Основные черты инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:55, реферат

Описание работы

Обеспечение условий для развития организации, достижения конкурентных преимуществ в товарно-рыночных позициях, особенно в условиях перемен, происходящих в хозяйственной и общественной жизни страны, вызывает необходимость переоценки взглядов на содержание, роль и значение управления инновациями. В настоящее время успехи в деятельности предприятий многие ассоциируют со знаниями, неразрывно связанными с инновациями и рассматривают их как один из важнейших ресурсов, которые требуют системы управления всем процессом получения, развития и преобразования знаний в коммерческий продукт с целью обеспечения преимуществ перед конкурентами.

Работа содержит 1 файл

Управление инновационными процессами.docx

— 62.20 Кб (Скачать)

     Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет: - совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что приводит к снижению издержек производства и повышению качества продукции; - увеличение объёма продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей; - возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.

     Развитие  каждой базовой технологии характеризуется  S-образной логической кривой. Наклон кривой и переломные точки развития в каждый период времени отражают эффективность технологии и степень использования технологического потенциала. По мере приближения к пределу дальнейшее использование данной технологии экономически нецелесообразно.

     Динамика  развития технологии по S-образной кривой зависит от накопленного со временем опыта. Успешность технологических инноваций зависит от скорости адаптации новшества к реальным условиям производства и особенностей среды, в которой происходит инновационный процесс. Взаимосвязь продуктовых инноваций и инноваций технологических. И. Ансофф выделяет 3 возможных уровня изменчивости технологии относительно жизненного цикла спроса: стабильная, плодотворная и изменчивая технология. В настоящее время любая исторически стабильная отрасль способна мгновенно превратиться в изменчивую за счет диверсификации смежных технологий. Вероятность такого события на любом участке жизненного цикла спроса повышает требования к принятию управленческого решения на основе реальной оценки последствий применения новой технологии. Особенности социальных инноваций по сравнению с материально-техническими:

  • более тесная их связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой;
  • большая сфера применения, т.к. технические новшества часто сопровождаются необходимыми управленческими и экономическими нововведениями, в то время как сами социальные нововведения не требуют нового технического оснащения;
  • сильная зависимость использования новшества от групповых или личностных качеств;
  • их реализация характеризуется меньшей наглядностью обеспечения преимуществ и сложностью расчета эффективности;
  • при реализации отсутствует стадия изготовления (она совмещена с проектированием), что ускоряет инновационный процесс;
  • они вызывают особую авторскую активность, т.к. разрабатываются коллективно и со многими согласовываются.

     Из  многообразия социальных нововведений наибольшую значимость в инновационном процессе имеют инновации человеческой деятельности, поскольку они напрямую связаны с ролью лидера, новатора.

  1. по инновационному потенциалу:
  • радикальные (базовые), которые включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения является обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей. Именно радикальные нововведения с большим успехом могут найти распространение в других областях и тем самым, создать новые потребности и новые рынки сбыта. Их создание связано с большим уровнем рисков и неопределенностей, технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной , отдача от них непропорционально значительна.
  • улучшающие (модифицированные), которые приводят к улучшению или дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Это наиболее распространенный тип инноваций. Малые улучшения создаются в ходе непосредственно наблюдения как в сфере потребления товара, так и в технологии его производства. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек производства и поэтому обязательно реализуется. Особое значение придается таким нововведениям в условиях массового производства, в результате чего возникают сбалансированные по своим параметрам продукты, нацеленные на длительное удержание рыночных позиций;
  • комбинаторные (инновации с предсказуемым риском), которые представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера. Разработка нового поколения продуктов (в т.ч. путем сочетания различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успешно, что отличает их от радикальных. Такие нововведения под силу только крупным предприятиям и редко встречаются в хозяйственной практике. По уровню отдачи они близки к радикальным.
  1. по принципу отношения к своему предшественнику:
  • замещающие, которые предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций;
  • отменяющие, которые исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен;
  • возвратные, которые подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения;
  • открывающие, которые создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников
  1. по объёму применения:
  • точечные
  • системные
  • стратегические
  1. по эффективности:
  • эффективность производства
  • эффективность управления
  • улучшение условий труда и т.д.
  1. по социальным последствиям:
  • вызывающие социальные издержки;
  • новые виды монотонного труда;
  • вредные условия труда и т.п.
  1. по особенностям механизма своего осуществления:
  • единичные (на один объект);
  • диффузные (на многие объекты);
  • завершенные и незавершенные;
  • успешные и неуспешные

     Данная  классификация позволяет высветить  ряд проблем, решение которых  неизбежно попадает в поле зрения руководителя. Прежде всего это касается установления коммуникаций между исследовательскими и маркетинговыми подразделениями фирмы, а также формирования соответствующей организационной структуры. Т.е. в данной классификации выдвигается одна из задач нововведения - его коммерческая реализация. “Не изобретения новых технологий меняют мир, а инвестиции в их широкое использование” (А. Чендлер).

