Основные характеристики социального пакета на российских предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 00:07, доклад

Описание работы

Сегодня почти на каждом собеседовании, почти в каждом объявлении об открытых вакансиях, наряду с информацией о заработной плате, всё чаще звучит магическое слово «соцпакет».
Но каждый работодатель вкладывает в него свой смысл. Одни подразумевают белую зарплату и отпуск, другие — корпоративные праздники и фитнес-центр, третьи вообще ничего не подразумевают, а о нём упоминают только «для галочки» и переводят разговор на другую тему. В результате соискатели в полном замешательстве.

Работа содержит 1 файл

бжд эссе.docx

— 47.38 Кб (Скачать)

Гуманитарно-экономический

и информационно-технологический  институт

 
 
Факультет Менеджмент
 
 

Эссе

 
 
на тему: Основные характеристики социального  пакета на российских предприятиях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Баешу Кристина Дмитриевна, 
Дистанционная группа обучения 
 
Проверил: 
Лютов Александр Александрович
 
 

Москва 2012 год 

 Сегодня почти на каждом собеседовании, почти в каждом объявлении об открытых вакансиях, наряду с информацией о заработной плате, всё чаще звучит магическое слово «соцпакет».  

 Но каждый работодатель вкладывает в него свой смысл. Одни подразумевают белую зарплату и отпуск, другие — корпоративные праздники и фитнес-центр, третьи вообще ничего не подразумевают, а о нём упоминают только «для галочки» и переводят разговор на другую тему. В результате соискатели в полном замешательстве.

 Данная тема была выбрана для написания по причине её актуальности для каждого гражданина современного общества и чтобы раскрыть занавесу, что подразумевают компании под понятием соцпакет:

  • Что включает в себя государственный соцпакет
  • Какие виды дополнительного социального обеспечения предлагают компании для привлечения персонала.
  • Отношение российских компаний к такому виду мотивации сотрудников, как соцпакет
 

 В большинстве развитых зарубежных государств существует стабильная система стимулирования труда наемных работников, именуемая в экономической литературе «социальным пакетом», основанная на многолетнем опыте компаний и активной работе менеджеров по персоналу. Наиболее явных успехов в этом направлении добились корпорации США и Японии, фирмы, функционирующие в Швеции, Финляндии, Норвегии, Германии, Франции и некоторых других странах. Учет зарубежного опыта в законодательстве и правоприменительной практике материального стимулирования труда, несомненно, является актуальным и для России. 

Устойчивой тенденцией на российском рынке труда становится постоянно возрастающая конкуренция за трудовые ресурсы, причем предложение вакансий по высококвалифицированным кадрам во многих регионах превышает спрос. Система социальных льгот и гарантий, предоставляемых сотрудникам компаниями, во многих случаях способна привлечь или удержать необходимых специалистов.

Руководители  разных компаний и HR-менеджеры далеко не всегда однозначно приветствуют наличие  широкого соцпакета, видя в нем иногда просто дополнительные неоправданные расходы. Довольно часто при этом высказывается мысль, что соцпакет не является одним из серьезных факторов, способных повысить лояльность сотрудников компании. И что интересно, их слова могут подтверждаться практикой работы их же предприятия.

Как бы там ни было, есть обязательные льготы — их работодатель обязан предоставить хоть в соцпакете, хоть без него. Это оплата отпуска, больничных листов и пенсионное страхование для всех, а также медицинский полис для иногородних. То есть оплачиваемый больничный или отпуск по беременности является вовсе не заслугой компании, а обязательным требованием законного трудоустройства. Все остальные щедроты могут быть или не быть — по усмотрению руководства.

Но если компании хотят привлечь в штат хороших  специалистов, то о дополнительных льготах придется подумать всерьез: 72% россиян считают наличие соцпакета важным плюсом при трудоустройстве, и лишь 21% не обращает на него внимания. Ничего не знают о соцпакете или не определились, нужен он или нет, всего 7%

На сегодняшний  день, по данным опросов имеют социальный пакет около 67% российских работников. Большинство из них проживает в Центральном федеральном округе. Лишены дополнительных благ 28% наших соотечественников, а 5% вообще не смогли ответить, имеют ли они соцпакет.

