Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:25, реферат
В данной работе будут рассмотрены основные подходы к периодизации развития теории управления, на основании которых выделяют этапы, в также основные тенденции и направления её развития в настоящее время.
Введение………………………………………………………………..………….....3
Анализ подходов к периодизации и основные этапы развития теории управления….………………………………………………………………….……………...4
Тенденции развития современной теории управления …………….....................13
Принципы управления………….……………………………………….................17
Заключение………………………………………………………….………............18
Список использованной литературы..……………………………......……...........19
Частное учреждение образования
«ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМ. ШИРОКОВА»
Факультет управления
Кафедра «Управления»
Реферат
по дисциплине «Психология бизнеса»
на тему «Основные этапы развития теории управления»
Минск 2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Анализ подходов к периодизации и основные этапы развития теории управления….………………………………………………
Тенденции развития современной теории управления …………….....................13
Принципы управления………….………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы..……………………………......…
Введение
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.
И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества, росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами.
Для наиболее эффективной работы управляющих необходима была некая систематизированная научна область знаний.
Теория управления - система научных знаний об отношениях между субъектами и объектами управления.
Современная ситуация в теории и практике управления характеризуется сосуществованием и взаимодействием ряда подходов.
Они направлены на синтез и развитие разработанных ранее взглядов основных "школ управления", а также на разработку новых представлений об управлении. В связи с параллельным существованием подходов общий спектр современных теоретических и прикладных разработок чрезвычайно широк и многообразен. Результатом этого является фактически исчерпывающий охват современными исследованиями всех основных проблем управления. Вместе с тем ситуация в данной области - именно в силу трудно-обозримого числа концепций, подходов, школ, трактовок - таит и определенные трудности. Это трудности обобщения, синтеза результатов. Один из крупных теоретиков менеджмента Г. Кунц уподобил ее "джунглям", в которых "множество подходов является обескураживающим и губительным" . Правда, в этих "джунглях", как остроумно заметил другой крупнейший теоретик - Г. Саймон, "бродят слоны", что означает существование мощных с теоретической и с прикладной точек зрения концепций.
В данной работе будут рассмотрены основные подходы к периодизации развития теории управления, на основании которых выделяют этапы, в также основные тенденции и направления её развития в настоящее время.
1. Анализ подходов к периодизации и основные этапы развития теории управления
Наука и практика управления в своем развитии прошли несколько этапов. Периодизация развития управления в различных научных источниках рассматривается по-разному. Наиболее часто встречаемый подход - разделение истории развития управления на два периода: дотейлоровский и после. Таким образом, граница выделения двух этапов - начало XX в. Управление XIX в. и более ранних периодов -это накопление практических навыков, выделение отдельных взглядов, концепций, как правило, практического управления, которое в качестве основных принципов основывалось на единоначалии, разделении и кооперации труда; доминирование признаков организации как закрытой от внешнего мира окружения системы. Послетейлоровский период (начало XX в.) характеризуется систематизацией накопленных человечеством управленческих знаний: в производстве, государственном управлении, земледелии, строительстве, в военном деле.
Согласно исследованиям В.С. Фатеева многие связывают развитие теории и практики управления в основном с XX в. Так, Т. Питерс и Р. Уотермен выделяют четыре этапа в развитии теории управления.
Первый (1900-1930) - эпоха замкнутой системы и рационального индивида основывался на теоретических концепциях М. Вебера («рациональная бюрократия») и Ф. Тейлора («научное управление»).
Второй (1930-1960) - доминирование концепции организации как замкнутой системы и социальных отношений внутри организации. Это была попытка примирения труда и капитала. Наибольшее развитие концепция получила у приверженцев так называемой школы «человеческих отношений» (Э. Мэйо, Д. Макгрегора, А. Маслоу, Д. Карнеги, Ч. Барнард и др.).
Третий (1960-1970) - доминирование концепции открытой организации. Главное утверждение сторонников данного направления заключается в том, что организация неизбежно связана с внешней средой и ее успех связан с ресурсами, поступающими извне (А. Чандлер, П. Лоуренс, Дж. Лорш).
Четвертый (1970 г. и далее) - период открытой системы и социального индивида. В это время развивается феномен «организационной культуры», особое внимание уделяется человеческому фактору и информационному сопровождению деятельности организации (К. Уэйк, Дж. Марч)
Р. Ходжеттс выделяет три «волны» в развитии управления. Первая охватывает огромный период - с 5-го тысячелетия до н.э. и примерно до середины XVIII в., т.е. до начала «промышленного переворога». Этот период фактически углубил принцип разделения труда. На основе охоты и собирательства появляется скотоводство и земледелие, совершенствуется планирование военных действий, развиваются государственный аппарат, планирование и контроль в строительстве. К управлению государством привлекаются все более широкие слои населения, реализуется принцип децентрализации (управление полисами в Древней Греции). Разрабатываются теоретические основы государственного управления большими социальными группами (Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель). Закладываются основы этики управления.
Вторая «волна», по Р. Ходжеттсу, доходит примерно до 1870-х годов. На фоне индустриализации получили утверждение такие управленческие принципы, как стандартизация, унификация, кооперация, специализация, синхронизация. Широкое развитие (как на микроуровне, так и в государственном управлении) получили экономические методы управления.
Третья «волна» началась в конце XX в. и продолжается в настоящее время. Ей свойственно широкое использование в управлении современных информационных технологий, возвращение к значимости технико-технологической составляющей, открытие новых источником энергии, в государственном экономическом управлении – отход от приоритетности монетаризма и признание роли государства в гармонизации социально-экономических отношений.
