Основные этапы развития теории управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:25, реферат

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены основные подходы к периодизации развития теории управления, на основании которых выделяют этапы, в также основные тенденции и направления её развития в настоящее время.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………….....3

Анализ подходов к периодизации и основные этапы развития теории управления….………………………………………………………………….……………...4

Тенденции развития современной теории управления …………….....................13

Принципы управления………….……………………………………….................17

Заключение………………………………………………………….………............18

Список использованной литературы..……………………………......……...........19

Работа содержит 1 файл

Реферат Психология бизнеса.doc

— 126.00 Кб (Скачать)


2.Современная теория управления

 

2.1. Тенденции развития современной теории управления

 

Общей закономерностью последних десятилетий стало то, что успешные инновационные фирмы все больше управляются в соответствии с новой парадигмой, которая начинает использо­ваться в практике управления не только коммерческих, но и не­коммерческих организаций. Почему изменились теория и практика управления в течение XX столетия? Это произошло в значительной мере вследствие то­го, что изменилась сама жизнь. Новая парадигма управления — реальный ответ на вызов времени, необходимый элемент пове­дения в условиях современного рынка. В последние десятилетия любая деятельность происходит в постоянно меняющихся усло­виях. Адаптация стала жизненно важным необходимым свой­ством любой организации. Новая парадигма управления соот­ветствует быстрым и подчас непредсказуемым изменениям внешней среды, позволяет быстро приспосабливаться к постоян­но меняющимся условиям. Она основана на инновациях, на ис­пользовании знания.

В настоящее время продолжает развиваться как практика, так и теория управления. При этом изменения в практике менеджмента приводят к соответствующему развитию теории. В частности, гуманизация управления, рассматриваемая как переключение внимания с технологического управления на управление человеческим поведением в организациях, повлекла смещение интересов теоретиков с вопросов классической теории менеджмента на вопросы поведенческого характера. В то же время развитие теории оказывает влияние на практику менеджмента. Можно сказать, что в менеджменте «сначала было слово». Дело в том, что люди, управляющие другими людьми, принимают решения, основываясь на собственном представлении об управлении, о его принципах и технологиях воздействия на объект управления. В этом смысле теория управления как бы предшествует практике. Одновременно теория развивается в соответствии с практикой управления, так как реальные закономерности в управлении сначала утверждаются на практике и лишь затем описываются теорией.

Таким образом, под воздействием изменяющейся социально-экономической практики постоянно видоизменяется парадигма управления. Она не представляет собой устоявшуюся теорию и соответствующую схему выявления проблем и их решения. Она трансформируется по мере изменения в практике управления. В частности, в последние годы наметились следующие тенденции этих изменений:

•                      бурное развитие получает организационная культура;

•                      стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все более широком спектре специальных приложений;

•                      методы и технологии современного управления,                         отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор.

Ситуационный подход - концепция, позволяющая дать надежную основу для дальнейшего развития теории управления, для синтеза в ней существующих сегодня результатов. Согласно ему, как уже отмечалось, любая организация есть открытая система, взаимодействующая со "средой", а все, что происходит внутри нее, и все, что составляет содержание эффективного управления, невозможно охарактеризовать без ключевого понятия современного менеджмента - понятия адаптации. В рамках ситуационного подхода возникли новые направления и течения, введены новые конструктивные понятия, сформировались перспективные тенденции развития теории управления. В частности, это концепции "стратегического менеджмента" и "управления персоналом", понятие "организационной культуры". Последняя вообще рассматривается как своеобразный "теоретический прорыв" в управленческой мысли.

Существует несколько определений организационной (корпоративной) культуры:

    * усвоенные и применяемые членами организации ценности и нормы, которые одновременно решающим образом определяют их поведение;

    * атмосфера или социальный климат в организации;

    * доминирующая в организации система ценностей и стилей поведения.

Исходя из этих определений под организационной (корпоративной) культурой понимаются в основном ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а также их внешние проявления (организационное поведение).

Организационная культура выполняет две основные функции:

• внутренней интеграции: осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;

• внешней адаптации: помогает организации адаптироваться к внешней среде.

Основные элементы организационной культуры:

• Поведенческие стереотипы: общий язык, используемый членами организации; обычаи и традиции, которых они придерживаются; ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях.

• Групповые нормы: свойственные группам стандарты и образцы, регламентирующие поведение их членов.

• Провозглашаемые ценности: артикулированные, объявляемые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится организация или группа («качество продукции», «лидерство на рынке» и т.п.).

• Философия организации: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются ее действия по отношению к служащим, клиентам или посредникам.

• Правила игры: правила поведения при работе в организации; традиции и ограничения, которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; «заведенный порядок».

• Организационный климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами.

• Существующий практический опыт: методы и технические приемы, используемые членами группы для достижения определенных целей; способность осуществлять определенные действия, передаваемая из поколения в поколение и не требующая обязательной письменной фиксации.

