Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 18:17, реферат
В этой работе я хотела подробно раскрыть для себя значение менеджмента, а так же узнать об особенностях его развития в нашей стране. С легкой руки американцев английское слово «менеджмент» известно сегодня каждому образованному человеку. Однако что же это слово означает, могут ответить лишь учебники и преподаватели соответствующих вузов. Написав, данную работу я выяснила, что менеджмент – это система программно – целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно – технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.
Глава 1 2
1.1. Менеджмент – путь в будущее 2
1.2. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР 2
1.2.1. Дореволюционный период 2
1.2.2. Постреволюционный период 2
1.2.4. На стыке разных методологий 2
1.3. Методологические принципы формирования российского менеджмента 2
1.3.1. Закон соответствия менеджмента и менталитета 2
1.3.2. Основные направления развития теории и практики российского менеджмента 2
1.4. Краткий обзор российского опыта 2
1.4.1. Особенности российского менеджмента 2
1.5. Проблемы менеджмента в России 2
Глава 2 2
2.1. По югу СССР 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2
Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации. Российский опыт в области делового управления сводится только к использованию методов планирования и контроля за исполнением планов.
Российские так называемые ``новее коммерческие структуры`` - пока не деловые, а чисто спекулятивные предприятия. Производственные предприятия, пытающиеся работать в условиях рынка, встречают множество проблем и ограничений в области окружающей среды их хозяйственной деятельности. Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях в целях строительства организации нового для нашей страны типа, включающего современные методы корпоративного и антикризисного управления, ориентированных на диверсификацию, конкурентоспособность и финансовую устойчивость.
Подход
с позиций человеческого
1.4.1.
Особенности российского
менеджмента.
Особенности российского менеджмента:
- приоритеты в проблематике, акцепты внимания и условий;
- инфраструктура
менеджмента, социально-
- комплекс
факторов, затрудняющих и
- культурная
среда, особенности
Существуют
два подхода в понимании
Первый
подход – полное отрицание возможности
и необходимости менеджмента
в России из-за особенностей исторического
и национально-культурного
Второй подход – не следует преувеличивать российскую специфику, нужно брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой, так как процессы научно-технического прогресса одинаковы во всех странах.
Российский
менеджмент – творческого осмысление
зарубежного опыта с учетом российской
специфики, т.е. синтез мирового опыта
эффективного управления и существующего
отечественного опыта на базе национально-исторических
особенностей нашей культуры.
1.5.
Проблемы менеджмента
в России
Переход
от административно-командной
1. Приватизации
государственной собственности
как формирование массы
Различные темпы перестройки основных групп субъектов хозяйствования: государства, трудовых коллективов (персонала, руководителей, менеджеров) – осложнили переходные прогрессы и их анализ. Вместе с тем проведенные исследования позволяют выделить следующие напрвления преобразований социально-экономического характера.
2. Кардинальный
отход от социально
Для поведения
руководителей в рамках благоприятной
экономики характерно: сохранение рабочих
мест, минимизация потерь квалифицированных
рабочих при сокращении объектов
производства и его диверсификации.
В рамках рациональной экономики
это жесткое распределение
3. Изменение
поведения и целей трудового
коллектива в сторону более
рационального отношения к
Это, прежде всего, предложения, поступающие ``снизу`` и касающиеся более рационального использования ресурсов, производства более выгодных и потребляемых рынком товаров.
Акционерами из числа рабочих осознается дилемма, возникающая при требовании выплат дивидендов, повышение зарплаты,с одной стороны, и дополнительный налог в форме выплат неработающим акционерам, с другой.
Подобное смешение происходит в силу до конца не прошедшего разделения интересов менеджмента и рабочих. Там где разделение произошло, контроль становится менеджерским, а работники превращаются в элемент издержек в деятельности предприятия.
С другой
стороны, можно отметить увеличение
числа переподготовленных работников,
неконфликтное решение вопросов
увольнения, сокращение производственного
и административно-
Активная роль рабочих-акционеров проявилась и облегчила смену менеджерской команды на предприятии.
4. Изменение в целях выживания предприятия методов управления в сторону открытости.
Российские
менеджеры в начале переходного
периода ориентировалась на управление
с позиций рационального
5. Изменение
характеристики корпуса
Формирование этой категории управленцев происходило по двум направленным. С одной стороны, это работники воспользовались экономической свободой и построили сама свой бизнес. Начальной стадией практически у всех было создание малых предприятий. Как правило, это высокообразованные молодые люди (25-40 лет), способные к быстрой переориентации, хорошие организаторы, желающие и умеющие много работать для достижения своей цели. Менеджеров этой категории характеризует быстрое восприятие норм экономического поведения их ``западных`` коллег, умение комплексно видеть и решать проблемы своего бизнеса, быстрое освоение методов выстраивания деловых, партнерских отношений с ``западными`` коллегами. При этом ранее эти люди, как правило, не имели опыта руководителей работы, хозяйственными объектами, крупными производственными коллективами, так как не проходили школы экономического взаимодействия административно-командной экономики.