Государственный соцпакет – это такой пакет, который предоставляется государством, имеет обязательный характер и регулируется Трудовым Кодексом Российской Федерации. 

      В обязательный или государственный  социальный пакет входят: 
- оплата больничных листов; 
- предоставление очередного оплачиваемого отпуска; 
- обязательное социальное страхование (отчисления в пенсионный фонд, уплата подоходного налога);  
- возмещение расходов, связанных с командировками сотрудников (ст. 167-168 ТК РФ); 
- возмещение транспортных расходов сотрудникам, работа которых имеет разъездной характер (ст. 168.1 ТК РФ);  
- целый ряд гарантий предоставляется сотруднику при исполнении им государственных или общественных обязанностей (сдача донорской крови, участие в судебном разбирательстве в роли присяжного заседателя и прочее) (ст. 170 – 172 ТК РФ) и т.д.;
 

      «Частный» социальный пакет  – это пакет, который предоставляется работодателем и носит необязательный характер. 

      В «частный» пакет можно включить:

- добровольное медицинское страхование - наиболее привычный и частый элемент соцпакета. Для работодателя здесь выгода прямая, хотя и не очевидная: это профилактика серьезных заболеваний и сезонных эпидемий на производстве. Неслучайно говорят: болезнь легче предотвратить, чем лечить. Ежегодные подсчеты показывают, что выгоднее раз в 3 месяца провести всесторонний медосмотр, чем, не дай бог, три месяца оплачивать больничный. Кроме того, распространенная программа «Врач в офисе» позволяет экономить рабочее время сотрудников и избежать различных «отпрашиваний»;

- льготы на питание. Собственная столовая или бесплатные обеды в офисе работают в первую очередь на сокращение времени обеденных перерывов. С одной стороны, вроде бы, благо для сотрудника, с другой — выгода для работодателя: если столовая располагается в здании, то сотрудники тратят на обед меньше времени. Следовательно, увеличивается фонд рабочего времени, ведь меньше соблазна пройтись по магазинам после обеда;

- оплата мобильной связи

- оплата обучения;

- предоставление ссуд и кредитов
- подарки на различные праздники
- частичная или полная оплата отпуска;  
- предоставление жилья
- предоставление автомобиля
- оплата бензина  
- корпоративные мероприятия
- оплачиваемый иностранный языки и т.д.
 

      В свою очередь «частный» соцпакет с точки зрения функций, выполняемых социальным пакетом, можно разделить на компенсационный и мотивационный.

      К компенсационному социальному пакету относятся меры, которые предпринимает работодатель, для возврата личных средств работника, затрачиваемых им во время исполнения должностных обязанностей. Это, например, такие возвратные выплаты, как оплата мобильной связи, компенсация бензина и амортизации при использовании личного автомобиля, оплата/покупка жилья для работника, место работы которого находится в другом населенном пункте, возврат части или 100% затрат на обучение и т. д. -  в зависимости от уровня компании.

      Мотивационный пакет. По сути, это то, что и является конкурирующим фактором среди разнообразных предложений о работе. Это все дополнительные блага, которые работодатель предоставляет сотрудникам по своей инициативе и за свой счет. Сюда можно отнести и медицинскую страховку, и корпоративный транспорт, и обучение сотрудников.

      Мотивационный пакет в свою очередь разделяют  ещё на три блока: забота о здоровье, развитие корпоративной культуры, отдых  и развлечение.

      К заботе о здоровье сотрудников можно отнести медицинскую страховку. Предложения, направленные на развитие корпоративной культуры, чаще всего подразумевают под собой наличие системы премий, выделение и награждение сотрудников ценными подарками, присвоение разнообразных грейдов и воздание почестей. Данные меры способствуют росту производительности труда сотрудников и поддерживают здоровый интерес к труду.

      Организация отдыха и досуга сотрудников помогает убить сразу двух зайцев: сплачивает коллектив и помогает восполнить силы сотрудников после периода плодотворной работы. Очевидно, что к этому блоку можно отнести корпоративные мероприятия, походы в театр или кино, пикники и экскурсии.

      Обучение  за счет работодателя тоже принимает  разные формы. Скажем, это может быть предоставление беспроцентного кредита  на обучение, частичная оплата обучения, оплата семинаров и курсов.

