Они служат мировым платежным средством, мировым покупательным средством и материальным воплощением общественного богатства. В течение длительного исторического периода в роли мировых денег выступало золото. Однако на практике международные расчеты всегда осуществлялись в наиболее сильной и устойчивой валюте мира. В современных условиях золото выполняет функции мировых денег опосредованно — через операции на рынках золота, где на золото можно приобрести необходимые валюты и соответственно товары. Золото выступает как необходимый страховой фонд государства и частных лиц. Помимо доллара США и других свободно конвертируемых валют в качестве мировых денег использовались СДР (специальные права заимствования) и экю — денежная единица, применявшаяся странами Европейского Союза. СДР — международное платежное средство, созданное МВФ в 70-х годах. Паритет СДР устанавливается на базе валютной корзины, т.е. соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. В основе формирования курсов валют находятся стоимостные пропорции обмена — интернациональные стоимости определенного количества товаров и услуг, представляемых в той или иной денежной единице. На практике стоимостные пропорции обмена валют получают отражение в виде соотношения покупательной способности валют.
Отмена золотого содержания валют и переход к «плавающим» валютным курсам не изменили ни саму сущность валютного курса как экономической категории, ни его функций в процессе воспроизводства. Валютный курс сохраняет объективную стоимостную основу, которая выступает в виде покупательной силы сравниваемых валют на мировом рынке. Валюты сопоставляются по интернациональным стоимостям определенного количества товаров и услуг, представляемых той или иной денежной единицей. Курс валюты зависит также от соотносительных темпов инфляции в различных странах, темпов роста производительности труда и ее соотношения между странами, от темпов роста ВНП (основы товарного наполнения денег), места и роли страны в мировой торговле, вывозе капитала. Чем выше темпы инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты. Именно эти фундаментальные факторы прежде всего определяют курс валюты той или иной страны. Долгосрочные тенденции развития валютного курса являются отражением хода воспроизводственного процесса в национальной экономике и роли страны в мировом хозяйстве.
Наибольшее значение среди последних факторов имеет состояние платежного баланса. При улучшении платежного баланса курс валюты повышается, поскольку возрастает спрос на эту валюту. При ухудшении платежного баланса, то есть при его дефицитности, курс валюты падает, поскольку на такую валюту спроса нет. Однако в условиях золотых валют и валют с зафиксированным золотым содержанием отклонения валютного курса от паритета были незначительны. Они происходили в пределах так называемых золотых точек. Предприниматели не покупали валюту по курсу, значительно превышавшему паритет, а предпочитали рассчитываться путем пересылки золота. Поэтому отклонения курса от паритета могли быть в пределах стоимости пересылки золота из одной страны в другую и его страхования. Таким образом, формирование валютного курса и его динамика представляют собой многофакторный процесс. Данные положения можно проиллюстрировать на примере изменений валютных курсов и валютной политики западных стран с развитой рыночной экономикой. До второй мировой войны практически во всех зарубежных странах применялись «плавающие» валютные курсы, то есть курсы, которые складывались в зависимости от спроса и предложения на ту или иную валюту. Недостаток этой системы состоял в резких колебаниях курсов валют, в применении странами частых девальваций своих валют в целях стимулирования экспорта товаров для облегчения процесса их реализации. Ситуация в целом в валютной сфере характеризовалась хаотическими изменениями курса валют. Пытаясь создать условия валютной стабильности, западные страны в 1944 г. в американском городе Бреттон-Вудсе на международной конференции, посвященной валютным проблемам, заключили соглашения, которые стали называться Бреттон-Вудскими соглашениями. Бреттон-Вудская валютная система основывалась на долларе США и золоте. Ее характеризовали следующие основные черты: - центральные банки и правительственные валютные органы стран-членов имели возможность обменять принадлежащие им доллары на американское золото по официальной твердой цене — 35 долл. за унцию золота; - в мировом обороте в качестве резервных и платежных средств наряду с золотом широко использовались две основные резервные валюты — доллар США и английский фунт стерлингов. Однако Бреттон-Вудские соглашения не смогли обеспечить стабилизацию валютных курсов стран-членов. То одна, то другая страна вынуждена была проводить девальвацию или ревальвацию своих валют. В условиях действия Бреттон-Вудских соглашений девальвация означала официально объявленное понижение золотого содержания денежной единицы и соответственное уменьшение ее курса по отношению к доллару США. Вместе с тем, девальвация является мощным наступательным средством в конкурентной борьбе на мировом рынке. Девальвация всегда стимулирует экспорт товаров из страны, девальвировавшей валюту, что улучшает состояние торгового и платежного балансов. Так, в 1949 г. вынуждены были объявить о девальвации на 30% фунта стерлингов Великобритания и соответственно страны бывшей стерлинговой зоны. В ноябре 1967 г. Великобритания вновь провела девальвацию своей валюты, при которой золотое содержание фунта стерлингов было понижено на 14,3% и соответственно снижен курс фунта по отношению к доллару США.