Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 16:35, курсовая работа
Современное общество сегодня из индустриального превращается в
«общество управляющих», поскольку именно эта категория работников выходит
на первостепенные позиции. В США, например, категория «управляющие и
специалисты» составляет более трети всех занятых. Управление стало главным
фактором этой трансформации. Именно феноменом менеджмента можно объяснить,
почему на предприятиях все больше и больше используется труд
высокообразованных и высококвалифицированных работников. Ни одно общество,
ни одна социальная система прежде не могли себе позволить этого. И именно
управление в состоянии использовать постоянно углубляющееся разделение
труда, объединить работников разных специальностей и привести их к
достижению общих целей. Роль управления в том и состоит, чтобы превратить
знание и образованность в непосредственную производительную силу общества,
в то, что называется истинным капиталом любой экономики.
Введение 3
Основные идеи и концепции, разработанные Питером Друкером 4
Управление по целям 5
Концепция предпринимательского общества 6
Общество знаний 10
Теория бизнеса 12
Эффективность 14
Заключение 17
Сноски 19
Список литературы 20
есть тех направлений, в которых инновационная и предпринимательская
деятельность не приносят желаемых результатов. Так, по его мнению,
планирование в традиционном понимании не совместимо с предпринимательским
обществом и предпринимательской экономикой.4 Действительно, инновационная
деятельность должна быть целенаправленной, а предпринимательская –
управляемой. Но по своей сути инновационные мероприятия должны быть
децентрализованы, оперативны, конкретны и должны носить микроэкономический
характер. Лучше всего сделать так, чтобы они реализовывались постепенно,
были бы гибкими и результативными.
Автор также предостерегает, что не стоит считать инновациями только
развитие высокой технологии. Наиболее вероятным результатом политики,
способствующей развитию только высокой технологии, может быть очередное
дорогостоящее фиаско. Прежде всего, высокая технология – лишь одна из
областей инновационной и предпринимательской деятельности, но отнюдь не
единственная. Основная масса нововведений приходится на другие области.
Друкер
определяет два участка, в
требует проведения
инновационных мероприятий
участок – политика, направленная на социальную защиту резервной рабочей
силы. Абсолютное количество людей, не имеющих работы, невелико. Но дело в
том, что производственные рабочие, занятые в традиционных отраслях,
сконцентрированы в очень немногих местах. Они имеют ограниченную степень
свободы, то есть ограничены в смене работы, места жительства и т.д. Они не
обладают ни достаточным образованием, ни высокой квалификацией, ни
социальной компетентностью, ни уверенностью в собственных силах. Эта
категория работников в развитых странах образует тот слой, уровень
образования и общей культуры которого не претерпел радикальных изменений в
этом столетии. Но эти рабочие составляют самую высокооплачиваемую группу в
индустриальном обществе. Если общество не проявит заботу об их
трудоустройстве – пусть даже предоставлением им менее высокооплачиваемых
рабочих мест, - они превратятся в сугубо отрицательную силу. Эта проблема
разрешима при условии превращения экономики в предпринимательскую. Новые
предприятия, открытые в рамках предпринимательской экономики, создают новые
рабочие места. Но даже если предпринимательская экономика и создает новые
рабочие места, все равно необходимы организационные меры по подготовке и
трудоустройству высвобожденных из традиционных индустрий работников.
Самостоятельно они этого сделать не смогут. Если не принять этих мер, то
высвобожденная индустриальная рабочая сила будет оказывать возрастающее
сопротивление всему новому, включая средства своего собственного спасения.
Другое необходимое социальное нововведение отличается своей
радикальностью, сложностью и необычайностью. Оно заключается в организации
систематической замены изжившей себя социальной политики и устаревших
структур сферы обслуживания, поскольку активный период социальной политики
весьма ограничен, и ограничен период эффективной деятельности обслуживающих
учреждений.
Помимо этих двух инновационных мероприятий социального характера
Друкер выделяет в качестве одного из важнейших условий функционирования
предпринимательского общества налоговую политику. Она важна и как
инструмент, оказывающий влияние на поведенческие нормы экономических
агентов, и как символ ценностей и приоритетов общества.6 В настоящее время
в развитых странах избавление от традиционных нерациональностей прошлого
сурово наказывается существующей налоговой системой. В США, например,
налоговые инспекторы относят денежные суммы, полученные от продажи или
ликвидации предприятия или подразделения, к доходам. В действительности эти
суммы идут в счет возмещения капиталовложений. Предпринимательское общество
нуждается в такой налоговой системе, которая бы мотивировала перемещение
капитала из «дня вчерашнего в день завтрашний» и стимулировала
капиталообразование. Существующая же система препятствует такому
перемещению, расставляя на его пути фискальные барьеры.