      Также социальный пакет подразделяют на соцпакеты для отдельных категорий работников: для руководящего состава и для основного штата сотрудников. 
 

Формирование  социального пакета.

      Подходы к формированию социального пакета: 
1. Первый подход предполагает четкую структуру льгот; 
2. Второй подход определяется индивидуальным отношением; 
3. Третий подход – по итогам аттестации.

 
 Формирование социального пакета  и размер отчислений на социальный пакет определяет руководство фирмы  и на его решение влияют следующие  факторы: 
1. Прибыль организации; 
2. Размеры организации; 
3. Отраслевая принадлежность;  
4. Текучесть кадров; 
5. Развитость социальной и кадровой политики и т.д.

Социальный  пакет как благо  для работодателя.

      Преимущества  социального пакета для работодателей:  
- Экономическая выгода; 
- Повышение мотивации персонала; 
- Улучшение имиджа компании; 
- Возможность удержания высококвалифицированных специалистов; 
- Повышение работоспособности и самоотдачи работников; 
- Профилактика серьезных заболеваний и сезонных эпидемий на производстве;  
- Лояльность клиентов; 
- Гарантия стабильности для сотрудников; 
- Сплоченность коллектива, улучшение микроклимата в коллективе; 
- Развитие корпоративной культуры.

Удержанию работников на предприятии, формированию корпоративной  культуры должны способствовать и меры социального плана.

В настоящее  время на рынке труда России ситуация существенно изменилась в пользу соискателей. При этом во многих случаях  работодателям трудно найти специалистов требуемого уровня подготовки. И особенно напряженно складывается ситуация с  высококвалифицированными специалистами  определенных направлений деятельности: таких как стратегический менеджмент, маркетинг, продажи, информационные технологии и др.

Стремление получить специалистов высокой квалификации приводит к конкурентной борьбе за них с помощью разных методов. Повышение уровня заработной платы  остается по-прежнему одним из наиболее важных способов привлечения и удержания  специалистов, но уже не является решающим. Как показывает практика, мотивационный  КПД от базовой оплаты весьма низок, потому что работник довольно быстро привыкает к уровню текущей заработной платы (в среднем в течение 1-8 месяцев). К тому же платить сотрудникам  только оклад — значит, в конечном счете, окружить себя середнячками. Поэтому  все большее значение приобретает  личностно ориентированная социальная политика фирм: использование так  называемых социальных пакетов, а также  системы участия в прибылях.  

Идеальный социальный (компенсационный) пакет включает:

  • медицинское обслуживание и страхование жизни;
  • образовательные программы;
  • дотацию на отдых, проезд, бесплатное питание (иногда даже трехразовое);
  • предоставление машины, мобильного телефона;
  • оплату детских садов и яслей, тренажерных залов и бассейнов;
  • негосударственное пенсионное страхование;
  • а также дополнительные дни к положенному по Трудовому кодексу РФ 28-дневному отпуску.

Как правило, на сегодняшний день набор льгот  в российских компаниях ограничивается 2-3 пунктами из этого списка (обычно медицинское обслуживание и бесплатное питание — обеды). Согласно официальным, дело со льготами в иностранных компаниях, работающих в России, обстоит по-иному.

  1. Дополнительно к государственному медицинское страхование предоставляют своим работникам 79 % компаний (причем большинство из них оплачивают его полностью).
  2. Примерно 80 % компаний оплачивают питание своих сотрудников (затраты на одного работника колеблются от 2,5 до 8 $ в день).
  3. Автомобиль и сотовый телефон предоставляются главе фирмы, руководителям высшего звена (топ-менеджерам) и реже — представителям среднего менеджмента. Многие иностранные компании обеспечивают автомобилем менеджеров, которым он служит инструментом для работы (менеджерам по продажам, специалистам по устранению неполадок и т.п.).
  4. Около 40 % фирм выдают работникам кредиты. Проценты колеблются от 0,6 до 15, а срок возврата — от 1 до 5 лет. При этом учитываются статус и заработная плата работника.
  5. 24 % компаний предоставляют льготы иногородним специалистам: возмещают транспортные расходы на переезд работника и перевозку вещей, а также вносят арендную плату за жилье.

Информация о работе Основные характеристики социального пакета на российских предприятиях