С другой
стороны, - руководители крупных предприятий,
управленческий опыт которых сложился
в административно-командной
Для обоих
направлений формирования образа современных
руководителей бизнеса
Глава
2
2.1.
По Югу СССР
Тула, Харьков, Екатеринославль, Севастополь, Донбасс... Большие промышленные центры, с солидным развитием добывающей и обрабатывающей промышленности.
Однако, общее впечатление одинаково: при несомненном росте производства, чувствуется полное отсутствие методического руководства. Мелкий, но очень характерный пример:
Один из Севастопольских заводов. В буфете – бак с кипяченой водой, и к нему на цепи приделана кружка. Цепь короткая, и пьющий непременно представляет собой красиво изогнутый вопросительный знак. Цепь прикреплена низко, к крану, между тем, ее можно было бы прикрепить к ручкам бака. Можно было бы пить, не нагибаясь. Мелком мы сказали об этом нашему проводнику. Усмехнулся, но когда нам на следующий день снова пришлось бы на заводе и проходить мимо буфета – цепь была прикреплена к ручке бака.
Общее впечатление от всего быта и режима производства – именно такое, как от этой кружки. Начиная с генеральных вопросов производства – снабжение материалом, инструментами и рабочей силой, - и кончая мельчайшими деталями – полная неприспособленность частей. Это прекрасно сознается, но всеже капли инициативной деятельности. Однако рады каждому совету из вне.
Другой пример:
Харьковские железнодорожные мастерские. Их двое: новые и старые. Рабочему новых мастерских дана работа, он ее привел «почти» к концу, и у самого конца, когда осталось несколько минут работы, обнаружил, что не хватает пары гаек. В складке нужного ему размера не оказалось. Пошел к мастеру. «Некогда мне, стану я тратить время на поиск гаек! Поищите в старье!» - порылся в куче старого железа – не нашел. Провозился с гайками полтора рабочих дня, и, в конце концов, украдкой снял их со стоявшего в мастерской паровоза. «Как мне было иначе поступить?»
Это похоже на злостный анекдот, но это факт, рассказанный рабочим.
Несмотря на несколько лет борьбы за повышение производства, ряд несомненных успехов в этом направлении, надо сказать определенно: до сих пор в нашем производстве ни вверху – у администрации, ни внизу – у рабочей массы, ни у среднего «начальства» - нет рабочей установки.
Общий крик: «Не хватает инструмента!» на Тульском Оружейном, в замочной мастерской. Из-за этого производство идет из ухаба в ухаб: сегодня 5-6 % брака, завтра 40-45.
Это жалуется замочная мастерская. Ее жалобу поддерживает другая. «Получишь срочный заказ, срок месяца два, закажешь инструмент в инструментальную, а его выполнят через год, через полтора» Эти цифры называются не злобно, а как констатация фактов. «Как же вы выходите из положения?» «У нас своя небольшая инструментальная, при нашей мастерской. Не выгодно это, инструмент дорого обходится, да что делать?» А инструментальная? «Мы не справляемся со всеми заказами». Между тем, рядовые рабочие инструментальной теряют часы на то, чтобы относить на склады готовую продукцию.
«Инструмента нет!» А между тем, обращение с инструментом такое, как будто мы бесконечно им богаты, и вся задача в том, чтобы поскорее его истратить. Лежит большая поверочная плита, которой рабочий только что пользовался, и на нее кидается напильник и молоток. Классический хаос на рабочем месте, с опилками, с совершенно не нужными поломанными деталями.
Можно было бы привести еще десятки и сотни примеров – больших и малых – бедности инструментом, и в то же время, гигантской расточительности инструмента.
А все это потому, что нет тех людей, на ответственности которых это бы непосредственно лежало, которые, стоя непосредственно у работы, специально занимались бы организационной установкой этого дела. Инструментальщики, мастера – этого пока не делают. Инженерский состав больше мечтает о новых машинах.
То же самое наблюдается в отношении приемов работы, определения норм и квалификации, взаимоотношений рабочего и административного состава.
Две типичных картины:
Первая: Один из Севастопольских заводов. Мастер дает работу бригадиру, бригадир передает рабочему. Никаких указаний, как данную работу исполнить, не дается. Бригадир определяет срок работы, и начинается перебранка: мастер требует исполнения в 1,5 рабочих дня, рабочий же говорит, что не сделает и за 8 дней. Торг – соглашение, и рабочий приступает к делу. Если работу можно сделать несколькими разными приемами, рабочий сам должен выбрать какой ему удобнее, и выберет тот, что требует больше времени, и меньше точности, но бригадиру нет дела до того, каким способом выполнена работа, он передаст ее мастеру.
Информация о работе Основные характеристики современного Российского менеджм