Основные черты инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:55, реферат

Описание работы

Обеспечение условий для развития организации, достижения конкурентных преимуществ в товарно-рыночных позициях, особенно в условиях перемен, происходящих в хозяйственной и общественной жизни страны, вызывает необходимость переоценки взглядов на содержание, роль и значение управления инновациями. В настоящее время успехи в деятельности предприятий многие ассоциируют со знаниями, неразрывно связанными с инновациями и рассматривают их как один из важнейших ресурсов, которые требуют системы управления всем процессом получения, развития и преобразования знаний в коммерческий продукт с целью обеспечения преимуществ перед конкурентами.

Работа содержит 1 файл

Управление инновационными процессами.docx

— 62.20 Кб (Скачать)

     6,5% - приобретение технологических  инноваций;

     10,0% - прочие технологические инновации.[5]

     За 2002 год было создано 637 передовых  технологий, из них принципиально  новых - 44, что составляет 6,9%. Число  организаций, использовавших передовые  технологии, составляет 0,09% от общего числа  организаций в промышленности. За последние 9 лет освоено 56 432 передовые  производственные технологии.[5]

     В результате проведенных исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инновациям в России и доли их влияния  на данный процесс:

     Недостаточность денежных средств – 40%;

     Низкий  уровень научно-технического потенциала – 27%;

     Недостаток  финансовой поддержки государства  – 17%;

     Высокая стоимость технологических инноваций  – 16% [5]

     Анализ  динамики основных экономических показателей  по четырем агрегированным комплексам отраслей за период с 1993 по 2002 год позволил получить следующие результаты:

     1. Средняя рентабельность промышленности снижалась, но на начальных этапах технологических процессов она была выше, чем на завершающих, в то время как в развитых странах при возрастании степени технологической обработки продукта наблюдается рост рентабельности производства и валовой добавленной стоимости.

     2. Наименьшее снижение объема выпуска  и инвестиций приходится на  комплекс "ресурсы, энергоносители  и энергия", наибольшее - на инвестиционный  комплекс, комплекс конечной продукции  и производственной инфраструктуры. Во многих отраслях не осуществляется  даже простое воспроизводство,  углубляется разрыв кооперационных  связей, технологические цепочки  укорачиваются и упрощаются.

     3. Положительное сальдо внешнеторгового  баланса формируется за счет  экспорта сырья и энергоносителей.  В структуре экспорта и в  общем объеме промышленного производства  значительно возрастает доля  первичных ресурсов и продукции  с низким уровнем переработки.  В структуре импорта более  80% составляет продукция машиностроения, продовольствие и ТНП.

     4. Сохраняется резкое снижение  инновационной активности промышленных  предприятий - до 3-5%. В таких условиях  необходим поиск новой последовательности локальных зон развития элементов технологической структуры экономики, которая бы обеспечила:

     - устойчивый и быстрый экономический  рост;

     - уменьшение структурно-технологических  диспропорций в производственно-технологической  структуре экономики и, как  следствие, повышение качества  экономического роста;

     - гарантирование национальной независимости  в обеспечении страны важнейшими  продуктами (стратегическими ресурсами,  продовольствием, товарами народного  потребления и т.д.);

     - повышение уровня и качества  жизни населения;

     - воссоздание механизмов ориентации  и воспроизводства качественной  рабочей силы. [3]

Пути  выхода из кризисной  ситуации

     Очевидно, что в современной России только экономический рост способен обеспечить финансовые и другие ресурсные накопления, необходимые для качественных изменений  в национальной экономике и технологической  модернизации производства. Такой подход позволит также ликвидировать сложившуюся  диспропорцию в технологической  структуре экономики: в настоящее  время доля промышленности в ВВП  составляет не более 26%, в бывшем СССР она равнялась 37%, а в развитых промышленных странах превышает 45%.[4]

     Принимая  во внимание, что в настоящее время  федеральная правительственная  программа экономического развития основана на экспорте природных ресурсов, что позволяет иметь темпы  роста от 2% до 8% ВВП ежегодно, целесообразно  проанализировать иное направление  развития экономики. Это направление  именуется ресурсно-инновационным, и его внедрение позволит повысить темпы роста ВВП более чем  на 14% ежегодно. Примером может служить  развитие Москвы. Здесь уже ряд лет темпы роста ВВП (ВРП) составляют более 14%, а в 2002 году в ОПК столицы (а это 370 предприятий) прирост ВВП превысил 20%. [4] В основе созидательной (инновационной) стратегии развития экономики лежит естественное для промышленно развитой страны условие - последовательное сокращение доли экспорта первичных ресурсов и энергоносителей с целью увеличения объемов их внутреннего эффективного потребления с последующим наращиванием экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости. В результате существующий производственно-технологический потенциал станет востребованным, что позволит создать перспективную технологическую структуру промышленности на основе освоения новых технологий и инноваций.

     Что же необходимо для построения эффективной  инновационной политики в Российской федерации? [4]

     Во-первых, необходимо обеспечить спрос на инновации  со стороны основных отечественных  потребителей знаний и идей – бизнеса. При этом необходимо пропагандировать отечественные разработки, доводить результаты проводимых изысканий до широкой общественности, поскольку, как мне кажется, явный недостаток информации о деятельности российских научных центров служит дополнительным козырем в колоде иностранных  производителей высоких технологий. Предприятия просто вынуждены покупать западные инновационные продукты, причем, зачастую уступающие российским аналогам, и по завышенным ценам.

