Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:25, реферат
В данной работе будут рассмотрены основные подходы к периодизации развития теории управления, на основании которых выделяют этапы, в также основные тенденции и направления её развития в настоящее время.
Введение………………………………………………………………..………….....3
Анализ подходов к периодизации и основные этапы развития теории управления….………………………………………………………………….……………...4
Тенденции развития современной теории управления …………….....................13
Принципы управления………….……………………………………….................17
Заключение………………………………………………………….………............18
Список использованной литературы..……………………………......……...........19
Была разработана особая система сдельной заработной платы: рабочие, выполнившие и перевыполнившие норму, оплачивались по повышенным тарифным ставкам и расценкам, а те, кто не выполнил норму, - по пониженным.
Тейлор считал, что хороший мастер должен обладать следующими качествами: ум, образование, опыт, такт, энергия, сообразительность, честность, здравый смысл, здоровье.
Он говорил, что трудно найти человека, обладающего всеми этими качествами. Многие обладают только тремя из них. Они могут наняться за обыкновенную плату. С четырьмя качествами - за более высокую плату. Найти работника, обладающего пятью качествами -очень трудно, а шестью, семью и восьмью - почти невозможно. И если бы нашелся человек с девятью качествами, то его лучше назначить управляющим, а не мастером.
Награду Тейлор представлял не только как денежное вознаграждение. Он всегда советовал предпринимателям идти на уступки рабочим, ибо эти уступки - тоже награда, равно как и организация бань, столовых, читален, детских садов. Именно Тейлор впервые ввел в оборот понятие «человеческий фактор».
Г.Л. Ганнт (1861-1919) - американский инженер-исследователь. Является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий; разработал целую систему плановых графиков («графики Ганнта»), позволивших благодаря его высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлять планы на будущее.
В 1908 г. Г. Ганнт представил в Американское общество инженеров-механиков доклад, в котором отстаивал необходимость особого, человеческого подхода к промышленным рабочим, недопустимость управления ими как машинами. Всемирно известные «графики Ганнта» - это метод визуального контроля результатов и оплаты труда в любой отрезок времени. Графики произвели революцию в управлении производственными процессами, став основой оперативного планирования. В дальнейшем на их основе были разработаны «сетевые графики».
Г. Эмерсон (1853-1931) - американский исследователь. Опубликовал в начале XX в. несколько работ, из которых наиболее известна книга «Двенадцать принципов производительности» (1912). Сформулированные принципы управления, обеспечивающие рост производительности труда, не потеряли значения и по сей день:
♦ отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления;
♦ здравый смысл, предполагающий в том числе признание отдельных ошибок и поиск причин;
♦ компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций;
♦ дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей;
♦ справедливое отношение к персоналу;
♦ быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
♦ диспетчеризация работы;
♦ нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
♦ нормализация условий труда;
♦ нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов выполнения и регламентировании времени;
♦ наличие письменных стандартных инструкций;
♦ вознаграждение за производительность.
Его взгляды соответствовали основным положениям тейлоризма.
Г. Форд (1863-1947) - основатель американского автомобилестроения, один из создателей «философии практики» XX в.
Форд утверждал, что одна из целей промышленности - не только снабжать потребителей, но и создавать их. Он был убежден, что если его рабочие будут мало зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями товаров, вследствие чего в Америке не появится средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны.
Руководствуясь этим принципом, он выпускал настолько дешевые легковые машины, что миллионы американцев смогли их приобрести. Он продавал свою первую «Модель Т» за 295 долларов, тогда как обычная цена на аналогичную машину превышала 2 тыс. долларов. Он вытеснял с рынка производителей потому, что внедрял идеи Уитни и Бэббиджа лучше, чем они могли об этом мечтать. Платил своим рабочим 5 долларов в день, тогда как его конкуренты - всего 2 доллара.
«Фордизм» - это система организации поточно-массового производства, основанная на применении стандартизации, типизации и конвейеризации производственных процессов.
А. Файоль (1841-1925) - французский инженер-исследователь. Его основной труд «Общая и промышленная администрация» был опубликован в 1916 г. По мнению американских историков науки управления, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в. В течение 30 лет он был руководит¬лем крупной французской горнодобывающей и металлургической компании «Коламбо».
Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации». Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, т.е. основных правил, определяющих построение и функционирование системы управления, и важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Файоль сформулировал 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления.
Считая предложенные принципы универсальными, Файоль указывал, что их применение должно носить гибкий характер. Многие компании в настоящее время руководствуются принципами, сформулированными Файолем.
Кроме того, Файоль выделил 6 групп операций, производимых в каждой организации и являющихся взаимозависимыми:
- технические;
- коммерческие;
- финансовые;
- страховые;
- учетные;
- административные.
Административные операции он разделил на планирование, организацию, контроль, координацию и распорядительство. Именно они положены в основу известных общих функций управления.
Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль наибольшее значение придавал компетентности и наличию знаний.
В отличие от технократов Файоль не преувеличивал роль технических знаний, утверждая, что исключительно техническое образование не отвечает общим запросам предприятия. Менеджер должен руководствоваться не технической установкой, а административной установкой, и по мере подъема по иерархической лестнице относительная важность административной установки возрастает.
Новый прорыв в управленческой мысли, сопоставимый по своему значению с первыми двумя, называемый «неоклассическим» - зарождение школы «человеческих отношений» на рубеже 30-х годов.
Отличительная черта школы человеческих отношений - перенос акцентов в управлении с выполнения задач на отношения между людьми. Именно эта школа настаивала на необходимости анализа психологической деятельности индивида и выдвинула требование «человек - главный объект внимания». Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Мюнстерберга (1863-1916). Мюнстерберг был основателем психотехники (отбор кадров, их совместимость, тестирование способностей и т.д.). Его школа готовила первых в мире промышленных психологов.
