Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:52, реферат
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении
социально-экономическими системами.
Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные
функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов и методов менеджмента.
Введение ……………………………………………………………..…….. 3
1 Функции менеджмента ……...……..…………………………….……...4
1.1 Прогнозирование и планирование……………...………….…....4
1.2 Функция организации …………………………….. ..……….…...11
1.3 Мотивация и стимулирование……………………………………
1.4 Контроль………………………………………………………………
2 Принципы менеджмента……………………………………..…………..13
3 Основные методы менеджмента………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………..14
Список используемой литературы………………………………………….15
Скалярный принцип. Относится к цепочке прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективней процесс принятия решения и коммуникации.
Принцип диапазона управления.
Еще одной важной характеристикой организации управления является
уровень централизации (децентрализации) полномочий (власти).
Централизация – концентрация
прав на принятие решения на
высшем уровне управления организацией.
Децентрализация – передача
прав низшим уровням управления.[5]
1.3. Мотивация
и стимулирование.
Мотивация – это процесс
достижения личностных целей и целей организации.
Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры. Потребность – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.
К числу таких теорий относят теории Маслоу, МакКлелланда и
Герцберга.[6]
Теория А. Маслоу:
1.
Потребности делятся на
защищенности) и вторичные (социальные, уважение, самовыражение).
2. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная
потребность.
3. После того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее
воздействие прекращается.
Теория МакКлелланда:
1. Три потребности, мотивирующие человека, - это потребность власти,
успеха и принадлежности.
2. В настоящее время важны эти потребности высшего порядка, поскольку
потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.
Теория Герцберга:
1.
Потребности делятся на
2.
Наличие гигиенических
неудовлетворению работой.
3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней Маслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека.
4. Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность проблемы.
В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер
Должен :
во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника;
во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников;
в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для
того, чтобы был
полностью мотивирован и
четко представлять себе, чего от него ждут.[7]
Система стимулирования – это совокупность взаимосвязанных и
взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей.
Стимулы делятся на
Материальные, в свою очередь, делятся на денежные (заработная плата,
доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие из социальных (мед. обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т.п.) и функциональных (улучшение организации труда, улучшение условий труда).
Нематериальные стимулы состоят из социально-психологических
(общественное признание, похвала, поддержка и одобрение), творческих
(повышение квалификации, стажировки и командировки) и стимулов свободного времени (гибкий график работы, доп. отпуск). [8]
Таким образом,
мотивация зависит от потребностей,
ожидания и восприятия работниками
справедливого вознаграждения за выполненную
работу.
1.4. Контроль.
Контроль, как правило, ассоциируют с властью, «командованием»,
«поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля. В сомом общем виде контроль можно представить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.[9]
Контроль – одна из ведущих функций управления. Существует множество формулировок определений функции контроля. Одна из них – контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.
Посредством функции
скорректировать
деятельность организации для
предотвращения кризисного положения.
Контроль позволяет фиксировать
ошибки, сознательные и несознательные
нарушения и исправлять их до того,
как они возникнут на пути достижения
цели. Вместе с тем контроль
позволяет определить, какая деятельность
на пути достижения цели была наиболее
эффективна.[10] Эффективное сочетание
различных видов контроля с учетов
параметров внешней и внутренней
среды – залог успешного
функционирования организации.[11]
Принципы управления Анри Файоля:
1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком
вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать
приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где
даются полномочия
— там возникает
3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к
достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного
непосредственного начальника.
5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной
цели, должна быть объединена единым планом, иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных
интересами компании или организации большего масштаба.
7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и
поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является
естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий.
9. Скалярная цепь. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на
руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена.
10. Порядок. Место — для всего и все на своем месте.
11. Справедливость. Справедливость—это сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала.Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер.
13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
14. Корпоративный дух. Союз — это сила,
а она является результатом гармонии
персонала.[14]
3.
Основные методы
менеджмента.
Важно отметить, что эффективное управление возможно лишь на основе сочетания, неразрывного единства четырех групп методов — экономических, административных, социально-психологических и воспитательных. Лишь их совместное взаимосвязанное применение способно сделать труд рациональным и привлекательным, а его результаты — эффективными, полезными обществу и каждому из нас[15].
Первый из экономических
«Хозрасчет»: две составляющие: «хозяйственный» и «расчет». Главным здесь является первое слово, а «расчет» — второстепенным, хотя и важным. Полный хозрасчет и сочетании с самофинансированием обеспечивает хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность на предприятии, а также oплата труда осуществляются за счет заработанных средств. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из выручки, полученной при реализации
продукции, работ и услуг, производимых предприятием. В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности становится прибыль или доход. После того как часть прибыли или дохода будет выплачена по обязательствам предприятия, все, что останется, поступает в полное распоряжение Собственника предприятия и расходуется на развитие производства, оплату труда и социальные нужды. Исходя из этой общей установки на каждом предприятии может вводиться одна из возможных форм или,
как часто говорят, моделей хозрасчета.
Выбор модели хозрасчета
Ценообразование.
В рыночной экономике
1. Производственная цена, по которой производитель поставляет товар крупными партиями оптовым торговцам.
2. Оптовая цена — цена, по которой оптовые торговые фирмы продают товар
крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей.
3. Розничная цена — цепа, но которой ведется продажа товара в магазинах в розницу и небольшими партиями.
4. Рыночная цена — цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке в данное время.
5. Базисная цена — согласуется путем переговоров между продавцом и покупателем крупных партий товара.
6. Монопольная цена — это цена, устанавливаемая монополиями выше или ниже цены производства. Выше — для сбыта своих товаров и ниже — для товаров, приобретаемых у других фирм.
Информация о работе Основные функции, методы и принципы менеджмента