  1. по особенностям инновационного процесса:
  • внутриорганизационные, когда разработчик, проектировщик, изготовитель пользователь, организатор инновации находятся в одной структуре;
  • межорганизационные, когда все три роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса
  1. по источнику инициативы:
  • прямой социальный заказ (переносные, заимствованные);
  • в результате изобретения (собственные, самостоятельные)
  1. Опыт  управления инновационной  деятельностью на примере фармацевтической компании.
    1. Инновационный менеджмент в деятельности фармацевтической компании

Фармацевтический  рынок в современном понимании  этого слова появился в России лишь в девяностых годах прошлого столетия и по своему динамизму может  сравниться разве что с рынком продукции высоких технологий –  современной электроники, средств связи, компьютеров и программного обеспечения.

Достаточно точно  отражая мировой рынок лекарств по спектру продукции, российский фармацевтический рынок имеет в то же время ряд  особенностей, существенных с точки  зрения инновационного процесса.

Корни российского  фармацевтического рынка уходят в систему лекарственного обеспечения  Советского Союза, которая, в свою очередь, была своеобразным продуктом «социалистической  интеграции», т.е. системы разделения труда между странами коммунистического  блока. При этом роль основных производителей готовых лекарственных форм отводилась Польше, Венгрии, ГДР, Югославии, в меньшей мере Болгарии и Чехословакии. В СССР же концентрировалась химическая промышленность, которая обеспечивала сырьем и полуфабрикатами производителей конечного продукта.

Таким образом, доминирование зарубежных производителей на отечественном рынке лекарств было заложено изначально. Неблагоприятные  тенденции в экономике в конце  восьмидесятых - начале девяностых годов  сделали ранее существовавшую систему  лекарственного обеспечения экономически несостоятельной: покупка лекарств за рубежом оказалась не по карману  ни государству, ни гражданам. Положение  усугубилось тем, что цены на лекарства  стали определяться рыночными механизмами, роль государства в лекарственном  обеспечении упала до минимума. При  этом отечественные производители  лекарств оказались неконкурентоспособными: неэффективный менеджмент, неразвитая технология и слабые стартовые позиции  поставили подавляющее большинство  их на грань банкротства. В результате за последние 6 лет доля отечественной продукции на рынке лекарств ни разу не превысила 50%, а за последние 3 года она постоянно составляет менее 40%.

Еще одна особенность  российского фармацевтического  рынка, существенная с точки зрения инновационного процесса, заключается  в четкой его сегментации по инновационному признаку: доминирующие по объемным и  стоимостным показателям иностранные  производители сосредотачивают  у себя почти 100% инновационных продуктов. Из тысяч лекарственных средств, выпускаемых российскими заводами, единицы можно считать оригинальными. Вновь регистрируемые лекарственные  средства отечественного производства почти на 100% являются генериками, т.е. воспроизведением уже известного.

Таким образом, инновационный потенциал российского  фармацевтического рынка сконцентрирован  в руках зарубежных производителей.

Важно отметить при этом, что из всех упомянутых выше стадий инновационного процесса в России на фармацевтическом рынке  реализуется в первую очередь  маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом  нового продукта на рынок); приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, и т.д. а также приобретение овеществленной инновационной технологии являются на сегодняшний день скорее исключением, чем правилом. Причинами такой ситуации являются как отсутствие у российских производителей ресурсов, необходимых для полноценной разработки новых лекарств (около пятисот миллионов долларов на полный цикл разработки и внедрения одного оригинального лекарственного средства), так и особенности нормативно-правовой базы, не защищающие пионера от практически мгновенного воспроизведения инновации. Зарубежные производители тоже не спешат с развитием в России своего инновационного производства: не хватает кадров, стабильности рынка, законодательной стабильности, и, самое главное, туманна перспектива сбыта…

Суммируя описанную  картину, следует признать, что наиболее частые ситуации, требующие инновационного менеджмента на рынке лекарств России, можно классифицировать так:

  • внедрение нового продукта на уже охваченный деятельностью фирмы сегмент рынка
  • внедрение уже известного продукта фирмы на новый для фирмы сегмент рынка
  • внедрение нового продукта на новый для фирмы сегмент рынка

Необходимо отметить, что предметом дальнейшего анализа  является деятельность российского  подразделения (представительства  или дочернего предприятия) иностранной  фармацевтической компании в России как типичного субъекта инновационного менеджмента на российском фармацевтическом рынке, независимо от того, является ли инновация местной инициативой  или исходит от головного отделения  компании.

В ходе реализации инновационного проекта перед руководством фирмы неизбежно возникают разнообразные  проблемы, как правило, включающие:

  • финансовый дефицит
  • кадровый дефицит
  • особенности нормативно-правовой базы
  • внутренняя готовность руководства компании к переменам
  • несоответствие организации фирмы новым задачам
  • непригодность глобальной стратегии корпорации в реалиях российского рынка

Информация о работе Основные черты инновационного менеджмента