Организационная культура определяется как наличие у всех работающих общих целей и их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в обеспечении общих конечных результатов организаций. Организационная культура как очень мощное средство управления (особенно широко используемое в Японии) по силе ее воздействия на поведение людей ставится сегодня на один уровень с такими, традиционно считающимися главными, факторами управления, как структура организации и мотивация.

 

 

Стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все большем числе конкретных управленческих ситуаций. Бизнес-планирование по сути явилось воплощением  идей  и  методов  стратегического  планирования, доведенных в некоторых случаях до нормативно закрепленных процедур. Все чаще в региональных, национальных и международных программах применяются идеи и подходы, отработанные в рамках теории стратегического планирования. Прежде всего это относится к так называемому целевому управлению, которое подразумевает постановку четких и кратких целей, характеризующих необходимое конечное состояние управляемого объекта, иерархию целей, участие в процессе выработки целей всех, кто будет работать по их достижению, процедуру оценки эффективности и результативности. Основные приемы и методы стратегического управления, раскрывавшиеся еще недавно лишь в образовательных программах,  становятся обычной технологией проработки коммерческих идей. Приемы стратегического планирования используются в маркетинге, рекламе, работе государственных учреждений.

 

Еще одной общей тенденцией развития управления сегодня стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. Так, например, маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, на деятельность администрации городов и районов (так называемый региональный маркетинг). В деятельности многих некоммерческих организаций с успехом применяются элементы бизнес-планирования. Разгосударствление делает возможным применение коммерческих методов управления в государственных учреждениях. Методы управления культурой организации, отрабатываемые в коммерческих фирмах, постоянно находят свое применение в некоммерческих организациях.

 

По мнению большинства исследователей, все эти и другие тенденции привели к тому, что сегодня сформировалась новая парадигма управления. Она обозначается, как "тихая управленческая революция", а ее ключевыми чертами являются следующие:

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ управления, состоящего в убеждении, что ключ к успеху управления лежит в правильном воздействии на внутренние факторы организации. Вместо этого на первый план выдвигается проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Последняя диктует стратегию и тактику управления, определяет структуру организации и формы управления ею.

2. Использование в управлении теории систем позволило не только сформулировать новый взгляд на организацию как "органическое целое", имеющее свою логику и законы, но и выделить ряд универсальных переменных любой системы, контроль за которыми составляет основу эффективного управления

3. Ситуационный подход к управлению, составляющий доминанту современной теории и практики управления. Главный его тезис - вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне.

 

 

 

 

1.2. Принципы управления

 

Современная теория управления руководствуется следующими принципами:

- лояльность к работающим;

- ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;

- коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;

- атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих (организационная культура);

- обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;

- своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

- методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;

- непосредственное участие в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы;

- умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе управленец: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.;

- этика бизнеса;

- честность и доверие к людям;

- опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;

- перспективное и целостное видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть;

- качество личной работы и ее постоянное совершенствование.


Заключение

 

Современное управление - это в высшей степени адаптивное управление, базирующееся на высоких информационных технологиях. Вместе с тем, как никогда прежде, при всей значимости количественных методов в управлении, его технико-технологической составляющем, велика роль человеческого фактора, выступающего не только в роли организационного ресурса, но и носителя системы индивидуальных и корпоративных интересов. Знания, умноженные на временной ресурс, умение человека быстро и адекватно реагировать и управлять ситуацией определяют конечный успех. Управленческие структуры чрезвычайно мобильны и подвижны, фактически они мозаично-модульны по архитектуре, индивидуальны и эксклюзивны по ситуации.

Современный управляющий, руководитель XXI в. - это в большей степени универсал, чем узкий специалист. Его функции высоко гуманизированы, социальны по своей сути и направлены на гармонизацию индивидуальных, корпоративных и общественных интересов. Несмотря на то что цель получения прибыли в бизнес-организациях остается одной из главных, все большее значение в деятельности руководителя занимает оценка тех социальных, организационных, экономических и других последствий, которые могут иметь место в результате получения прибыли.

Увеличение темпа общественного развития в XXI в. внесло су-щественные коррективы в систему управленческих ценностей и инструментов. На первое место выдвигаются знания, информация и время.


Список использованной литературы:

 

1.      «Управление организацией» под ред. Петровича М.В.; Минск, 2008

2.      Кнорринг В. И. «Теория, практика и искусство управления»; Москва, 2006

3.      «Теория управления» под ред. Гапоненко А.Л. ,Панкрухина А.П.; Москва, 2008.

4.      Э.Кирхлер. Психологические теории организаций; Харьков, 2007 г

5.      Статья Карпова А.В. «Современное состояние теории управления», электронный ресурс: http://psyarticles.ru

2

 



Информация о работе Основные этапы развития теории управления