Не
менее важным инструментом, чем
налоговая и бюджетно-
политика, направленная на поощрение предпринимательства (или, по крайней
мере, не сдерживающая его), является защита новых предприятий от
необходимости выполнять правительственные задания бюрократического
характера (отчетность, справки и т.п.).7 Эти расходы выражаются не только в
финансовых издержках, связанных с недоиспользованием наиболее
квалифицированного персонала, его рабочего времени и сил. Эти издержки
невидимы, потому что напрямую не фигурируют в бюджетах правительства, а
скрыты, например, в счетах врача, медицинская сестра которого тратит добрую
половину своего рабочего времени на заполнение всевозможной официальной
отчетности; в бюджетах университета, где полтора десятка
высококвалифицированных специалистов вынуждены заниматься несвойственной им
непроизводительной работой – подготовкой отчетов о соответствии
университетской, научной
и преподавательской
распоряжениям и постановлениям.
Питер
Друкер определил и
предпринимательского общества и относиться к которой следует как к
благоприятной возможности для собственного роста: непрерывное обучение и
переобучение. Забота о личном росте и профессиональной карьере мотивирует
индивидуальных членов предпринимательского общества во все большей степени
брать на себя ответственность за свое непрерывное обучение и переобучение.
Они не могут более руководствоваться тем представлением, что знания,
полученные в детстве и в юношестве, будут служить им «фундаментом» на всю
оставшуюся жизнь. Заложенные в ранние годы знания следует рассматривать как
«стартовую площадку» для разбега, взлета, а не как базу для возведения
здания, в котором собираешься провести всю жизнь.8 Люди должны быть готовы
к тому, чтобы самостоятельно определять для себя направления своей
деятельности. Интенсивность обновления знаний и навыков зависит от уровня
исходной подготовки и того, насколько их профессиональная карьера связана с
предпринимательством. В этом отношении большое значение имеет область
деятельности работников. Например, навыки, полученные плотником в годы
учения, могут служить ему верой и правдой без значительных изменений лет
сорок, то есть практически до конца его экономически активной жизни. Что же
касается врачей, инженеров, учителей, юристов, менеджеров и т.п., то они
должны исходить из того, что приобретенные ими знания, навыки и умения
устаревают лет через пятнадцать. Более того, специалисты этого уровня
должны быть готовы к тому, что через полтора десятка лет после освоения ими
знаний и навыков на настоящем уровне, им фактически придется решать
совершенно другие проблемы, перед ними будут стоять иные цели, и во многих
случаях их профессиональная «карьера» может пойти в ином направлении. Из
данных рассуждений вытекает следующая концепция Питера Друкера – концепция
«общества знаний».
ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ
Основной идеей концепции общества знаний является выражение самого
Петера Друкера: “В обществе знаний менеджеры должны быть готовы отказаться
от всего, что они знают.»9 В подобном обществе знания являются
первостепенным ресурсом и всеобъемлющим ресурсом и для индивидуумов, и для
экономики в целом. Такие традиционные факторы производства, как земля, труд
и капитал, не исчезают, но отходят на второй план. Они могут приобретаться
и достаточно легко приобретаются как раз с помощью специализированных
знаний. В то же время специализированные знания сами по себе ничего не
производят. Они могут быть продуктивными только в том случае, если
интегрированы в задачу. И именно поэтому общество знаний является также
обществом организаций, поскольку цель и функция любой организации, как
связанной с бизнесом, так и не связанной с ним, - это интеграция
специализированных знаний в общую задачу.
Согласно данной концепции появляется новый тип работника – работник,
обладающий знанием (knowledge worker). Друкер выделяет две категории
работников: управленцы и специалисты (менеджеры определенного уровня,
консультанты, программисты, пользователи программного обеспечения и т.п.).
Пользователи и программисты могут работать как самостоятельно, так и в
компании. Основное отличие их деятельности в том, что они создают продукт
собственными средствами, не используя средства компании. Возникает
справедливый вопрос: как управлять такими работниками? Отвечая на этот
вопрос, Друкер рассмотрел три типа команд:
1) парный теннис, характеризующийся высокой взаимозависимостью
партнеров, необходимостью
отсутствием свободы;
2) бейсбол, где место и функции каждого игрока строго определены и
четко сформулированы;
3) американский
футбол со значительно большей
ходу игры любой игрок может брать инициативу на себя и выполнять
различные функции.
Автор считает, что структуру и тип работы большинства организаций
можно сопоставить с той или иной категорией спортивных команд и выбрать
соответствующий стиль работы с персоналом.
Друкер также отмечает, что динамика знаний четко предписывает
менеджерам, что каждая организация должна строить управление изменениями по
своей собственной системе, близкой именно этой организации.10 С одной
Информация о работе Основные идеи и концепции, разработанные Питером Друкером