Доктор экономических наук, профессор Петрович М.В. выделяет следующие этапы развития теории управления.
Первый - древний (период до новой эры, включая 9-2 тысячелетия). Развитие принципа единоначалия создает условия для совершенствования государственного управления, управления военными организациями.
Разделение и кооперация труда обеспечили экономическое развитие древних государств. Свидетельство тому - древние исторические памятники в строительстве, земледелии, военной области, культовые сооружения и др.
Второй - ранний период (примерно с I тысячелетия до н.э. и до XVIII в.). Созданы демократические начала в государственном управлении, укрепляется государственный бюрократический аппарат, разработана концепция «образцового хозяйства» и «идеального» государства (Ксенофонт), создана классификация форм государственного управления (Платон). Описана организация труда в отраслях земледелия, создано руководство по сельскому хозяйству. Первые опыты бухгалтерского учета и появление системы двойной бухгалтерии (Италия, Х1V-ХV вв.).
Третий - промышленный (ХУШ-Х1Х вв.). Развитие теории и практики управления связано с именами А. Смита (анализ разделения труда на разных уровнях, управление доходами и расходами государства), Э. Уитни (унификация и кооперация производства, разработка концепции взаимозаменяемости элементов производства). Р. Оуэна (идеи гуманизации процесса производства), Т. Джефферсона (развитие теории и практики государственного управления), Ч. Бэббиджа (развитие научных методов анализа производительности труда), Джона С. Милля (анализ разделения труда, экономической роли государства, методов контроля ресурсов).
Э. Уитни (1765-1825) - американский изобретатель и фабрикант, больше известен как создатель хлопкоочистительной машины. Много внимания уделял совершенствованию организации производства и за счет этого - резкому повышению производительности труда. Занимаясь производством хлопкоочистительных машин, а позже оружия, ему пришла идея специализировать станки на производстве отдельных частей изделия. Реализация этой идеи практически послужила примером и толчком для развития, стандартизации и унификации в американской промышленности, стала прообразом современных сборочных линий.
Э.Уитни много внимания уделял анализу производственных издержек, контролю качества производственного процесса и конечной продукции. Исследовал вопросы нормирования управляемости и другие проблемы управления производством.
А. Смит (1723-1790) - великий шотландский экономист. В наиболее известном труде, выдержавшем несколько изданий, - «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) - исследовал сущность и причины разделения труда - одного из основных принципов управленческой деятельности, разработал интересную концепцию доходов и расходов государства. Смит утверждал, что основным мотивом трудовой деятельности человека является своекорыстный интерес. Но преследовать свой интерес можно, только оказывая услуги другим людям, получая в обмен на свой труд и продукты труда. Так развивается разделение труда. А. Смит ввел понятие «экономический человек» и формулировку «невидимая рука», т.е. стихийность объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо воли и часто против воли людей. Свобода конкуренции - альфа и омега его экономического учения. Смит выступил за ограничение роли государства в регулировании промышленности и торговли, разработал программу свободы внешней торговли. Так родилось фритредерство (англ. Fгее tгаdе - свободная торговля), ставшее в XIX в. знаменем английского промышленного капитала. К экономике А. Смит подходил как к системе, где действуют свои законы, поддающиеся познанию.
Четвертый этап - современный (с начала XX в. по настоящее времени). Характеризуется обобщением и систематизацией накопленного теоретического и практического опыта управления. Созданы и модифицированы различные школы управления. Наибольший вклад в развитие теории и практики управления организациями внесли: Ф. Тейлор (теория научного управления), Ф. и Л. Джилбреты (хронометраж рабочих операций, организация рабочего места), Г. Ганнт («графики Ганнта» в технологическом производственном цикле), А. Файоль (теория администрирования), Г. Мюнстерберг (внедрение психологии в управление), М. Блюмфилд (основатель персонал-менеджмента), М. Вебер (концепция «рациональной бюрократии»), Э. Мэйо (основатель, индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений»), М. Фоллет (создание теории стилей и лидерства), Дж. Кейнс (развитие теории государственного регулирования экономики), Н. Винер, К. Шеннон (использование системного анализа и теории информации в управлении), П. Друкер (развитие «эмпирической» школы менеджмента), М. Фридмен (обоснование необходимости ограничения роли государства в управлении экономикой, основатель «монетаризма»), Д. Макгрегор (разработка мотивационной теории X и У) и др.
Ф.У. Тейлор (1856-1915) - американский инженер, исследователь и организатор производства. Имея юридическое образование, отказался от карьеры адвоката и прошел все ступени производственной карьеры - от мастера до главного инженера компании. В 1893 г. становится независимым консультантом по вопросам управления предприятием. В своих наиболее известных работах - «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) - Ф.У. Тейлор разработал новую систему управления, которая впоследствии была названа «школой научного управления».
В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор не был ученым-исследователем или профессором школы бизнеса. Он был практиком. Вместо расплывчатых и довольно противоречивых принципов управления он предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой является математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.
Тейлор разработал методы, по которым для каждого вида работы, каждой операции с помощью хронометража и тщательного изучения движений рабочего устанавливался единственный, наиболее рациональный способ выполнения данной работы. Объем задания разбивался на мельчайшие операции, каждую из которых должен по возможности выполнять один человек, при этом устранялись ошибочные, медленные, бесполезные движения, отбирались наиболее совершенные. По словам известного французского физика Ле Шателье, это была математика, примененная к организации труда в промышленности.
Информация о работе Основные этапы развития теории управления