Американка М. Фоллет (1868-1933) выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон. Она хотела совместить в единое целое три школы в управлении: научного управления, административную и человеческих отношений. Фоллет считала, что менеджер должен управлять в соответствии с ситуацией, а не с тем, что предписано функцией управления.
Особая заслуга в развитии идей этой школы принадлежит Э. Мейо (1880-1949), который провел на предприятиях фирмы «Вестерн Электрик» в Хоторне (близ Чикаго) с 1927 по 1939 г. серию экспериментов. Обобщение эмпирических материалов позволило ему создать социальную философию менеджмента, систему «человеческих отношений». Мейо призывал активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы, самым сильным из которых, по его мнению, является стремление человека к постоянной связи со своими товарищами по работе.
Самое, пожалуй, наглядное представление о роли и значении человеческих отношений дает Д. Карнеги, который сформулировал основные методы общения с людьми:
- 6 правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям;
- 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения;
- 9 правил, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя и не вызывая у них чувства обиды;
- 7 правил, соблюдение которых позволяет сделать вашу семейную жизнь более счастливой.
Плеяда ученых и практиков в области управления была бы далеко неполной без известных отечественных личностей, оставивших заметный след в управленческой сфере. Начало XX в. - это известные экономические и управленческие реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Разветвленная сеть коммуникаций, аграрная реформа - далеко не полный перечень успешной реализации их управленческих и экономических идей.
В 1917 г. В.И. Лениным в работе «Очередные задачи Советской власти» были сформулированы известные семь задач научного управления экономикой страны:
1. Введение в управление на микро- и макроуровне единоначалия.
2. Повышение производительности труда на основе научной организации труда.
3. Организация хозяйственного (коммерческого) расчета.
4. Материальная заинтересованность производителей в результатах труда.
5. Введение «наилучших систем учета и контроля».
6. Разработка index-number (числа-показателя) отражающего результаты хозяйствования.
7. Укрепление трудовой дисциплины и поиск новых форм морального стимулирования рабочих и управленцев.
В 1920-х годах в СССР начаты исследования в области управления производством, обозначились две основные группы концепций.
Первая группа концепций «Организационное управление» или организационно-техническое, основателями и исследователями которой были следующие ученые.
А.А. Богданов (1873-1928) был выдающимся естествоиспытателем, экономистом, философом. Разносторонность увлечений помогла ему заметить, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют сходные черты, что позволяет говорить об особой науке - организационной. В монографии «Всеобщая организационная наука (тек-тология)» А.А. Богданов (Малиновский) сделал попытку разработать концепцию триединой организации, состоящей из общих элементов-вещей, людей и идей. Анализируя сущность организации, Богданов доказал, что организационное целое превосходит простую сумму его частей. Ввел понятия «управляющей и управляемой системы», «бире-гуляторов» (в кибернетике - «обратная связь»). К числу организационных законов он отнес «закон наименьших», или «слабого звена», Согласно которому прочность цепи определяется наиболее слабым из N звеньев.
В представлениях А.А. Богданова экономическая жизнь целиком детерминирована техникой. В своей трехмерной организационной Схеме: 1) организация вещей (техника); 2) организация людей (экономики); 3) организация идей (организация опыта) - Богданов отдает приоритет первому элементу.
А.К. Гастев (1182-1941) долгие годы возглавлял Центральный Институт труда, где под его руководством была разработана концепции трудовых установок, содержащая в зародыше основы кибернетики, инженерной психологии, экономики. Составными частями этой Концепции были: теория трудовых движений в производственном процессе; организация рабочего места; методика рационального произдственного обучения.
Концепция А.К. Гастева охватывала сферы техники и технологии, биотехнологии, психофизиологии, экономики, истории, педагогики. Она содержала в себе элементы таких впоследствии известных наук, как кибернетика, инженерная психология, эргономика.
В отличие от Тейлора и Форда в данной концепции важное место уцепилось психофизиологии труда (проблемы утомляемости, тренировки( физических и психических возможностей, соблюдение режима труда и т.д.)
II.М. Керженцев (1881-1940) был представителем второго направления - социального. Он сформулировал теорию организационной деятельности. Выделив в НОТ три объекта - труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем. Под научной организацией управления он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и распределение кадров, поддержание дисциплины. П.М. Керженцев сформулировал основные принципы управления:
♦ постановка целей и задач;
♦ разработка планов;
♦ учет, контроль;
♦ координация людских и материальных ресурсов.
П.М. Керженцев сконцентрировал свои исследования на одном виде управления - управлении людьми независимо от специфики их деятельности. Он считал, что нельзя добиться серьезных успехов в управлении, не уничтожив организационную безграмортность. А это прежде всего умелое планирование и использование времени. Наибольший успех, по мнению П.М. Керженцева, достигается тогда, когда руководитель концентрируется на главном. «Хороший организатор ... умеет заставить других выполнить всю работу, оставляя себе лишь основное общее руководство и общий контроль».
Вторая половина XX в. в управлении - это постоянная смена акцентов в управленческой теории и практике. 1950-1960-е гг. как следствие широкой волны математизации и компьютеризации знаменуют доминирование количественных подходов в управлении, осознание роли точных наук (теория измерений, кибернетика, теория систем и др.). Усиление динамики общественной и экономической жизни, увеличение темпов социально-экономического развития, постоянная смена факторов внутренней и внешней среды организации и их влияния на ее развитие позволили утвердиться ситуационому подходу в управлении. Начиная с 80-х гг. XX в. в управлении все чаще употребим феномен организационной культуры как мощный инструмент доминирования и решения корпоративных задач.
Информация о работе Основные этапы развития теории управления