     Во-вторых, стимулировать увеличение предложения  инновационных идей со стороны отечественных  производителей – научных и исследовательских  организаций. Для этого необходимо несколько видоизменить организационные  структуры учреждений науки. При  этом необходимо сформировать четкое понимание того, что наука также  нуждается в грамотном экономическом  подходе. Научные организации должны сами стремиться на рынок, искать инвесторов для своих исследований, заинтересовывать конечных производителей своей деятельностью. Научным институтам требуется грамотный  маркетинг и PR. Только тогда в российскую науку потекут инвестиционные потоки. Только тогда, зарабатывая реальные деньги на прикладной сфере, научные организации будут иметь достойное финансирование на приобретение современного оборудования, оплату труда своих работников, проведение в жизнь образовательных программ и, наконец, на крайне затратные и рисковые фундаментальные исследования.

     В-третьих, государство должно всеми доступными ему способами обеспечить связь между отечественными производителями знаний и их потребителями, по возможности, не только внутри страны, но и на международном уровне. Науку нужно концентрировать,- идея наукоградов, ГНЦ и крупных исследовательских центров не должна умереть. В условиях рассредоточенности научных ресурсов очень сложно добиться быстроты, эффективности и экономичности научных разработок. Но при этом данные научные центры должны быть максимально открытыми для заказчиков технологических разработок. Они не должны быть организованы по советскому принципу: километры колючей проволоки и номер почтового ящика вместо адреса. Должно быть так, чтобы любой желающий заказать какие-либо исследования в интересующей его области знал, где это можно сделать, во сколько это ему обойдется, и был уверен в высоком качестве полученного результата.

     Только  при наличии всех трех составляющих образуется замкнутый инновационных  цикл: наука – производство –  наука.

     Чтобы добиться этого, необходимо совершенствовать инновационную инфраструктуру, то есть организационную и законодательную  среду, обеспечивающую связь между  наукой и бизнесом. По данным Минобразования России, сейчас организационная инфраструктура в сфере инноваций включает 76 университетских технопарков, 12 ИПЦ, 4 ИПК, около 2000 малых инновационных  предприятий при университетах. [4] При этом результаты инновационной  деятельности остаются не востребованными  отечественным производством. Причина  в том, что целью построения инфраструктуры изначально являлась не ориентация науки  на потребности бизнеса, а «сохранение  научно-технического потенциала». Несовершенна и законодательная составляющая: не урегулированы права собственности  на продукты интеллектуальной деятельности, созданные в советский период, отсутствуют эффективные механизмы  коммерциализации прав собственности, принадлежащих государству.

     Наконец, и это, пожалуй, самое главное, следует  определиться с инновационной стратегией. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что реализация высокотехнологичного пути развития экономики России может  осуществляться по двум принципиально  различным направлениям. Первое связано  с осуществлением промышленной политики, второе — с проведением политики, направленной на стимулирование и развитие конкуренции.

     Реализация  первого пути подразумевает централизацию  принятия решений и выбор приоритетов  экономического развития. Этот путь ориентирован на поддержку отечественных компаний путем государственного вмешательства  в конкуренцию через инструменты  протекционистской и налоговой  политики. К странам, в которых  была успешно реализована промышленная политика, как правило, относят Японию и «азиатских тигров». [4]

     Конкурентная  политика основана на принципах низкого  уровня ограничений для развития бизнеса при равенстве условий  для отечественных и зарубежных компаний. При этом упор делается не на вертикальное отраслевое развитие, а на стимулирование межотраслевых  связей. Характерным примером стран, успешно реализовавших конкурентную политику, служат США и Финляндия.

     Успех России при переходе от инерционной  к инновационной схеме развития во многом зависит от правильности выбора стратегии. Очевидно, что такая  стратегия должна быть направлена на восстановление роли научного потенциала России как необходимого технологического звена в производстве конкурентоспособной  отечественной продукции. Очевидно также, что решать эту задачу необходимо не за счет увеличения государственного участия в финансировании науки, а за счет устранения пробелов инновационного цикла.  
 

    1. Классификация инноваций и инновационных процессов.
 

     Особенности инновационных процессов обуславливаются  преобладающим типом нововведений, образующих данные процессы. В свою очередь классификация нововведений позволяет реализующей их организации:

  • обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможностей и ограничений;
  • обеспечить эффективную взаимосвязь между конкретным видом нововведения и инновационной стратегией;
  • обеспечить программное планирование и системное управление нововведением на всех стадиях его жизненного цикла;
  • разработать соответствующий организационно-экономический механизм реализации нововведения и замены его новым в целях обеспечения стратегических задач организации;
  • выработать соответствующий механизм компенсации (преодоление антиинновационных барьеров), позволяющий уменьшить воздействие нововведения на устойчивость и равновесие системы.

     В литературе приведен ряд классификаций  инноваций. Например, А.И. Пригожин предлагает типологию нововведений по 9 признакам:

     1) по типу новшества:

  • материально-технические;
  • экономические;
  • организационно-управленческие;
  • правовые;
  • педагогические

     С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации материально-технические инновации включают:

  • инновации-продукты;
  • инновации-процессы.

     Продуктовые инновации позволяют обеспечить рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (это возможно при условии объективно существующего неудовлетворенного спроса и проведении активной сбытовой и рекламной политики, формирующей повышенный интерес к новинке, но это кратковременно), так и за счет увеличения объёма продаж  (фирма разрабатывает и предлагает на существующем товарном рынке привлекательные, высокоэффективные продукты, переключая тем самым спрос на себя по данному типу продукции; фирма создает новый продукт и заполняет им неудовлетворенный спрос за счет нахождения новой ниши на существующем рынке и удерживает некоторое время монопольное положение; при этом в зависимости от уровня новизны освоение фирмой выпуска новой продукции требует частичного или полного обновления технологических процессов).

Информация о работе Основные черты инновационного менеджмента