Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:21, реферат
Характеристика основных функций менеджмента.
Основными функциями менеджмента являются планирование, организация, мотивация, регулирование и контроль. Все функции менеджмента взаимосвязаны, образуют систему.
Функции менеджмента образуют единый процесс управленческой деятельности, где каждая функция относительно самостоятельна, имеет свои специфические методы, инструменты. Содержание каждой из функций также развивается.
Характеристика
основных функций
менеджмента.
Основными функциями менеджмента являются планирование, организация, мотивация, регулирование и контроль. Все функции менеджмента взаимосвязаны, образуют систему.
Функции менеджмента образуют единый процесс управленческой деятельности, где каждая функция относительно самостоятельна, имеет свои специфические методы, инструменты. Содержание каждой из функций также развивается.
Выполнением основных функций менеджмента занят весь аппарат управления. Однако определяющее значение имеет деятельность руководителя, который выполняет различные роли. Эти роли взаимосвязаны.
Рассмотрение основных функций управления и ролей руководителя является центральной проблемой менеджмента.
Планирование.
Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач.
Формы планирования:
В
зависимости от направленности и
характера рассматриваемых
Основные требования к стратегическому планированию включают обеспечение: сохранения целостности организации, ее выживания и стабильного развития в перспективе; гибкости организации; возможности адекватной реакции на воздействие внешней среды; адаптации к изменениям; учета и использования сильных сторон организации; привлекательного имиджа, образа организации для ее работников, партнеров и потребителей.
Возрастание значения планирования, особенно стратегического, для современных организаций обусловлено в первую очередь:
Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле.
Стратегическое планирование отвечает на вопрос, что должна делать организация в настоящем , чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с внешней средой в будущем .
Среднесрочное планирование чаще всего именно этот срок более всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. составляется на 5 лет, т.к. В этих планах формулируются основные задачи на установленный период, например производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения; стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материального снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства.
Среднесрочные
планы предусматривают
Текущее (оперативное) планирование заключается в определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно это планирование осуществляется на год. Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.
Текущее
планирование осуществляется путем
детальной разработки оперативных
планов для фирмы и её подразделений,
программ маркетинга, планов по научным
исследованиям, планов по производству,
материально-техническому снабжению.
Основными звеньями текущего плана
являются календарные планы (месячные,
квартальные, полугодовые), которые
представляют собой детальную конкретизацию
целей и задач, поставленных перспективным
и среднесрочным планами. Календарные
планы составляются на основе сведений
о наличии заказов, степени загруженности
мощностей и их использовании
с учетом обусловленных сроков исполнения
каждого заказа, товарных запасов, товароснабжения,
состояния конъюнктуры рынка. В
календарных планах предусматриваются
расходы на реконструкцию и замену
оборудования, сооружения новых предприятий,
обучение рабочей силы. В планы
по сбыту продукции и
Таким образом, можно сказать, что планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.
Организация.
Также
важной функцией управления является
функция организации, которая заключается
в установлении постоянных и временных
взаимоотношений между всеми
подразделениями фирмы, определении
порядка и условий
Для эффективного выполнения работы, обеспечивающей достижение целей организации, необходимо делегирование полномочий. Вместе с делегированием полномочий передаются и средства для выполнения работы, решения проблемы. Важное следствие делегирования - создание определенной структуры организации . Задача руководителя - так делегировать полномочия, чтобы сформировалась структура, отвечающая внутренним и внешним факторам (условиям).
Критерием
эффективности структуры
Структура организации должна отвечать ее стратегии . Формирование структуры идет от общего к частному и включает следующие этапы :
Структуры
организаций многообразны. Это обусловлено
многообразием самих
Основными характеристиками бюрократической структуры являются: высокая степень разделения труда; развитая иерархия управления; длинная цепь управленческих команд; большое число норм, правил и процедур, регламентирующих деятельность исполнителей; четкое и детальное разграничение полномочий.
Критерием
совершенствования
Основными факторами , влияющими на структуру организации, являются ее масштаб, характер работы (узкая специализация или конгломерат), позиция на рынке (лидер или аутсайдер), производимая продукция (наукоемкая, традиционная и т.д.). С учетом этих факторов осуществляется департаментализация , т.е. выделение в структуре основных частей, департаментов и блоков, отделений и отделов, служб, бюро.
Традиционно
здесь выделяются функции непосредственно
производства, обращения (поставки ресурсов
и реализации готовой продукции,
услуг), финансовая и инвестиционная
сферы. Такой подход был приемлем
и для структуры
В зависимости
от масштабов организации
Преимуществами
функциональной структуры являются:
конкретность ответственности подразделений;
стимулирование деловой активности
и профессионального роста
Достоинства функциональной структуры наглядно проявляются при ограниченном числе функций. При расширении их спектра удлиняется цепь команд, возрастает вероятность конфликтов. С ростом концентрации производства, его инверсификацией и интернационализацией усиливается потребность в других основаниях построения структуры .
Такая структура
позволяет лучше решать
К недостаткам
такой структуры можно отнести
неизбежное дублирование
Примером
ориентации структуры на
В соответствии с этим критерием формируются структуры крупных сбытовых организаций, обеспечивающих и сервисное обслуживание, аудиторские организации, а также некоторые некоммерческие организации, примером здесь могут быть налоговые инспекции, органы статистики и внутренних дел, суды.
В транснациональных корпорациях в зависимости от соотношения доли операций внутри страны и на международном рынке, создается глобальная продуктовая или глобальная региональная структура. Естественно, возможны комбинации различных структур.
Таким образом, существуют различные виды дивизиональной структуры - функциональная, продуктовая, ориентированная на определенный регион или группу потребителей.
Организационная структура обусловлена в первую очередь стратегией организации, а также воздействиями внешней среды. Высокий динамизм этой среды приводит к неадекватности структуры изменениям среды. Это проявляется в снижении уровня компетенции руководства и запаздывании в принятии решений в жестко регламентированных структурах.
В
бюрократической или
Основными видами адаптивных, или органических, структур являются проектная и матричная .